Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежный опыт административных реформ и возможности его использования в современной России.




Администрати́вная рефо́рма — реформа системы государственного управления.

Любая АР имеет два взаимосвязанных направления:

1. Институциональный аспект изменение взаимоотношений между органами ГУ (функциями и задачами) ; институциональная адаптивность – создание институтов, способных отвечать общественным запросам;

2. Кадровый аспектреформа ГС (изменение системы набора, карьерного продвижения, мотивации, заработной платы государственных чиновников).

Можно выделить два типа административных реформ, разворачивающихся в настоящее время.

1. АР, проводимые одновременно с изменением политической системы – смена общественного строя → требует создания новой системы ГУ, адекватной экономическим и социальным отношениям.

Эти АР проводятся во всех бывших социалистических странах (Польша, Венгрия, Чехия, Россия и др.) и включают разработку законодательства, реорганизацию госаппарата, формирование государственной службы, развитие местного самоуправления и т.д.

2. АР, осуществляемые в рамках стабильной политической системы – направлены на модернизацию всей административной системы или ее отдельных частей. Эти АР характерны для большинства развитых стран с рыночной демократией (Великобритания, Новая Зеландия, Франция).

Каждая зарубежная страна накопила собственный опыт в сфере административных реформ. Этот опыт имеет существенные особенности, обусловленные политическими, историческими, правовыми и культурными особенностями данного государства.

Вместе с тем вектор административных реформ можно считать общим. Это и позволяет выделить цели реформ, основные направления и виды современных административных реформ. Что касается радикализма проводимых изменений, то некоторые страны ориентировалась на всесторонние преобразования, другие стремились сохранить сложившийся порядок и считали для себя приемлемым только небольшие его модификации.

Цели административной реформы во многом предопределяются особенностями функционирования публичного управления в той или иной стране. Так, в англосаксонских странах важнейшей задачей в сфере публичного управления традиционно было создание системы защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Главное внимание в связи с этим уделялось ответственности публичной администрации и судебному контролю, а, следовательно, процессуальным нормам. Для романо-германских стран важное значение имеет обеспечение эффективности деятельности публичной администрации и участия структур гражданского общества о процессе принятия управленческих решений. В странах Восточной Европы и странах, возникших на постсоветском пространстве, до конца не изжиты черты административно-командного управления, сложившего на базе огосударствленной экономики; избыточность прямого государственного управления в экономической и социальной сферах.

Четыре группы стран

1) Англосаксонская - Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия (в Австралии АР были проведены наиболее радикально, построены на чистой концепции государственного менеджмента). 1.Ориентир на качество п редоставляемых государством услуг; 2 Внедрение системы конкуренции среди государственных организаций, основанной на принципах частного сектора; 3. Квантификация (количественное выражение) стоящих перед государством целей;4 Ориентация на клиента, учёт многообразия потребностей

Романо-Германские

«Наполеоновские» страны - Франция, Швейцария, Италия.

Основная идея – предоставление больших полномочий местным органам ГУ (децентрализация).

«Германские» страны (Германия, Австрия). Значительное регулирующее влияние центра на развитие территорий; кооперативные механизмы организации управления территориями; комбинация строгости и гибкости при применении публичного права; использование рыночных механизмов в публичном управлении на местном уровне; значительное влияние этики социального государства в сочетании с этикой правового государства.

Группа Северных стран (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия). Сочетание менеджериальных, правовых и переговорных управленческих культур и признаков на всех уровнях государства; власть центра сочетается со значительными полномочиями местных органов и активным участием СМИ, населения в процессе принятия решений на местах; активное привлечение представителей НПО(неправит орг). Шведский опыт интересен тем, что в процессе АР там стали широко привлекать представителей неправительственных организаций – бизнеса, профсоюзов, различных объединений и проч. Более или менее успешно здесь был осуществлён переход на бюджетирование по результатам.

Основные направления административных реформ в мире: 1. Приватизация. 2.Децентрализация. 3.Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения. 4.Реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов. 5.Совершенствование организационных структур и деятельности органов государственного управления. 6.Улучшение управления государственными финансами и бюджетом. 7 Внедрение информационных технологий. 8.Мониторинг процессов и оценка результатов.

Возможности использования опыта в современной России. Приоритетной тенденцией развития современной цивилизации, затрагивающей все государства, является глобализация, которая представляет собой "сложный и многомерный комплекс различных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных, культурных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение западной системы либерально-демократических ценностей и одновременно их усиливающееся неприятие.

Российская Федерация, активно интегрируясь в мировую экономику и имея общие интересы с другими странами по многим проблемам государственного управления, нуждается в механизмах сотрудничества, "которые были бы достаточно прочными для утверждения всеобщих ценностей и в тоже время достаточно гибкими для содействия реализации людьми этих ценностей так, как они могут их применять на практике с учетом конкретных обстоятельств.

Однако глобализация не должна снижать роль национального государства, поэтому зарубежный опыт в нашей стране должен использоваться взвешено и осторожно, учитывая с одной стороны, объективно развивающиеся процессы глобализации и международной интеграции, а с другой - необходимость реализации национальных интересов Российской Федерации.

Соответственно, в этом случае речь может идти не о механическом копировании международного опыта, а о выработке "политической и правовой толерантности в международных отношениях" при учете традиционно сложившихся национальных особенностей.

Стоит отметить, что проведение административной реформы неотъемлемо и от реформирования государственной службы - ключевого звена в системе государственного управления. Есть прямая зависимость между эффективностью деятельности конкретного чиновника и оптимизацией обеспечиваемых их функций ведомства. Именно государственные служащие во многом и определяют сам ход их реформы.

В международной практике назначение на должность, основанное на учете служебных заслуг ("merit system"), считается наилучшей и в отношении процесса подбора, и в отношении процесса отбора персонала, что подтвердило исследование, проведенное в 1998 году в 22 странах мира. Например, в Великобритании привлечение кадров на гражданскую службу характеризуются определенной степенью открытости, это означает, что критерии отбора новых кадров основывается на имеющемся у кандидатов опыте управленческой работы и открытости конкурса на замещение вакантных должностей лицами, не находящимися на государственной службе.

Безусловно, Россия не осталась в стороне от общих мировых тенденций реформирования государственной службы.

В 2004 был принят Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. По итогам конкурсных процедур оценивается профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям.

Положение о конкурсе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112, предусматривает, что оценка кандидатов осуществляется на основании:

представленных документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности;

конкурсных процедур с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование. Анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Таким образом, так называемые технологии отбора, позволяющие обеспечивать количественные и качественные характеристики кадрового состава государственной службы, не только предусмотрены в отечественном законодательстве и активно используются на практике. Однако в России государственная служба по-прежнему остается консервативным институтом, которому присущи формы и методы работы с персоналом в исторически иных условиях, и это накладывает свой отпечаток на всю систему в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...