Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческие теории фирмы




Институциональная теория фирмы. Изучение влияния на фирму обществ ограничений,законов и т.д

Поведенческие теории. Группа теорий, рассматр фирму как коалицию групп с разными ценами и интересами и достигающих компромисса.

 

37. Цели фирм. Максимизация прибыли как главная стратегическая цель.

В неоклассической теории ценли подразделяются на 2 уровня:

1. стратегические(главная-макс прибыли)

2. тактические (этапы достижения стратегич): поиск рыночной ниши и своего покупателя, поиск ресурсов и минимизация затрат, стремление к получению возрастающего дохода на стадии товарной зрелости,постоянное обновление ассортимента и совершенствование технологий, оптимизация отношений в трудовом коллективе.

По стремлению к получению прибыли фирмы можно классифицироват на коммерческие (осн цель - получение прибыли (в противоположность некоммерческим). Могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия.) и некоммерческие

38. Теория производства фирмы. Производственная функция.

Фирма – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

В микроэкономическом анализе фирмы различают два периода: краткосрочный и долгосрочный. Их различие определяется тем, что краткосрочном периоде фирма можетизменить только один из параметров производственной функции, а в долгосрочном все,вплоть до смены технологии. Альтернативным определением, характеризующим период,является величина эластичности выпуска. Чем больше период, тем больше эластичность по определяющим выпуск параметрам, а в пределе – бесконечна.

Зависимость между количеством вложенных ресурсов и максимально возможным объемом выпуска описывается производственной функцией.

Производственная функция характеризует максимально возможный объем производства при любом заданном наборе ресурсов.

Производственная функция - это технологическая функция, устанавливающая зависимость между количеством используемых ресурсов и объемом производства продукции в натуральном выражении, т.е. отвечающая на вопрос, сколько рабочих надо нанять, какой объем сырья, материалов, оборудования надо использовать для достижения определенного объема производства.

Каждая фирма имеет свою, присущую только ей производственную функцию. Она выводится на основе анализа фактических данных конкретного производства и используется для планирования, определения выпуска продукции при изменении вложений отдельного фактора или всей совокупности факторов.

Графически производственная функция изображается с помощью изокванты (от греч. "изо" - одинаковый и лат. "кванто" - количество).

Изокванта - кривая, отражающая различные комбинации ресурсов, которые имеют своим результатом одинаковый объем производства.

Свойства производственной функции: 1). Каждая производственная функция требует обязательного наличия всех факторов производства.

2). Описывает определённую технологическую взаимосвязь

3). Изменение технологии приведёт к изменению формы производственной функции.

4). Описывает альтернативные варианты использования факторов производства, показывая возможности их взаимозаменяемости.

5). Отражает максимальные значения выпуска продукции для каждой данной комбинации факторов.

5). Отражает только технологически эффективные комбинации производства.

39. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.

Говоря о результатах производства, важно различать краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочным называют период, в течение которого невозможно изменить величину хотя бы одного из производственных факторов.

Долгосрочный период представляет собой отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы.

Факторы производства относительно временных периодов могут быть переменными и постоянными.

Переменные факторы производства – ресурсы, количество которых можно изменить в рамках краткосрочного периода.

Постоянные факторы производства – ресурсы, количество которых в рамках краткосрочного периода изменить нельзя.

В краткосрочном периоде такие факторы, как здания, оборудование, посевные площади, являются постоянными, поэтому фирма может изменить объем производства, варьируя лишь некоторые другие факторы производства (число нанятых рабочих, объем и качество сырья и т.п.).

В краткосрочном периоде фирма решает следующий вопрос - как лучше использовать имеющиеся производственные мощности.

В долгосрочном периоде фирма может расширить объем производства не только, например, путем найма большего числа рабочих, но и за счет нового строительства, приобретения нового оборудования, расширения посевных площадей и т.п.

В долгосрочном периоде фирма решает вопрос - как лучше изменить факторы производства, чтобы увеличить прибыль.

Общий продукт фирмы (ТР) – это совокупный выпуск продукции фирмы, измеренный в физических единицах. По мере увеличения использования переменного фактора общее количество произведенного с его помощью продукта возрастает.

Показатель среднего продукта (АР) – объем выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого фактора. Величина среднего продукта может расти, оставаться неизменной или уменьшаться с увеличением переменного фактора.

Показатель предельного продукта (МР) – это выраженный в физических единицах прирост выпуска продукции, произведенный каждой дополнительной единицей переменных затрат.

Закон убывающей предельной производительности: При увеличении одного и неизменности всех других факторов производства будет достигнута точка, за которой предельный продукт переменного фактора начнет сокращаться. Действие закона позволяет сделать следующие выводы:1). Всегда существует область затрат, когда их увеличение не ведёт к снижению объёма выпуска совокупного продукта.

2). Всегда существует точка в условиях краткосрочного периода, с которой увеличение переменного фактора ведёт к снижению его предельного продукта.

3). В рамках экономической области существует точка, с которой дальнейшее увеличение переменного фактора приведёт к снижению объёма выпуска.

40. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Предельная норма технологического замещения.

В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы

производства и даже уйти из отраслевого рынка, а другие фирмы

могут войти на рынок, чем и определяется механизм установления

долгосрочного рыночного равновесия. В случае смещения рыночного спроса на продукцию отрасли вправо равновесная цена вырастет. Руководствуясь

принципом максимизации прибыли, фирмы увеличат предложение, что будет означать увеличение отраслевого предложения

Отсутствие экономической прибыли не означает, что фирмы

не получают никакой прибыли.

Во-первых, функционирование на уровне минимальных издержек

позволяет фирме получать бухгалтерскую прибыль.

Во-вторых, фирмы с более низкими издержками смогут

получать даже экономическую прибыль, которая в этом случае

выступает в форме «экономической ренты». Причинами последней

могут быть более эффективное управление, более совершенная

технология, более выгодное географическое положение и т.п.

Показатель, характеризующий, на сколько единиц уменьшится потребность во вложении одного фактора (С) при увеличении вложений другого (L) и сохранении данного объема производства, называется предельной нормой технического (технологического) замещения одного фактора другим (MRTS)

 

, где - сокращение вложений одного фактора (капитала) на единицу; - прирост вложений другого фактора (труда). Под действием закона убывающей отдачи (по мере продвижения вдоль изокванты сверху вниз) предельная норма технологического замещения уменьшается.Уменьшение предельной нормы технологического замещения одного фактора другим (капитала трудом) свидетельствует о том, что эффективность использования любого ресурса ограничена. По мере замещения капитала трудом производительность труда снижается.

 

41. Экономический смысл изокванты и изокосты. Равновесие производителя. Минимизация издержек.

Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег.

Изокоста- линия равных издержек. Изокосты явл парал прямыми, тк допуск, что фирма может приобр любое желаем количество факторов производства по неизмен ценам. Наклон изокосты выражает относит цены факторов производства. Каждая точка на линии изокосты характериз одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, тк факторные цены имеют отриц наклон и парал.

Изокванта – это кривая, каждая точка которой соответствует сочетания производственных факторов, обеспечивающим определенный максимальный объем выпуска продукции фирмы.

Движение по изокванте вверх означает, что фирма отдает предпочтение капитаолемкому производству, увеличивая количество станков, мощность электродвигателей и тд. Движение вниз отражает предпочтение фирмы в пользу трудоемкого производства.

Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосту, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объёма продукта.

Равновесие производителя - состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. когда изокванта занимает самую отдаленную от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокост. Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты с изокостой

Минимизация Издержек - предпосылка теории поведения, состоящая в том, что любое лицо или фирма будет стремиться при прочих равных условиях приобрести определенное количество товаров или вводимых в пр-во ресурсов с наименьш расходами.

Основные направление уменьшения издержек производства:

Использование достижений научно-технического прогресса;

Совершенствование организации производства на основе повышения производительности труда за счет снижения потерь рабочего времени;

Государственное регулирование экономических процессов.

42. Издержки как экономическая категория. Классификация издержек.

Экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые она должна обеспечить поставщику ресурсов в виде внешних издержек, также внутренние издержки, для того чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства, т.е. экономические издержки можно разделить на внешние (явные) и внутренние (неявные).

Внешние издержки – это все денежные выплаты, которые фирма производит поставщикам факторов производства в том случае, когда эти факторы ей не принадлежат. (зарплата, комиссионные, транспортные расходы, затраты на сырье, материалы, топливо, энергию). Эти фактические затраты, зафиксированные в финансовых отчетах фирмы, принято называть бухгалтерскими издержками.

Внутренние издержки – это стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными.

Издержки классифицируются по различным признакам:

- производственные - связанные с производством товаров и услуг

- обращения – связанные с реализацией товаров и услуг

- постоянные (FC) – неизменны, каково бы ни было количество производимой продукции

- переменные (VC)– зависит от количества производимой продукции

- предельные (МС)– связанные с производством дополнительной единицы продукции

1.при знач пред издержек ниже сред перем издержек,сред перем и сред общ издержки сниж,если наоборот,увелич

2. в точке пересеч кривых сред перем и ср общ с возрастающ частью кривой пред издержек,значения ср перем и общ миним

3. ср постоя издержки убывают с ростом объёма выпуска

4. тк по мере роста объёма выпуска,ср постоя убывают,то кривые ср общ и ср переменных сближаются

Поскольку уровень издержек пр-ва напрямую зависит от цен на факторы пр-ва,то влияние изменения этиз цен будет зависеть от типа фактора. Изменение цен на постоян факторы приведёт к смещ кривых ср постоян и ср общ причём при росте цен вверх.,наоборот вниз. Изменен цен на переме факторы приведёт к смещ кривых причём если цены вверх,кривые тоже,цены вниз,кривые вниз,а также сместится кривая пред издержек: цены вверх,кривая влево,цены вниз,кривая вправо.

В долгоср периоде все издержки переменны.

 

43. Кривые издержек краткосрочного периода.

Взаимосвязь между издержками производства и объемом выпуска.

в краткосрочном периоде фирма обладает постоянными факторами производства, а значит, затрачивает на них постоянную величину собственных средств. То есть мы можем выделить такое понятие, как постоянные издержки. Постоянные издержки - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства. Величину постоянных издержек можно изобразить на графике. Так как это неизменная величина, то на графике постоянные издержки будут изображаться в виде прямой линии

Средние постоянные издержки - постоянные затраты на производство единицы выпуска По мере увеличения объемов выпуска доля постоянных затрат в производстве единицы выпуска снижается, потому что в краткосрочном периоде производитель наращивает объемы производства за счет пере­менных факторов пр-ва, то есть тех, величину которых он может измен и при помощи котор он может влиять на величину выпуска.

график средних постоянных издержек - это убывающая функция.

Переменные издержки - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства. В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, переменные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении. Только это нелинейная взаимосвязь (то есть график переменных издержек будет представлен не прямой, а кривой линией). Почему? Потому что сначала производству необходимо нарастить определенный величину переменных факторов производства, поэтому переменные издержки растут быстрее, чем объем производства. Когда фирма достигает относительно эффективной величины объема производства, происходит некоторая экономия переменных издержек, тогда они начинают увеличиваться медленнее, чем объем выпуска.

То есть график переменных издержек будет представлен в виде кривой, которая сначала будет выпуклой по отношению к вертикальной оси, а после определенной величины выпуска продукции - выпуклой по отношению к горизонтальной оси. Средние переменные издержки- переменные затраты на единицу выпуска. Сначала доля переменных издержек при увеличении объема производства снижается. Когда доля переменных издержек достигает своего минимума - это значит, что фирма достигла эффективного размера производства, а после этой точки величина средних переменных издержек начинает возрастать.

44. Кривые издержек долгосрочного периода. Эффект масштаба. Структура отрасли.

В долгосрочном периоде все издержки переменны. Кривые издержек долгосрочного периода показывают минимальные значения издержек, когда все факторы можно изменить.

График долгосрочных издержек можно представить в виде соединённых частей графиков краткоср, общ и сред издержек.

Кривая долгоср средних издержек огибает все кривые краткоср ср издержек, нигде их не пересекая. Мин значения краткоср и долгоср ср издержек совпад только в одном случае: где долгоср ср издержки пересек с долгоср кривой предельных издержек.Убывающая часть кривой свидетельствует о растущем эффекте масштаба, горизонтальная часть свидетельств о постоянном эффекте, возрастающая об убывающем. Оптимальный масштаб пр-ва имеет место там, где догосл ср издержки минимальны. Действие эффекта масштаба обусл структуру отрасли.Задача выбора оптимального размера фирмы не ограничивается только проблемой эффекта масштаба и поиском минимума долгоср ср издержек. Существенное значение в этом случае имеет величина спроса на продукцию. При спросе на прод Q1 только малоразмерн предприятие обеспечивает приемлемые издержки,поскольку издержки более масштабных предприятий будут выше. Для спроса Q2 наиболее оптимальн является средний размер,дающий издержки,т.к малое предприятие уже столкнулось с действ отриц эффекта масштаба, а крупное преприятие, находящееся на этапе положит эффекта масштаба всё же имеет более высокие издержки. При положительном эффекте масштаба свойства производственного процесса, выражаются в том, что объём выпуска продукции увел в большей пропорции, чем затраты факторов пр-ва.

При постоян объём выпуска измен в той же пропорц, что и затраты факт-в.

При отрицательном эффекте масштаба объём выпуска увеличивается в меньшей пропорции, чем затраты факторов производства.

45. Доходы фирмы. Прибыль. Теории прибыли.

Доход фирмы формируется в виде выручки от продажи продукции, а её величина будет зависеть от кол-ва реализованной продукции и её цены.Т.к рыночная цена товара явл ф-цией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновр явл и кривой её дохода от ед.продукции. Различают:

1.Общ доход-общ выручка от реализ заданного объёма продукц

2. ср доход

3. Предельный доход – доход от реализац дополнит ед продукции

Прибыль – это разность межу общ.выручкой и общ.издержками

Разность между общ выручкой и бух издержками – бух прибыль. Между общ выручкой и экономич издержками-экономич прибыль

Источники экономич прибыли 1. Риск деятельн в динамической и непредсказем рын обстановке 2. Риск нововведений 3. монопольная власть

Фирма должна решить два осн вопроса: следует ли пр-ть продукцию или прекратить пр-во и если пр-дить, то вкаком объёме.Идеи прекращен пр-ва приходят в предпринимат, когда общ издержки больше общ выручки

Принимая решение о преращении пр-ва преприниматель должен знать, что его убытки будут равны постоянным издержкам. Поэтому если от продажи к-либо объёма продукции можно получить выручку,перекрыв все перем и хотя бы часть постоян издержек, то пр-во следует продолжать

Если общ доход меньше переменных издержек при любом объёме пр-ва, то фирма больше теряет товары, чем если прекратит пр-во. Она должна прекратить пр-во, если общ доход от любого объёма продукц меньше переме издержек этого кол-ва тов, если цена меньше ср перем издержек.

46. Принцип максимизации прибыли.

Подобно тому, как потребитель стремится к максимизации полезности, фирма-производитель стремится к максимизации прибыли, представляющей собой разность между полученным доходом и издержками производства

Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:

в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - "ценополучатель");

в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель"). Хотя целью деятельности фирмы является прибыль, вполне возможна ситуация, когда она (в краткосрочном периоде) будет работать, не получая прибыли или неся убытки (-Pr), или вообще на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма.

Отсюда важнейшей задачей фирмы является нахождение, выбор наилучшего - оптимального объема производства, позволяющего максимизировать прибыль.Очевидно, что фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, будет выбирать объем производства, равный тому, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна. Однако, в зависимости от рыночной конъюнктуры и, прежде всего, уровня цен, фирма может производить и в других объемах, получая убытки, или вообще приостановить производство на короткий срок. Если же производство будет приносить убытки в течение долгого периода, то фирма закроется, прекратит свое существование и вообще уйдет из отрасли.

Фирма должна решить два осн вопроса: следует ли производить продукцию или прекратить пр-во и если пр-дить, то вкаком объёме.

Идеи прекращен пр-ва приходят в предпринимат, когда общ издержки больше общ выручки

Принимая решение о преращении пр-ва преприниматель должен знать, что его убытки будут равны постоянным издержкам. Поэтому если от продажи к-либо объёма продукции можно получить выручку,перекрыв все переменные и хотя бы часть постоян издержек, то пр-во след продолжать

Если общ доход меньше переменных издержек при любом объёме пр-ва, то фирма больше теряет товары, чем если прекратит пр-во. Она должна прекратить пр-во, если общ доход от любого объёма продукц меньше перем издержек этого кол-ва товара, если цена меньше ср перем издержек.

47. Рыночные структуры. Определяющие признаки рыночных структур.

Рын структура - совокупн отражающих отраслевые особенности, признаков рын организ,обуславливающих способ установления цены и объёма выпуска,а также опред хар-р взаимод фирм.

Признаки рын.структ:

1.кол-во и размер пр-лей(зависит от эфф масшт и политики гос-ва):

2.Степень концентрации(индекс концентр(показывает процентнсоотн долеё одной фирмы или группы фирм на рынке), индекс Герфиндаля-Хиршмана(сумма квадра долей фирм в отрасли))

3.тип предлаг продукта(стандартиз или дифференц)

4.степень рын власти(способн потребит или производит оказывать влиян на рын цену блага)(доля фирмы в отрасл предл(чем выше, тем более рынок чувствителен к изменен объёма выпуска,след влияние на рын цену сильнее),эласт рын спроса(чем менее эласт спрос на продукц фирмы, тем более свободна она в выборе цены),степень взаимозамен прод(если отсутств заменители, рын власть растёт),хар-р взаимод фирм)Степень рын власти измер пр помощи коэф Лернера L=(P-MC)/P-1/Edp

Рын власть фирмы находится в обр зависимости от эласт спроса на её прод, облад рын властью фирма будет назнач цену, превыш её пред издержки на величину обр пропорц этой эласт

5. усл входа фирм в отрасль и выхода из неё

5. досупность информв зависимоти от облад рын властью,рын структ раздел на 2 типа:рынок соверш конкур,рынок несоверш конкур

Несов конкур:моноп,олигоп,моноп конкур

48. Типы рыночных структур.

Несов конкур:моноп,олигоп,моноп конкур

Соверш конкур: много продавцов,нет барьеров,стандартиз продукт, не облад рын властью(сельхоз продукты,отдельные акции)

Монопл конкур: много продавцов, нет барьеров, дефференц продукт,имеет право диктовать цену в своём сегменте(рестораны, артеки, бытов цехи)

Олигополия: мало продавцов, есть барьеры, возможен диф продукт, теретич имеет возможность диктов цену,но практ прибегает к этому редко(автомобили,полуфабрикаты)

Моноплия: 1 продавец, есть барьеры, 1 продукт, диктует цены(алмазы,городск телефоны, игровые автоматы)

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопсоническая власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

49. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции фирм - свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная

мобильность производственных ресурсов

- полная однородн вып продукта (отсутствие торговых марок и т.д.).

- отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как эконом, так и неэконом методами;

- наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о тек состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это усл - прозрачность рынка;

- отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она очищена от любых ограничений или монопольных тенденций.

Рыночная конкуренция имеет опред преимущества и недостатки.

Преимущества:способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

􀂾 вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

􀂾 создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

􀂾 обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

􀂾 нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки:􀂾 не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

􀂾 отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

􀂾 не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

􀂾 не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

􀂾 не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

􀂾 не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных

50. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях совершенной конкуренции.

Принципиальные варианты поведения фирмы. Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства.

Макс прибыли имеет место, когда цена превыш величину ср совокупн издержек, поэтому возможно получение прибыли.

минимизация убытков реализуется, когда рын цена продукции предприятия больше миним величины ср переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек. Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения ср перем издержек, фирма прекращает производство продукции. данная цена не покрывает все издержки, каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих усл, чем больше пр-во, тем больше убытки.

Максимизация прибыли и правило МС = MR. Выбор принципиального варианта поведения представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установл того объема пр-ва, который макс прибыль или (при минимизирует убытки. правило MR = МС справедл не только для соверш конкур, но и для др типов рынка.

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или получение ими нулевой экономической прибыли). совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

 

51. Совершенная конкуренция и эффективность пр-ва.

Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.

Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то D = S). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

Безубыточность фирм в долгосрочном периоде (P = LATCmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики. Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.

Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

52. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Если кривая спроса на продукцию совершенного конкурента бесконечно эластична, то, напротив, у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Следовательно, совершенно конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.

Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой получения монопольной прибыли. Пределами роста цен на рынке монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Для понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

53. Экономические и социальные издержки монополии.

Регулирование деятельности монополии.

Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключительного положения. Например, монополия, созданная правительством,несет затраты на расширение, необходимое для продления еемонопольных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки монополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты. Так как монополия приводит к распределению ресурсов, отличному от распределения конкурентного рынка, монопольный рынок не может максимизировать экономическое благосостояние.

общественно эффективный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек. При объемах ниже этого уровня ценность товара для потребителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, увеличение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. При более высоких объемах производства предельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при снижении объема выпуска суммарный излишек увеличится..Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает безвозвратные потери, связанные с налогообложением. В самом деле, монополист подобен сборщику налогов. Введение налога на товар также «вбивает клин» между готовностью потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и издержками производителя (кривая предложения). В обоих случаях объем продаж - ниже оптимального для общества. Разница состоит в том, что налоговые поступления получает правительство, а монопольную прибыль - частная фирма.

Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, монополистам свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.

Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...