Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод конечного использования продукции.




Прогнозирование объема продаж по данному методу базируется на прогнозах развития отраслей — потребителей продукции предприятий Использование данного метода наиболее предпочтительно в отраслях добывающего и энергетического комплекса, а также на предприятиях, выпускающих конечные деталей и сборочные единицы.

Прогноз здесь основывается на предполагаемых объемах продаж основных заказчиков предприятия.

При обосновании объема продаж изучаются также смежные отрасли, поставляющие аналогичные по потребительским свойствам виды продукции.

Применение данного метода требует специальных исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию данного предприятия, сбора и обработки значительного статистического и фактического материала.

Прогнозирование на основе "доли рынка предприятия".

При использовании этого метода объема продаж прогнозируется в целом по отрасли, а затем делается расчет доли предприятия в общем объеме продаж. Расчет объема продаж (ОП) ведется по формуле:

ОП=Еф*Ие*Дп, Ие=Еф/Еб

где Еф — емкость целевого рынка в отчетном году (единиц); Еб — емкость целевого рынка в прошлом году (единиц); Ие – среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошедший период; Дп— планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнозируемом периоде (процент).

При использовании данного метода важно быть уверенным в точности прогноза для всей отрасли и не принимать в расчет неценовую конкуренцию.

К основным факторам, оказывающим влияние на величину Ие и Дп относятся тенденции изменения доходов населения, колебание деловой активности, сезонные изменения спроса, цикличность появления на рынке новых товаров-конкурентов, изменения в технологии производства.

Прогнозирование на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем. Предполагается, что оборот следующего года превысит или будет ниже оборота ны­нешнего года на некоторую величину. Обычно берется процент­ное увеличение к данным за предыдущий год по так называемому принципу от достигнутого.

Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рын­ков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняю­щимся ассортиментом товаров и услуг, незначительными коле­баниями товарооборота, с медленно изменяющимся НТП.

Пробный маркетинг. При этом подходе прогноз сбыта нового продукта или какие-либо изменения, произведенные в системе товаропродвижения, осуществляются на очень небольшом по размеру рынке (например, в системе нескольких городов). На не­большом местном рынке предпринимается попытка смоделиро­вать все то, что будет потом сделано в масштабе страны или более крупного региона. Составные элементы будущей программы продвижения нового изделия на рынке (цены и виды рекламы, ка­налы сбыта и тип упаковки) проверяются на ограниченной группе потребителей. После обработки полученной информации об объеме и темпах продаж нового изделия соответствующие наметки относительно прогноза сбыта распространяются на всю страну.

27. Структура и показатели производственной программы предприятия

 

Производственная программа представляет собой необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она является основой для определения необходимости ввода в действие новых производственных мощностей; потребности в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте и т.п.; составления планов по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансового плана.

При разработке производственной программы применяются:

Натуральные необходимы для определения нормы расхода сырья материалов, энергии, затрат рабочего времени в расчете на единицу продукции. Натуральные показатели применимы только для продукции однородного назначения.

Условно-натуральные показатели применяются на предприятиях изготавливающих виды продукции одинакового назначения, но имеющих разные потребительские свойства. Пересчет продукции в условные показатели применяется на основе поправочных коэффициентов. Перевод физического количества в условное может производится по трудоемкости.

На отдельных предприятиях могут применятся двойные измерители. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции.

Трудовые измерители применяются для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Для измерения работы оборудования используется показатель станко-часы.

Стоимостные показатели. Единица измерения – национальная валюта, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

Обобщающими показателями производственной программы являются следующие:

Объем продаж (реализованная продукция) – стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиками готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной продукции (РП) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

ТПi – объем товарной продукции i–го вида в оптовых ценах предприятия; – изменение остатков готовой продукции на складе; – изменение остатков отгруженной продукции, но не оплаченной потребителем; n – количество видов товарной продукции.

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий, полуфабрикатов, комплектующих изделий и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

ТП выражается в оптовых ценах предприятия (для увязки плана производства с финансовым планом) и в сопоставимых ценах (для определения темпов, динамики и изменения структуры производства).

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. ВП рассчитывается в сопоставимых ценах. Объем валовой продукции определяется по следующей формуле: ВП=ТП+(НПк-НПн),

Где НПк, НПн – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

Валовой оборот включает стоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ всеми подразделениями предприятия (основными, вспомогательными, обслуживающими), при этом не имеет значения потреблена ли она на данном предприятии или реализована потребителям.

Внутризаводской оборот включает стоимость изделий, услуг, потребленных внутри предприятия. Внутризаводской оборот может быть рассчитан как разность между валовым оборотом и валовой продукцией.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. Плановый объем чистой продукции рассчитывается по формуле:

ЧП=РП-МЗ-А

РП – объем реализованной продукции; МЗ – материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.

Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формуле: УЧП=РП-МЗ

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

28. Методика планирования производственной программы.

 

Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Госзаказ может доводиться предприятием, производящим продукцию, имеющим важное народно-хозяйственное значение. Система госзаказов принята во всех странах с рыночной экономикой и размещаются они на конкурентной основе.

Производственная программа состоит из следующих разделов:

– план производства продукции в натуральном выражении;

– план производства продукции в стоимостном выражении;

– изменение остатков готовой нереализованной продукции;

– баланс производственных мощностей и их использование;

Основной целью разработки производственных программ является увеличение объема продаж, прибыли и рентабельности капитала.

Этапы расчета производственной программы:

1. Анализируется портфель заказов;

2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый к качестве базы;

3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде;

4. Планирование улучшения использования производственной мощности в планируемом периоде;

5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей;

6.Дается экономическая оценка проекта плана производства;

Производственная программа является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной продукции.

Планирование производственной программы основным подразделениям предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам. На небольших предприятиях производственная программа рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях – в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределятся по более коротким периодам.

Таблица

План производства и реализации продукции

Наименование продукции и услуг Код Ед.измерения Количество продукции в натуральном выражении
За прошлый год На текущий год, всего В т.ч. по кварталам
I II III IV
                 
1. Основные виды продукции                
В том числе:                
Экспорт                
Новая продукция                
2. Работы промышленного характера и услуги на сторону                
3. Изделия и полуфабрикаты собственного производства, стоимость которых включается в товарную и валовую продукцию                
4. Прочие виды продукции                
Итого:                

 

Цены Количество продукции в стоимостном выражении
оптовые сопоставимые План в оптовых ценах План в сопоставимых ценах
Базисного периода Планируемого периода В т.ч. по кварталам Базисного периода Планируемого периода В т.ч. по кварталам В % к предыдущему году
I II III IV I II III IV
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Цехи вспомогательного производства формируют свою программу исходя из их назначения и потребности выполнить работу как по заказу предприятия, так и для сторонних организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...