Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая охрана товарного знака




История товарных знаков насчитывает сотни лет, однако широкое распространение товарные знаки в виде, близком к современному, получили лишь в XIX в. Это объясняется про­мышленной революцией, в результате которой стало разви­ваться массовое производство товаров, в среде предпринимате­лей окончательно сформировалось восприятие товарных зна­ков как предметов интеллектуальной собственности.

Правовое обеспечение товарных знаков. К концу XIX в. бурно прогрессирующая промышленность начинает массовый выпуск однородных товаров, появляются новые рыночные сег­менты и ниши, растет конкуренция, начинается борьба за про­движение товаров на рынок, развивается институт посредников.

В связи с этим возникает необходимость в правовой охране товарных знаков фирм и корпораций. Еще на рубеже XVIII-XIX вв. во Франции начали применять уголовные санк­ции за подделку товарного знака. В XIX в. уже во всех наибо­лее развитых странах мира были приняты законы об охране то­варных знаков: во Франции — в 1857 г., в Италии — в 1868 г., в США — в 1881 г., в Англии — в 1883 г., в Германии — в 1894 г., в России — в 1895 г. Кроме того, в 1891 г. было заключено Мад­ридское соглашение о международной регистрации товарных знаков.

 

 

После принятия законов об охране товарных знаков в веду­щих странах товарные знаки стали предметом особой заботы тех хозяйственных субъектов, которые поняли их важность при отходе от чисто сбытовой концепции и переходе к продви­жению товаров на рынки сбыта с помощью появившейся мар­кетинговой концепции, ставящей на передний план потребно­сти покупателей.

Распространенные в конце XIX и начале XX вв. относитель­но сложные для восприятия изображения с практически обяза­тельным применением фамилий основателей предприятий в настоящее время воспринимаются как анахронизмы. Однако многие из старых товарных знаков охраняются до сих пор и пользуются заслуженным уважением потребителей. К их числу можно отнести, например, знаки американских фирм «Кодак» (фотокамеры), «Кока-Кола» (напиток), «Жилет» (лезвие для бритья), «Айвори» (мыло).

В настоящее время в мире ежегодно регистрируется в сред­нем около 750 тыс. товарных знаков; на мировом рынке ис­пользуется около 20 млн. товарных знаков, из них действует в США более 1 млн. знаков, в Японии — 1 млн., в Европе — бо­лее 3 млн., в странах СНГ — более 100 тыс. В экономически развитых странах в условиях конкурентной борьбы маркирует­ся от 60 до 80% всех изделий, выпускаемых промышленностью.

В последние годы ведущие фирмы мира практикуют выпуск так называемых «белых» товаров, т.е. товаров, маркированных товарными знаками не производителя, а торговых предпри­ятий. Доля таких товаров в некоторых странах составляет в среднем около 6%, а по отдельным группам товаров — 50%.

Решение вопросов разработки товарных знаков, их право­вой охраны, эффективного использования при рекламе и про­движении товара требует значительных сил, квалификации и опыта. Поэтому подобные работы часто ведут специализиро­ванные организации и фирмы. В Англии, например, 94% всех фирм пользуются услугами организаций, специализирующих­ся на вопросах, связанных с товарными знаками. К таким услу­гам относятся: составление банка данных товарных знаков и соответствующий поиск, разработка товарных знаков с помо­щью компьютеров, создание новых товарных знаков в ком-

 

 

плексе с фирменными наименованиями, оформление заявоч­ных материалов, оказание консультаций в этой сфере.

В России также имеются подобные организации, осуществ­ляющие аналогичный комплекс услуг1.

Правовое обеспечение товарных знаков во всем мире посто­янно пересматривается и совершенствуется. В Российской Фе­дерации в 1992 г. также принят новый Закон «О товарных зна­ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде­ния товаров»2.

Много внимания в современной практике уделяется юриди­ческой защите товарных знаков. Выработаны соответствующие семантические обозначения (предупредительная маркировка), подтверждающие правовую охрану знаков. Расположенная справа и наверху в кружке буква F, звездочка или буква R оз­начают, что это товарный знак и что он зарегистрирован. Меж­дународный индекс F при этом используется для корпоратив­ных товарных знаков. Иногда используют и обозначения ТМ, в случае когда знак ожидает регистрации, в тех странах, где реги­страция требует значительного времени. В ряде особых случа­ев, связанных с авторским правом и копированием, применя­ются буквы С и Р. Тем не менее не все товары, в особенности на внутреннем рынке, маркируются. Даже в такой развитой в промышленном отношении стране, как США, около 3% това­ров поступает в продажу без товарных знаков (мука, соль, хлеб).

Мировая практика законодательства, связанного с товарны­ми знаками, показывает наметившееся в последнее время стремление большинства стран к гармонизации этих законов и

1См.: Методологические рекомендации для заявителей по составле­нию перечня товаров и услуг при подаче заявки на регистрацию товарно­го знака и выдачу свидетельства на товарный знак. М.: ВНИИПИ, 1991; Методологические рекомендации для разработчиков товарных знаков. М.: ВНИИПИ, 1991; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис­хождения товаров». Сборник законов и постановлений за 1992-1994 гг.

2Там же.

выработке единого подхода к вопросам охраны товарных зна­ков. Это является отражением тенденции к интеграции эконо­мик различных стран.

Постепенно формируется единый международный рынок товаров и услуг. Стирание экономических границ между стра­нами в ряде регионов, широкий обмен товарами и технология­ми является причиной выработки специалистами по маркетин­гу таких общих методов продвижения товаров на международ­ном рынке, которые приводили бы фирмы и корпорации к вза­имному успеху. Один из главных путей достижения предприятиями разных стран общего успеха на международ­ном рынке — успех их товарных знаков. Однако в ряде регио­нов имеются и обратные тенденции дифференциации рынка, ослабления экономических связей. В глобальном масштабе эта тенденция не основная, но в регионе стран СНГ весьма замет­ная, требующая внимательного рассмотрения и учета при раз­работке и проведении стратегических и маркетинговых про­грамм.

Исторические корни российского законодательства о то­варных знаках. Первый закон «О товарных клеймах» был при­нят в России еще в 1830 г. Он обязывал владельцев суконных, шляпных, бумажных и других фабрик иметь прочные клейма. Подделка чужого товарного клейма преследовалась в соответ­ствии с уголовным законодательством. В 1896 г. вступил в дей­ствие более совершенный Закон «О товарных знаках» (фаб­ричных и торговых марках и клеймах)».

Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, вы­ставляемые промышленниками и торговцами на товарах или упаков­ке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Использование товарного знака при­знавалось правом, но не обязанностью, кроме отдельных случаев, ого­вариваемых в Законе. К ним относились случаи клеймения изделий из золота и серебра, маркировка табачных и водочных изделий и дру­гих товаров, имеющих важное значение для пополнения государст­венной казны при сборе пошлины при их реализации.

После установления советской власти правовая охрана то­варных знаков была сохранена. В период нэпа СНК РСФСР принял Декрет «О товарных знаках» от 10 ноября 1922 г., в ко-

 

 

тором всем субъектам хозяйствования предоставлялось право пользования товарными знаками.

В 1936 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «О производственных марках и товарных знаках», в котором детализировались правила использования с товарных знаков.

Совершенствование законодательства в этой сфере про­изошло в 1962 г., когда было принято постановление СМ СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках», а на его основе Комитетом по делам изобретений и открытий 23 июня 1962 г. утверждено Положение о товарных знаках. В этих документах декларировалось не только право, но и обязанность субъектов хозяйствования использовать товарные знаки в своей деятель­ности.

В дальнейшем, 3 июня 1991 г., был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», который должен был вступить в действие с 1 января 1992 г. В этом законе учи­тывались соответствующий международный опыт и законы рыночной конкуренции.

В связи с прекращением существования Советского Союза этот закон не вступил в силу, однако он послужил основой За­кона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров», принятого Верхов­ным Советом РФ 23 сентября 1992 г. и вступившего в действие 17 октября 1992 г. Этот Закон кроме традиционных положений о товарных знаках и знаках обслуживания впервые ввел охра­ну наименований мест происхождения товаров. В настоящее время его положения получили закрепление и развитие в ряде подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Патент­ным ведомством Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федера­ции. Предоставляется на основании его государственной ре­гистрации в порядке, установленном Законом1, или в силу ме­ждународных договоров Российской Федерации. На зарегист­рированный товарный знак выдается свидетельство, удосто-

1См.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О товар­ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

веряющее приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического, а также физического лица, осуществляю­щего предпринимательскую деятельность. Право на товарный знак охраняется законом.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также за­прещать использование его другими лицами.

Нарушением прав владельца товарного знака призна­ется: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйст­венный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного данным знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однород­ных товаров.

Приоритет товарного знака в Российской Федерации ус­танавливается по дате поступления в Патентное ведомство правильно оформленной заявки, а также на основе междуна­родных соглашений.

Заявка должна относиться к одному товарному знаку и со­держать: 1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя (физического или юри­дического лица), а также его местонахождения или места жи­тельства; 2) заявляемое обозначение и его описание; 3) пере­чень товаров, для которых испрашивается регистрация товар­ного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных зна­ков. К заявке прилагаются: документ, подтверждающий уплату пошлины; и если заявка подается на коллективный знак, соот­ветствующие документы.

На основании экспертизы и решения о регистрации товар­ного знака Патентное ведомство в течение месяца с даты полу­чения документа об уплате установленной пошлины произво­дит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федера­ции. В Реестр вносятся: товарный знак, сведения о его владель­це, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, пе-

 

 

речень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки; срок действия регист­рации может продлеваться по заявлению владельца, каждый раз на десять лет. Выдача свидетельства на товарный знак про­водится Патентным ведомством в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...