Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторический идеал Цицерона.




ораторский идеал Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

14. Риторические направления Квинтилиана.
знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - ок. 100 г. н.э.)- автор обширного сочинения в двенадцати книгах „Риторические наставления".
Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.Это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: «Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй - об искуснике, в третьей - о самом произведении. «Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т.е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь».Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме, ибо Квинтилиан ссылается и на других, кто придерживался этого. Он пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идет от Исократа (риторика - творительница убеждения). Такого же мнения придерживается Цицерон. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать все, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и учебники красноречия. Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить.Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Оратором сделаться нельзя без помощи того и другого. Он замечает: „Словом, природа есть вещество, а наука художник: сия дает вид или образ, а та приемлет. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драгоценного вещества". Но все же Квинтилиан считает, что одни только правила не могут сделать человека, изучившего их, оратором. В главе „О изобилии слов" он проводит мысль о том, что оратору необходимо постоянно увеличивать активный запас слов, однако это не означает, что оратор должен ими пользоваться для безостановочной болтовни. Жесткий отбор нужных слов из богатого запаса лексики должен быть постоянной заботой оратора. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана, - способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки.Итак, Труд Квинтилиана - это систематическое и строго продуманное изложение риторического учения с учетом достижения теоретической риторики и опыта классического красноречия. Он доказывает, что для ораторского искусства необходимы два момента: обучение и следование определенным правилам. По мнению ученого, специфичность ораторского искусства в том, чтобы убедить при помощи красивой речи. Риторика - искусство, одного дара природы для которого слишком мало, необходимо учиться и развивать его. Основная же цель оратора - при помощи этого искусства вмешаться в духовный мир слушателей. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность речи, украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.

15.Развитие риторики в Европе.
В Средние века риторика становится искусством украшения речи, в основном – богослужебной и политической. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI–XIX вв.
Как видим, представления о риторике и ее задачах с течением веков изменялись. Сначала основное внимание уделялось содержанию речи, ее убедительности, впоследствии – ее форме, различным способам украшения речи. Это привело к кризису европейской риторики, который в России пришелся на начало XIX в. Вся содержательная сторона речи оказалась в ведении философии, а риторика превратилась в схоластическую дисциплину, предметом исследования которой стала напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.
Однако в XX в. происходит «реабилитация» риторики, у нее стало появляться «второе дыхание». Во Франции, Бельгии, Италии и других странах вновь ведутся исследования в области риторики. Такого рода тенденции наблюдаются и в США. «Риторика в качестве теории фигур обрела новую жизнь в исследованиях по структурной лингвистике», – подчеркнули несколько представителей Льежского университета, объединившихся в специальную группу по разработке проблематики, связанной с риторикой.
Характерно, что современные представления о риторике не просто воспроизводство, реанимация тех идей и методов, которые ею разрабатывались традиционно. Это новое осмысление ее сути и возможностей.
Пример такого осмысления – мнение Поля Валери, выдающегося французского поэта и литературного теоретика. Он определил риторику следующим образом:
1. Риторика – это речевая модификация усвоенного языка;
2. Риторика – это наука о языковых отклонениях;
3. Риторика – искусство вербальных субституций (сокращений с добавлением), призванных служить оптимизации речи.
Во второй половине XX в. появился новый термин – «неориторика», который обосновал профессор Брюссельского университета X. Перельман. Ее современная проблематика разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии, психологии. В работе «Трактат об аргументации: новая риторика», написанной в соавторстве с Л. Ольбрехтс-Титека, он подчеркивал, что положения устной речи или текста можно аргументировать не только математически, логически или эмпирически, но и с помощью средств, которые не обладают доказательной силой, но ориентированы на то, чтобы убедить в правоте высказанного тезиса. Это, по его мнению, игровые способы и средства, этические понятия и обращения к морали, различные способы рассудительности. Традиционная или классическая риторика дополнялась ставшими актуальными в XX в. новыми средствами убеждения и обоснования речи.
Причем характерно, что новая риторика приобрела определенные национальные оттенки. В США это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. В Бельгии сложились два направления неориторики: аргументированная риторика (X. Перельман, С. Тулмин и др.) и общая риторика (Ж. Дюбуа и др.).
Общая риторика представлена «группой мю» из Льежского университета. Название группы ее члены определяют от первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, как они считают, из тропов и фигур риторики. Наиболее известны их книги «Общая риторика» и «Риторика поэзии». В работе «Риторика поэзии» они так определяют риторику:
Риторика – это дисциплина, изучающая приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс
Во Франции разработки в области неориторики связываются с деятельностью Р. Барта. Наибольшее развитие получила так называемая метариторшса, которая занимается общей теорией риторики и интерпретацией ее понятий.
Таким образом, после появления неориторики принято считать, что термин «риторика» имеет следующие смыслы:
1) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;
2) наука об убеждающей коммуникации. При этом объектом риторики являются любые разновидности речевой коммуникации, которые рассматриваются через призму осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения;
3) наука о порождении высказываний. Данная трактовка риторики принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что такое понимание открывает перед теорией красноречия новые перспективы.Следовательно, развитие теории культуры за рубежом вызвало пристальный интерес к идеям и методам, которые ранее разрабатывались риторикой – наукой о красноречии.

16)Риторика в Европе в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения происходят очень важные из­менения в культуре. Именно в этот период христианство перестает быть ведущей идеологией, в сфере мысли, на­уки и искусства развивается свобода (по крайней мере, от религиозных догм). В эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип чело­века; меняются экономика, государственность, образова­ние, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрожде­ния на это место становится человек. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Возрождения.Не случайным поэтому кажется и возрастающий интерес к античности. Если в Средние века наследие древ­него мира интересовало мыслителей исключительно с точки зрения возможности обоснования догматов хрис­тианства, то с приходом Возрождения характер этого ин­тереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхище­ние перед природой и красотой, в том числе и человечес­кой. Если Средневековье видело в античности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.
Какие же процессы происходят с риторикой в этот период?
1. До Возрождения риторика была связана с антич­ной традицией и, в частности, с латынью. Несмотря на неприятие античной традиции, характерное для раннего Средневековья, античная традиция была достаточно быс­тро усвоена христианскими мыслителями. В период Воз­рождения национальные языки приобретают совершен­но новый статус, активно развивается публичная комму­никация, не связанная с академической и церковной сфе­рой. Развитие экономики и культуры становится причи­ной активного развития торгового красноречия, возрож­даются красноречие парламентское и судебное.
Более того, движение Реформации привело к тому, что в значительной части стран даже общение внутри церкви начинает осуществляться не на латыни, а на национальных языках. Это не могло не сказаться на церковном красно­речии. В качестве примера можно было бы привести так­же бурную письменную полемику, которая развернулась между Эразмом Роттердамским и Лютером по поводу изменений в отношении к католицизму; во Франции но­вый тип духовного красноречия был представлен Сен-Франсуа де Салемикардиналом Лотарингским. Эти процессы оказали очень существенное влияние на отно­шение к риторике, прежде всего — на ожидания от нее.Данный процесс, в частности, нашел проявление и в том, что в период Возрождения появляются первые рито­рики, написанные не на латыни, а на национальных язы­ках. Примером такой риторики могут служитьсочине­ния Пьера ФабрииАнтуана Фоклена, написанные на французском языке. Формируется даже радикальное мнение о том, что риторика должна освободиться от античного наследия. Так, Ле Гра, один из авторов того вре­мени, придерживавшийся такой точки зрения, писал:«Изучать риторику по-латыни — значит учиться плохо говорить по-французски».
2. В целом в эпоху Возрождения риторика получила достаточно заметное развитие. Во времена Возрождения был создан ряд учебников по риторике, которые заслужи­вают внимания и в наши дни. К ним можно отнести«Искусство поэзии» Николя Буало, «Искусство англий­ской поэзии» Джорджа Путтенхема, «Сад красноречия» Генри Пичема, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери.Уже из двух первых названий видно, что в этот пе­риод риторика начинает сближаться с изучением по­этической, художественной речи. Ярким проявлением этого может служить, например, то, чториторическое зна­ние использовалось в качестве модели для других сфер языковой практики: в 1540 г. увидел свет трактат Доле «О манере хорошо переводить», в 1594 г. —риторика дю Вера, которая фактически представляла собой риторичес­кий комментарий к переводам фрагментов из Демосфена и Цицерона. Это сближение было в целом закономер­ным, поскольку национальные языки получили наиболь­шее развитие в сфере художественной литературы. Одна­ко в этом процессе было и много негативного. Дело в том, что риторическая коммуникация в силу своей направ­ленности на воздействие заметно отличается от художе­ственной литературы. Нельзя сказать, что художествен­ная литература полностью исключает воздействие на чи­тателя. Но эта цель всегда является вторичной, посколь­ку основная цель художника — создание особого мира, который в литературе воплощается не при помощи кра­сок или звуков, а при помощи слов. А это означает, что риторика и художественная литература используют одни и те же средства, но делают это по-разному, в соответ­ствии с теми законами, которым они подчиняются.
3. В период Возрождения фактически заново созда- ются многие новые отрасли красноречия, например, рито- рика светской беседы, риторика портрета и т. д. Местом формирования этих риторик были, как правило, светские салоны. Благодаря этомуогромное развитие получает сфера культуры речи, что само по себе не могло не ока- зать влияния на становление национальных литератур- ных языков. Разработанные (во многом благодаря рито- рике) нормы художественной речи становятся нормами и для разговорного языка высших дворянских сословий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...