Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэф прямой дуговой эласт спроса по цене




Ed/p=(Q1-Q2/(Q1+Q2)/2)/(p2-p1/(p1-p2)/2)

Коэф прямой эласт должен быть =1(когда относит изменен величины спроса и цены одинак)

Совершенно неэластичный спрос Еd/р= 0. товары первой необход

Совершенно эласт спрос Еd/р = бесконечн.Дефицит тов, очереди

Спрос единичн эласт Ер = 1(измен цены тов в точности компенсир)

Неэластичный спрос p<Ed/p<1.величина слабо реагир на измен цен

Эластичный спрос p>Ed/p>1. товары роскоши, легко замен товары.

Факторы эластичности спроса по цене:

- наличие товаров-субститутов. Чем больше заменителей, тем эластичней спрос

- уровень доходов потребителей. Чем выше уровень дохода, тем менее эластичен спрос

- фактор времени. Со временем спрос становится более эластичным

Перекрёстн коэф эласт спроса по цене: изменения спроса на один тов вследствие изменен цены на др Ed/p=дельтаQx/Qx: дельтаPy/Py

Для субститутов коэф >0,для комплементарн <0

Эластичность спроса по доходу показыв насколько измен величина спроса на тов вследств изменен дохода потребит):

Ed/i = дельта Q/Q: дельта I/I

-Ed/i > 0 когда растет и Q, и I. Товары кач-ные

-Ed/i почти 0 – товары первой необходимости. Q (кол-во) не меняется

-Ed/i почти 1 – товары второй необходимости. Спрос меняется пропроц доходам

- Ed/i > 1 – товары роскоши. Спрос растет быстрее доходов.

Ei < 0 когда Q уменьшается, а I растет. Низшие товары

28. Эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

Понятие эластичности предложения показывает,как изменится величина предложения в % при изменен цены тов на 1%

Ed/s = дельта Q:Q и всё это: на дельта S:S

Предложение может быть:

1совершенно неэластичное Е = 0

2совершенно эластичное Е = бесконечность

3единичная эластичность Е = 1

4неэластичное 0 < E < 1

5Эластичное E > 1

Факторы эластичности предложения:

- время (необход для того,чтобы отреагир на изменен цены. Различают: кратчайш времен период – настолько мал,что производит никак не успевают отреагир на изменен цены.велич предл не измен – предл не эласт;

краткосрочн период –достаточно продолжит для того,чтобы производит приспособили свои неизменные производств мощности к более или менее интенс использ.,след предл более эласт;

долгоср период – настолько продолжит, что производит в состоян изменить свои производств мощности,а новые фирмы могут прийти на рын или сущ уйти)

- технологическая специфика отросли

- производственная мощность(макс возможн выпуск прод производствен ед (отрасли промышл, предприятия, его подразделения, рабочего места) за опред период.)

 

 

29. Теория поведения потребителя и ее методология.

Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распред время между трудом и отдыхом.

Существ методы, позволяющ предугадать возможн поведение потребителя.

Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.

Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.

От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.

30. Полезность и проблемы ее измерения. Общая и предельная полезность. Законы Г. Госсена.

Потребность – это состояние неудовлетворения, из которого человек стремится выйти. Или состояние удовлетворения, которое он стремится продлить.

Полезность – это способность благ удовлетворять человеческие потребности.(U)

два вида полезности:

1) Абстрактн – способн блага удовле какую-либо потребность человека.

2) Конкретная – оценка полезности данной единицы блага опред потребителем. Эта оценка будет зависеть от 2-х обстоятельств: от имеющегося запаса данного блага, от степени интенсивности потребности.

Чем менее доступно благо, тем больше при проч равн усл его полезность.

При количественном (кардиналистском) подходе к полезности обнаруживается стремление измерить полезность подобно массе, расстоянию и т.д., но в условных единицах (ютилях). кардиналистский подход позволяет не только упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности, но и сравнить разницу в полезности данных товарных наборов.

При ординалистском (порядковом) подходе главное заключается не в измерении полезности, а в упорядочении различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих.

Предельная полезность – это полезность одной единицы потребляемого блага. Предельная полезность благ снижается по мере увеличения их количества. 1-ый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): В одном непрер акте потребл полезность каждой послед ед потребл блага убывает. При повторном акте потребления полезность каждой послед ед блага уменьш по сравн с полезностью при первонач потребл (по мере удовл потребности всё большим кол-ом блага уменьш её интенс, поэтому полезность каждой дополн ед блага ощущается ниже, чем полезность пред ед).

Общая полезность – полезность всех потребляемых единиц данного блага(сумма пред полезн). Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами.

2-й закон Госсена (правило максимизации полезности):

Оптимум потребителя достигается. Когда денежные средства распределены таким образом, что для всех купленных товаров имеет место равенство:

предельная полезность денег

Максимизация полезности предполагает такое распоряжение денежным доходом, при котором последняя денежная единица дохода, затраченная на приобретение каждого товара приносит одинаковую предельную полезность.

31. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

Кривой безразличия называют линию, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать. Предпочтения потребителя, его желание приобрести определенный набор товаров можно исследовать с помощью кривых безразличия. Кривые безразличия относятся к индивидуальному потребителю, а их совокупность образует карту безразличия.

Каждый потребитель имеет свой порядок предпочтений в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый товар и услуга занимают в бесконечном множестве товаров и услуг определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равноценными. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они относятся к одной и той же кривой безразличия. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупную полезность), и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести. Так как ни один из наборов не имеет предпочтения, то блага, входящие в набор, взаимозаменяемы.

Кривые безразличия имеют ряд свойств, отражающих некоторые характерные особенности в моделях потребительских предпочтений. Обычно выделяются пять свойств:

1) обычно кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

2) абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке есть отношение предельной полезности блага, отсчитываемого по горизонтальной оси, к предельной полезности блага, отсчитываемого по вертикальной оси;

3) кривые безразличия выпуклы — их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых;

4) возможно построить кривую безразличия, проходящую через любую корзину товаров;

5) кривые безразличия не пересекаются, потребительские предпочтения обладают свойством транзитивности. Это значит, что если Вы предпочитаете X некоему Y, а Y некоему Z, то Вы предпочитаете X и этому Z.

Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения.

карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя - его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

32. Бюджетное ограничение потребителя.

Для анализа желаний, предпочтений используются кривые безразличия, а для анализа возможностей потребителей — бюджетные линии. Бюджетная линия дает ответ на вопрос, что может приобрести потребитель. Бюджетные линии представляют собой ту границу, за пределами которой при заданной системе цен потребитель не может больше приобретать, так как он ограничен размером собственного дохода.

бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и данном уровне цен.

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии.

Бюджетная линия - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: его координаты должны находиться на бюджетной линии, и он должен быть предпочтителен по сравнен с др.

Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, обозначен точками, расположенными выше и правее бюджетной линии, так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии, также означает доступность набора товара для потребителя, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход.Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия - состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения макс совокупную полезность.

 

33. Максимизация полезности. Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя – это такая ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого.

Для достижения равновесия потребитель руководствуется правилом максимизации полезности.

2-й закон Госсена (правило максимизации полезности):

Оптимум потребителя достигается. Когда денежные средства распределены таким образом, что для всех купленных товаров имеет место равенство:

предельная полезность денег

Максимизация полезности предполагает такое распоряжение денежным доходом, при котором последняя денежная единица дохода, затраченная на приобретение каждого товара приносит одинаковую предельную полезность.

 

34. Эффект дохода и эффект замещения.

Снижение цены продукта приводит и к эффекту дохода, и к эффекту замещения. Если цена продукта падает, то реальный доход — количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальный доход при данном уровне цен, увеличивается. Покупательная способность того, кто покупает этот продукт, возрастает. Снижение цены товара увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяет ему покупать большее количество данного или других товаров без изменения их полезности. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода. Происходит возрастание реального дохода.

Снижение цены продукта вызывает эффект замещения. Оно будет стимулировать потребителя к замещению дешевым товаром некоторых других, теперь менее привлекательных статей расходов. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление известно под названием эффекта замещения. Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Эффект замещения всегда сопровождается увеличением закупки подешевевшего товара. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и, таким образом, увеличивает желание потребителя к замещению им других продуктов.

Если эффект дохода положителен, а эффект замещения отрицателен, то эффект дохода при абсолютной цене меньше эффекта замещения. Если же положительный эффект дохода по модулю больше эффекта замещения, то при росте цены потребитель будет стремиться увеличить своё потребление. Будет иметь место положительный наклон кривой спроса – это товар Гиффена (Некачественный товар, на который потребитель тратит большую долю дохода, и при этом эффект дохода превышает эффект замещения)

35. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» и их экономический смысл.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д.

Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

36. Фирма как экономический субъект. Теории фирмы.

Фирма – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

Фирмы можно классифицировать по виду предпринимательской деятельности на:

1). Производственные (производят товары и услуги).

2). Коммерческие (торговые функции)

3). Финансовые

4). Консалтинговые

По формам собственности выделяют:

1). Частные предприятия, находящиеся в частной индивидуальной собственности и собственности корпоративной.

2). Государственные предприятия.

3). Смешанные предприятия, с участием или без участия иностранного капитала

Также при классификации фирм учитываются такие факторы, как объем используемой рабочей силы, объем выпускаемой продукции и степень монополизации рынка.

классическая теория фирмы. фирма-институт, преобразующий экономич ресурсы в продукцию и решающий задачу максимиз прибыли путём оптимизации цен и объёмов пр-ва в зависим от конкур на рынке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...