Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов




СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование ……………………………………………………………6

1.1. Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов………………………………………………………………………………6

1.2. Значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны …………………………………………..10

Глава 2. Административно-правовой режим обеспечения безопасности государственной границы (пограничный режим) ……………………………….13

2.1. Понятие режима охраны государственной границы ………………………..13

2.2. Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации...20

Заключение …………………………………………………………………………24

Список использованной литературы ……………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема административно-правовых режимов очень важна для всей организации защиты безопасности государства. Ведь применение тех или иных видов режимов способствует более четкому соблюдению безопасности. Одним из важных административно-правовых режимов является защита государственной границы (далее – граница) в Российской Федерации (далее – РФ). Меры по защите границы принимаются в соответствии со статусом границы, определяемым международными договорами РФ и законодательством РФ.

Защита границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска черезграницу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством РФ.

Все вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Данная тема была и остается под пристальным вниманием всего ученого правового мира. Множество трудов посвящено данной теме. Многие ученые отмечают то, что данный институт имеет огромное значение. И вообще изучение выбранной темы требует очень острого осмысления. Авторы, посвятившие свои труды данной теме, это: Р.И. Идаятов, Н.Н. Миняйленко, А.А. Стремоухов и другие. Также по данной теме были защищены и множество диссертаций.

Но даже и в том случае, что тема достаточно освещена во многих работах, все равно остается необходимость более глубокого ее изучения.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения административно-правовых режимов. Предмет исследования составило законодательство РФ в данной области.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является глубокое исследование по выбранной теме.

Цель настоящего исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

- исследовать понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов;

- изучить значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны;

- раскрыть понятие режима охраны государственной границы;

- изучить роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, синтез) и частно-научные методы: системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и социологический. Их применение позволило исследовать рассматриваемый вопрос целостно и всесторонне.

Теоретическая основа настоящей работы строилась на научных трудах следующих авторов: Р.И. Идаятова, Н.Н. Миняйленко, А.А. Стремоухова и многих других.

Нормативной базой исследования стало законодательство РФ и международного права в данной сфере. В основу исследования положен также ряд научных монографических исследований и иных научных публикаций российских авторов.

Эмпирическая база состоит из федеральных законов, Конституции РФ.

Научная новизна исследования обусловлена системным исследованием выбранной темы.

Теоретическая значимость исследования определяется его научной новизной, методологией проведенного исследования, позволившими более комплексно и более полно исследовать тему применения административно-правовых режимов.

Практическая значимость исследования. Работа носит выраженный прикладной характер, разработанные в ходе ее подготовки и представленные в ней подходы и рекомендации могут быть применены в текущей деятельности органов внутренних дел РФ. Также полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании административного права.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глава, каждая из которых состоит из параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование

Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов

 

В течение всей жизни нельзя уйти от ситуаций, которые произвольно изменяют состояние общественных отношений, находящихся в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Изменения такого типа могут быть значительными и малозначительными, ожидаемыми или неожиданными для органов государственной власти. Кроме всего прочего они могут быть и негативными, и позитивными.

Если ожидаемые изменения носят только позитивный характер, то в данном случае нужно поддерживать эти изменения для их дальнейшего развития.

В другом случае, если изменения, которые ожидаются, ведут к ощутимым негативным последствиям или влекут за собой нарушение всех установленных норм права, то главной задачей органов власти становится урегулирование ситуации, вышедшей из-под контроля. В случае, если изменения носят незначительный характер, то они подлежат преодолению обычными мерами государственно-управленческой практики.

Таким образом, административно-правовые режимы - это совокупность государственно-управленческих и административно-правовых мер, которые очень существенно отличаются от применяемых органами государственной власти и в их числе органами исполнительной власти в нормальных условиях функционирования. Применение административно-правовых режимов считается вынужденной мерой и относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права[1].

Кроме указанного выше определения существует еще множество других определений административно-правовых режимов. Например, в юридической литературе довольно часто применяют понятие административно - правового режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, которые обеспечивают порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления.

Общая цель и главное предназначение административно-правовых режимов состоит в создании на пути правонарушителей надежных правовых преград, серьезно затрудняющих, а в ряде случаев и полностью исключающих достижение целей преступной деятельности.

Для административно-правовых режимов характерны следующие признаки:

- поведение физических, должностных и юридических лиц определенное специальными нормами права;

-вынужденный детальный контроль всей деятельности государственных органов и общественных объединений;

-введение некоторых дополнительных правил или изъятий из общеобязательных правовых норм;

-установление особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.

Самым основным и главным в назначении административно-правовых режимах является предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в области обеспечения государственной и национальной безопасности[2].

Четкое содержание мероприятий, считающихся режимными, которые входят в различные виды правовых и административно-правовых режимов, определены их целевым назначением, характером и особенностями той деятельности отдельных лиц, учреждений и организаций, которая является объектом режима. Но в тоже время при всем изобилии режимных мероприятий, которые обусловлены разными объектами, исходят из единства их целевого назначения, выделяются некоторые другие типовые элементы, которые определяют содержание всех административно-правовых режимов именно как режимных мер.

Содержание административных режимов состоит из его целевого назначения, установленных правовых принципов, объекта административно-правового регулирования, юридического положения субъектов, административно-правового инструментария.

Считаем целесообразным рассмотреть каждый типовой элемент, который определяет содержание всех административно-правовых режимов.

1. Административно-правовые режимы устанавливаются для того, чтобы обеспечить взаимодействие Правительства и частных лиц на основании правовых норм. Так как именно он сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей и регулировании ими различных социальных объектов и процессов.

2. Для административно-правовых режимов характерны общеотраслевые принципы государственного управления, которые являются внутренними стержнями, управляющими началом организации административно-правовых отношений. Это является своеобразными ориентирами для юридически значимых вариантов поведения. Также они носят универсальный характер и распространены на все сферы административно-правового регулирования. Особенно важно соблюдение этих принципов в нормотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти.

3. Элемент административно-правового режима составляет объект, в который входят отношения, фактически попавшие под воздействие административно-правовых норм. Это происходит в связи с тем, что режим - это во всех случаях итог воздействия на состояние установленных социальных связей.

Так как административно-правовое регулирование имеет свойство распространяться на отношения, которые находятся в пограничных, сопряженных со сферой управления областях, то надо быть более чем осторожными при выборе конкретного объекта административно-правового режима.

4. Юридическое положение субъектов является одним из основных элементов, составляющих административно-правовой режим. Участники административно-правовых отношений в силу специфики управления занимают социально неоднородные позиции.

Поскольку административное право закрепляет подобное положение, это ставит их в неравные условия, в отношения субординации, где субъект, наделенный юридически властными полномочиями, реализует их посредством принятия односторонне обязательных управленческих решений.

5. Административно-правовой режим позволяет рассмотреть административно-правовой инструментарий в комплексном сочетании с принципами и юридическим положением субъектов отрасли административного права. Стержнем административно-правовых средств является метод правового регулирования - централизованное, императивное воздействие на общественные отношения. Недостаточно сказать, что это метод «власти-подчинения», поскольку содержание административно-правовых отношений гораздо многообразнее, а составляющая их субординация реализуется при помощи различных юридических приемов.

В условиях административно-правового режима существенной мере изменяется правовой статус оказавшихся в сфере действия режима субъектов право. Объем административно-правового регулирования, в том числе и затрагивающего другие отросли значительно возрастает. Соответственно органы исполнительной власти путем расширения сферы управленческих воздействий значительно усиливают свае влияние на институты гражданского общества, причем в некоторых случаях могут наблюдаться и элементы огосударствление этих институтов с выраженным акцентом на прямое администрирование со стороны государства. Таким образом, действие административно-правового режима имеет своей основой ощутимое изменение правового положения субъектов административного права.

Все административно- правовые режимы регулируются специальными нормативно правовыми актами. Для каждого режима существует определенный закон: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФЗ «О военном положении», закон «О закрытых территориальных образованиях», закон РФ «О государственной тайне», закон РФ «О государственной границе» и много других. В этих нормативно правовых актах содержатся цель, условия, назначение, порядок и основания введения определенного режима.

Таким образом, все административно-правовые режимы устанавливаются определенными нормативно-правовыми актами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...