Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации




Профилактика преступлений, в том числе незаконного пересечения границы РФ, осуществляется множеством субъектов. Профилактика преступлений представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, совершаемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений.

Основываясь на классификации, принятой в криминологии, субъектов профилактики незаконного пересечения границы РФ можно разделить на: 1) неспециализированные; 2) частично специализированные; 3) специализированные. Большую группу составляют специализированные субъекты профилактики пересечения границы РФ, для которых профилактика правонарушений является основной, единственной либо профилирующей функцией. Важную роль в профилактике незаконного пересечения границы РФ среди специализированных субъектов играют правоохранительные органы. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды.

Предупреждение преступлений, в том числе профилактика незаконных пересечений границы РФ, является одной из основных функций правоохранительных органов.

Сотрудники органов внутренних дел наделены широкими властными полномочиями оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административно-правового характера. Данные структуры осуществляют большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов. С начала текущего года Управление по делам миграции совместно с паспортно-визовой службой и с другими подразделениями МВД РД (по борьбе с экономическими преступлениями; с организованной преступностью; с экстремизмом и терроризмом), а также с Управлением Федеральной службы безопасности РФ по РД организовало пять крупномасштабных оперативно-профилактических операций, направленных на противодействие нелегальной миграции иностранных граждан («Паспорт», «Фильтр», «Мигрант» и «СКПО»). Однако интересно заметить, что борьба с нелегальной миграцией не дает ощутимого результата из-за сохраняющегося безвизового режима с рядом стран СНГ, отсутствия у Каспийского пограничного управления ФСБ России компьютерной базы данных по выдворенным за пределы РФ иностранным гражданам.

Следует создавать специализированные подразделения, непосредственно направленные на профилактику незаконного пересечения границы РФ. Значительный поток лиц и транспортных средств, пересекающих границу, продолжает оказывать влияние на интенсивность служебно-боевой деятельности органов пограничного контроля ФПС России.

Важное предупредительное значение имеет то, что в последние годы при активном и непосредственном участии Пограничной службы и координирующей роли Государственной пограничной комиссии активно реализуется комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования пограничных пунктов. Открываются новые пункты пропуска на перспективных направлениях, сокращается количество действующих непосредственно в этих пунктах контрольных органов.

Специальное подразделение можно создать и в структуре органов прокуратуры Республики Дагестан. Это позволит усилить профилактику незаконного пересечения границы РФ, повысить уровень взаимодействия соответствующих служб и подразделений прокуратуры и других правоохранительных органов. В системе органов государственной власти РФ важное место принадлежит судам, прокуратуре, органам предварительного следствия и дознания.

Прокуратура является одним из субъектов профилактики незаконного пересечения границы РФ. В последние годы удалось общими усилиями обеспечить последовательное снижение преступности в поднадзорных пограничных органах. Результаты работы по обеспечению средствами прокурорского надзора пограничной безопасности РФ позволяют сделать вывод об актуальности по меньшей мере трех основных направлений деятельности: 1) стабилизация и укрепление системы межгосударственных отношений в пограничной сфере и развитие приграничного сотрудничества; 2) приоритетный учет в пограничной сфере экономического аспекта интересов государства как внутреннего фактора, определяющего состояние национальной безопасности; 3) совершенствование и развитие собственно системы обеспечения пограничной безопасности государства.

Анализ работы органов прокуратуры свидетельствует, что при осуществлении прокурорского надзора за ходом расследования рассматриваемых преступлений следует периодически изучать оперативно-поисковые дела, заведенные по фактам незаконного пересечения границы РФ, обращая особое внимание на полноту оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, качество исполнения отдельных поручений следователей, взаимодействие следователей и оперативных работников.

В заключение следует отметить, что профилактика преступлений в виде незаконного пересечения границы Российской Федерации требует использования разнообразных методов и средств правового, идеологического, культурно-воспитательного или организационного характера. Успех деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения данного преступления во многом зависит от четкого распределения функциональных обязанностей подразделений и служб, а также от координации их действий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по теме «Административно-правовые режимы, устанавливаемые в интересах обеспечения безопасности РФ» позволило сделать несколько главных и важных выводов:

1. Административно-правовые режимы - это совокупность государственно-управленческих и административно-правовых мер, которые очень существенно отличаются от применяемых органами государственной власти и в их числе органами исполнительной власти в нормальных условиях функционирования;

2. Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России;

3. Исследовав информационные отношения в сфере охраны границы, мы пришли к выводу, что информационное обеспечение охраны границы РФ осуществляется в рамках единой формально определенной системы управления, эффективность которой определяется гармонией механизма государственного управления и существующей нормативной базы;

4. Предупреждение преступлений, в том числе профилактика незаконных пересечений границы РФ, является одной из основных функций правоохранительных органов;

5. Профилактика преступлений в виде незаконного пересечения границы РФ требует «использования разнообразных методов и средств правового, идеологического, культурно-воспитательного или организационного характера». Успех деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения данного преступления во многом зависит от четкого распределения функциональных обязанностей подразделений и служб, а также от координации их действий.

В связи со сделанными выводами из работы мы вынесли и предложения по совершенствованию данной процедуры. Это такие:

1. Внести дополнение в ч. 2 ст. 37 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции:

«Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены органы и должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам. Статус указанных органов и должностных лиц определяется правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

2. Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусмотрев возможность передачи отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению процессуальных действий другим федеральным органам исполнительной власти.

3. Издать Указ Президента РФ «Об основах взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации». Межведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взаимодействия в сфере защиты и охраны государственной границы, привести в соответствие с указом. В этом же указе предусмотреть разработку и утверждение Положения о региональном центре по взаимодействию в сфере охраны государственной границы РФ;

В совокупности все проведенное исследование позволило утверждать то, что обеспечение режима государственной границы – это важное мероприятие.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Российская газета. –2009. – №7. – 21 янв.; Собрание законодательства Российской Федерации. –2009. – №4. – Ст.445; 2014. – №31. – Ст. 4398.

2. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ с изм. и доп. от 13.07.2015 // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.

3. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ с изм. и доп. от 22.12.2014 // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.

4. О государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 с изм. и доп. от 31.12.2014 // Российская газета. – 1993. – № 84. – 04 мая.

5. О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 марта 1996 № 371 с изм. и доп. от 26.01.2007 // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 12. – Ст. 1059.

 

 

Учебная и справочная литература

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Юрайт, 2011. – 820с.

2. Административное право: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Проспект, 2010. – 563 с.

3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 921 с.

4. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. – М.: Проспект, 2012. – 552 с.

5. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2011. – 464 с.

 

Статьи и другие публикации в периодических изданиях

1. Идаятов Р.И. Роль правоохранительных органов в профилактике преступлений в виде незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации / Р.И. Идаятов // Российский следователь. – 2007. – N 15. – С. 15-18.

2. Кудинов В.В. Защита и охрана государственной границы как часть системы пограничной безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. – 2014. – N 8. – С. 7 - 11.

3. Стремоухов А.А., Лунгу А.С. Внутренние войска МВД России как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. – 2012. – N 4. – С. 4 - 7.

4. Чернышова Т.И. Предупреждение административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2012. – N 12. – С. 66 - 71.

 


[1] Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 152.

 

[2] Агапов А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Юрайт, 2011. – С. 352.

 

[3] Кудинов В.В. Защита и охрана государственной границы как часть системы пограничной безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. – 2014. – N 8. – С. 8.

 

[4] Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 178.

[5] Братановский С.Н. Административное право: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 178.

 

[6] Административное право: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Проспект, 2010. – С. 88.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...