Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности факультативных занятий




Имеются существенные различия в факультативном курсе по иностранному языку и другим предметам школьного цикла. Они проступают, прежде всего, в связи основного курса и факультатив­ного курса. Если факультативный курс по другим предметам, на­пример истории, географии, биологии, может иметь свою собствен­ную область, смежную с основным курсом (основы картографии по географии или основа юриспруденции по истории), по иностран­ному языку факультативный курс должен составлять единое целое с основным курсом, лишь углубляя и расширяя его. Перед факуль­тативным курсом стоят те же цели.

Отличие факультативного курса от обязательного заключается в методах и приемах обучения, его организации. Так как идет не­большой прирост лингвистического материала, в основном лексиче­ского — новый грамматический материал не вводится, то ознаком­ление фактически сводится к минимуму. Основное внимание уде­ляется практике речи; при этом если иметь в виду тренировку и применение, то приоритет принадлежит применению. Остановимся на этих положениях подробнее.

Знакомство с новым распространяется на лексику. Каждый год должно осваиваться примерно 100 новых слов. В отличие от обяза­тельного курса учащиеся самостоятельно знакомятся со словами, так как предполагается, что приемы учебного труда, в частности ра­бота над значением и формой слова, им известны из обязательного курса, равно как и умение пользоваться словарем и справочным аппаратом пособий в целом. Хотя нового грамматического мате­риала не предусматривается, возможно, однако, что по ходу работы возникает у отдельных учеников необходимость повторения или систематизации каких-то грамматических явлений, он может сде­лать это самостоятельно, используя грамматический справочник. Что касается тренировки, то она должна иметь место на факуль­тативных занятиях и может быть связана с совершенствованием произносительных, лексических и грамматических навыков, как правило, с целью нейтрализовать интерферирующее влияние род­ного языка. Тренировка должна быть подчинена применению и про­ходить через выполнение разных упражнений в речи. В центре вни­мания на факультативных занятиях применение сформированных навыков в устной речи и чтении.

Рассмотрим особенности обучения говорению. Программа указы­вает на усиление проблемно-дискуссионной ориентированности все­го процесса обучения, и в частности говорения, что позволяет повы­сить речемыслительную активность учащихся, мотивированность и самостоятельность их высказываний, усилить развивающий ха­рактер обучения. В программе вместо обычного перечня тем дается примерный перечень проблем для обсуждения, которые побуждают учащихся к высказыванию своего мнения. Например: «Выбор про­фессии в школе или потом», «Скучно: кому? когда? почему?», «Мир на земле — что я могу для этого сделать?». Участие в обсуж­дении этих проблем дает каждому возможность проявить себя. Сами проблемы не могут не вызвать интереса у учащихся, поскольку они определены исходя из их возрастных особенностей. Вот харак­терные проблемы для десятиклассника: «Кем быть, каким быть?», «Бывают ли «лишние» знания?», «Быть современным, что это значит?».

Естественно, чтобы дискуссия состоялась, учащихся нужно обес­печить языковым материалом. Это предполагает рациональное ис­пользование двух форм речи: подготовленной, обеспечиваемой опо­рами, и неподготовленной, т. е. свободной. Подготовленная речь, как известно, характеризуется тем, что учащиеся имеют возможность подготовить высказывание по времени и по материалу. Например:

A. Do you think he was active at the mathematics lesson while doing his Russian exercises?

Опоры выполнения: he was half-active; he thought about another subject; he was not learning mathematics; he was learning neither mathematics, nor Russian.

B. How can you be active at a lesson?

Опоры выполнения: take one's place in the classroom in time; be ready for the lesson when the teacher comes into the classroom; listen to the teacher's explanations; do all exercises; give quick and correct answers.[78]

Опоры, приведенные выше, носят объективный характер, т. е. они даны обучающей стороной без учета индивидуальных потреб­ностей и возможностей учащихся. На факультативных занятиях сле­дует в большей мере практиковать использование субъективных опор, которые учащиеся в ответ на стимул подбирают сами по памя­ти или из доступных им источников. Это больше соответствует сути речи, предполагающей выражение собственных мыслей, следова­тельно, и отбора содержания и средств для их выражения, что при­дает высказыванию ученика индивидуальный характер. Помимо того, отбор и перебор опор помогает запоминанию материала.

Подготовленная речь обеспечивает неподготовленную, т. е. речь на основе нового стимула без всяких опор. Для этого создаются ситуации, близкие к тем, которые использовались при подготовлен­ной речи, что дает импульс свободному высказыванию. Проблему можно ставить при помощи диафильма, учебного фильма, текста, заканчивающегося каким-либо вопросом содержательно-смыслового плана. В этих диафильмах, аудио- и печатных текстах должен при­сутствовать живой конкретный материал, апеллирующий не только к интеллекту, но и к эмоциям учащихся, что естественным образом вовлекает их в дискуссию[79]. Что касается самой методики работы, то на обычную методику, принятую в обязательном курсе, в фа­культативном наслаиваются некоторые приемы, хорошо зарекомен­довавшие себя в интенсивных методах. Например, предъявление может быть организовано так. Демонстрируется яркий образец речи с соответствующим постановочным эффектом (фактически малень­кая пьеска). Учащиеся воспринимают его на слух. Затем сами, на правах одного из персонажей, активно включаются в эту пьеску. Такой прием обеспечивает определенный уровень усвоения языко­вого материала уже на стадии предъявления. На факультативных занятиях можно использовать и такой прием из интенсивных мето­дов, как «раздача легенд», чтобы у каждого учащегося было «второе я». Например, ученик получает легенду увлекающего его литератур­ного персонажа (барон Мюнхгаузен, Том Сойер и т. п.). Вся даль­нейшая его речемыслительная деятельность совершается в этом образе. Это расширяет возможности ученика как собеседника. «Я» - легенда дает возможность мобилизовать фантазию ученика, его вы­думку и творческие возможности.

На факультативных занятиях должны использоваться ролевые игры с развивающимся сюжетом, что предоставляет учащимся боль­шие возможности для преобразования материала в соответствии с вновь возникающим коммуникативным намерением.

Факультативные занятия позволяют развивать у учащихся ауди­рование, благодаря:

— общению учителя с учащимися на иностранном языке и об­щению учащихся между собой на занятиях;

— слушанию по радио последних известий;

— просмотру видеозаписей разного характера.

Несколько слов об указанных возможностях. Нет необходимости говорить о том, что на факультативных занятиях общение учителя с учащимися должно быть только на английском (немецком, фран­цузском, испанском) языке. Что касается общения учащихся между собой, то оно проявляется во время дискуссии, где аудирование и говорение выступают на равных. При аудировании последних из­вестий источником информации может выступать аудиотекст, пода­ваемый через школьный радиоузел (наиболее благоприятный вари­ант для совершенствования аудирования); учитель делает сообще­ние о последних известиях. Один из учеников, получив специальное задание, готовит такое сообщение для передачи по школьному радио. Наконец, источником информации могут быть фонозаписи, видео­записи о культурной, социальной, общественно-политической жизни с уклоном в тематику, связанную со страной (странами) изучаемого языка. Возможно и желательно использование песен, шуточных рас­сказов. Таким образом, все виды аудирования, как и в обязательном курсе, выступают в качестве источника информации; оно является образцом для высказывания (по организации материала и его ис­пользованию в акте общения); стимулирует беседу, дискуссию и иногда служит как бы прологом к ней. Например, учитель рассказы­вает о своем отношении к современной музыке, используя конкретные факты, касающиеся его любимого композитора, ансамбля и т. п. Рассказ переходит в беседу об отношении учащихся-слушателей к современной музыке. Кроме того, аудиотекст может быть хорошим предисловием к чтению, если оно используется для создания боль­шого контекста и содержит сведения об авторе, его произведении. Занятия в факультативе обеспечивают учащимся возможность больше читать на изучаемом языке. В программе факультативного курса указаны два вида чтения: с охватом основного содержания текста и с извлечением полной информации. Немаловажную роль играет так называемое просмотровое чтение, необходимость в кото­ром возникает, с одной стороны, в связи с увеличением объема чи­таемого, с другой — с характером чтения. На факультативных за­нятиях открывается возможность индивидуального чтения по ин­тересам. Помимо общего материала для чтения, учитель помогает учащимся найти литературу по его вкусу и склонностям. Для удов­летворения индивидуальных потребностей учащихся в чтении ис­пользуются книги, выпускаемые, например, издательством «Просве­щение». Всякий текст, в том числе и по конкретному вопросу, пред­ставляющий особый интерес для учащегося, содержит разную ин­формацию. Учащемуся нужно уметь пользоваться приемами про­смотрового чтения — уметь пробежать текст глазами, чтобы найти в нем место, интересующее его, из которого он извлечет полную информацию. Самое главное в работе по чтению — вызвать потреб­ность в чтении на иностранном языке и убедить учащихся в том, что чем больше они читают, тем легче осуществляется этот вид деятельности, превращаясь в чтение для удовольствия. Надо иметь в виду, что материал чтения может служить источником обсуждения затрагиваемых в нем проблем. Естественно поэтому, что само чтение в основном осуществляется учеником дома. Это единственный вид домашнего задания, допускаемый факультативом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...