Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Плакатное творчество в новых условиях




 

«Качество, экономия, бережливость»

 

В первые два года перестройки издательство бережливость» «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость». Выставки плака­тов прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Их главные итоги опубликованы в альбомах «Плакат перестройки» (М., 1988) и «Плакат в рабочем строю» (М, 1988).

Аналитики, комментировавшие плакатную продукцию этого пе­риода, отмечали определенный спад в развитии изобразительной публицистики. Опять шла речь о засилье трафаретных образов, отсутствии выраженного философско–символического и психологиче­ского наполнения в произведениях, ориентированных на позитив­ную интерпретацию текущего времени. Критики подчеркивали:

Сегодняшняя система социальных отношений намного услож­нилась и продолжает усложняться в ходе дальнейшей экономиче­ской перестройки. Неизбежная при этом перестройка психологии людей предполагает всесторонний учет нюансов человеческих от­ношений. Поэтому чрезмерная прямолинейность не годится даже в тенденциозном искусстве плаката. Художники знают: скрытая гар­мония сильнее явной.

 

Но, как известно, знание далеко не сразу претворяется в худо­жественное творчество. И новые установки времени натыкались на въевшиеся во внутренний мир многих художников стереотипы.

Положение изменялось, как только в поле творчества включа­лись критические и сатирические мотивы. Темы экономии и бе­режливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретиро­вали «от противного». Вот работа В. Гладиныпа. Массивный крюк подъемного крана занимает большую часть пространства листа. Что же он со всей своей мощью переносит с места на место? Вырази­тельно на темном фоне крюка выглядит прикрепленное к нему бе­лое пушистое перо. Текст краток: «Рационально используйте тех­нику!».

Некачественность изделий, необязательность договорных обе­щаний предлагают на общественное рассмотрение художники Н. Гуселетов и А. Кондуров. Первый изображает дом, сложенный из костяшек домино и будучи недостроенным, уже западающий на один бок. Текст «Так дом не построишь!» вносит полную ясность в показанную, типичную для строительствах тех лет, ситуацию.

На плакате А. Кондурова две добротные кожаные рукавицы скрестились в деловом рукопожатии. Действительно, из одной ру­кавицы рука виднеется, а вторая – пустая. Текст «Пустых обеща­ний не давай!» в сочетании с иллюстрацией выразительно фикси­руют укоренившийся порок в организации рабочих отношений кризисной поры.

Не слишком броской, но очень едкой сатиричностью отмечены плакаты Л. Шенберга и О. Зайвдва на тему забалтывания перестро­ечных процессов, противодейст­вия командно–бюрократической системы любому реформирова­нию. На плакате Л. Шенберга – бесхитростно изображены две обычные эмалированные кастрю­ли разного цвета. Небольшой ню­анс: крышки у них поменялись местами. Подпись к плакату со­стоит из одного слова: «Пере­стройка?». И этим все сказано.

Плакат О. Зайкова решен бо­лее традиционно и имеет вполне однозначную подпись «При­стройка к перестройке»: важный петух в элегантном костюме и галстуке прокукорекивает: «Я пе–ре–стро–ился!». Прямолинейность данного решения очевидна, осо­бенно по контрасту с остроумно показанными в предшествующей работе кастрюлями. Но ведь любое творчество состоит не только из удач.

 

Социальный и экологический плакаты

 

По следам двух всесоюзных выставок плаката критики отмечала: «Создано немало поистине боевых, наполненных возмущением, болью и состраданием листов, посвященных борьбе с алкоголизмом и наркоманией, как борьбе с социальным злом, мешающим перестройке».

Антиалкогольные плакаты, как мы помним, разрабатывались и в предшествующие периоды, а вот тема борьбы с наркотиками вы­шла на поверхность общественного внимания впервые и получила в некоторых произведениях проникновенное воплоще­ние. Вот на листе с надпи­сью «Наркомания – само­убийство!» костлявая рука скелета протягивает пока еще вполне здоровой руке четыре маковых стебля с туго набитыми зернами го­ловками – работа С. Смир­нова.

Большое место в пла­катном творчестве периода перестройки занимала экологическая проблематика. Она начала талантливо освещаться уже в 70–е годы. Ко второй половине 80–х экологический плакат стал почти обычным явлением, однако дале­ко не всегда оно находило достойное воплощение. Свидетельство тому – работа Н. Павловой с пафосной заявкой, но композицион­но не проработанным воплощением. По замыслу автора, суть пла­ката передает двустишие:

И вчера, и сегодня, и завтра – вовек Ты защитник природы один – человек.

Далее изображен набор «экологических» фрагментов: земной шар в цветах на фоне радуги и летящей бабочки. В этой работе на­рушено одно из композиционных правил плакатного мастерства, которое именуется законом единства и обеспечивает цельность восприятия произведения. Внимание зрителя в данном случае рассредоточивается между разнообразными блоками изображения и остается весьма поверхностным.

Контрастным предыдущему в своей изобразительной сдержан­ности выглядит плакат Л. Бойко. Винтовка здесь воткнута штыком в землю, а из ложа ее тянется к свету зеленый росток, к которому прикасается мордочкой олененок. А текст гласит: «Склони ружье перед красой!». Это эмоционально воздействующее произведение для тех, кто обратит на него внимание. На многих акциях, связанных с экологией, побывал плакат Б. Янина, где высунувшаяся из речки рыба держит в зубах табличку с надписью «Чистой воды!». У смотрящего на этот плакат зрителя может возникнуть звуковая галлюцинация, настолько правдиво передана ситуация задыхающихся в зловонии наших водоемов рыб.

Киноплакаты

 

Энергично продолжили в этот период творческие поиски авторы киноплакатов. Экс­прессивно, даже сюрреалистично выглядит трактовка листа, реклами­рующего фильм режиссера Г. Пан­филова «Тема». Он создан худож­ником Л. Богдановым в 1986 г. Плакат являет нам голову главного героя фильма, вылупляющуюся как из кокона из своего прежнего офи­циозного зашоренного обличия. Это, на наш взгляд, великолепное воплощение опорной идеи фильма – искусственности официозных по­стов и регалий, высшей ценности обретения человеком своего под­линного «Я».

В 80–е годы все больше кино­фильмов направляет за рубеж кон­тора «Союзфильмэкспорт». Одним из творческих лидеров киноплаката был художник И. Лемешев, который «сумел придать экспортному кино­плакату изысканность и загадочность, столь необходимую для успешного представления советских фильмов зарубежному зрителю».

Этими качествами в пол­ной мере отмечен его плакат к фильму режиссера Э. Климова «Агония». В центре композиции на коричневой столешни­це бархатная темно–красная подушка с роскошными кис­тями. Из–под подушки на сто­лешницу просачивается кровь. А на самом темно–красном бархате голова основного пер­сонажа фильма «Агония» – Распутина: взлохмаченная бо­рода, слипшиеся волосы. Ас­социации с широко известными картинами на библейский сюжет об отрубленной голове Иоанна Крестителя неизбежны. На наш взгляд, это не умаляет, а обогащает впечатление от плаката И. Лемешева.

В верхней части плаката наименование фильма «Agony» выписано тем же красным цветом, что и просачивающаяся кровь. В полной мере здесь присутствуют изысканность и загадочность, а также завораживающий ужас.

Таким образом, в период перестройки можно выделить отдельные успехи плакатистов в социальной, сатирической, экологической, ки­норекламной проблематике. Коммерческий плакат в этот период ис­пользовался преимущественно на внешнеторговом направлении, о чем мы упоминали применительно к экспортной рекламе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...