Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии и этапы создания информационных систем и технологий с позиции руководства организации




 

Взгляд руководства организации и ее персонала, не говоря
уже о разработчиках, на создание информационной системы
различен. Здесь мы попытаемся, не вдаваясь в технические про-
блемы, построить модель процесса создания информационной
системы для менеджеров и показать, в чем их задачи. Суще-
ствует две различных стадии осуществления проекта построе-
ния информационных систем и технологий — разработка и
внедрение и эксплуатация.

Стадия разработки и внедрения обычно всегда осуществляет-
ся полностью. Ей не мешает ни слабое развитие технологии, ни
отсутствие компетенции персонала или пользователей, ни отсут-
ствие хороших консультантов.

Если на этой стадии возникают проблемы, то они связаны со
следующими тремя основными причинами:

- недостаток поддержки основного персонала, особенно когда надо уделить достаточно времени и энергии на критических стадиях;

- слишком амбициозные планы вместо пошагового, мудрого подхода;
- неудача при.получении достаточного количества советов от практиков с настоящим опытом использования похожих систем в похожем бизнесе.

В рамках группового обсуждения в работе R.Hanage (Ма-naging
Information for Profit and Growth),
были получены следующие отве-
ты на вопрос о том, какие проблемы возникали с проектами инфор-
мационных технологий?

- консультанты по информационным технологиям не понимали наших мыслей;
- трудно найти нужный совет;
- сложно подобрать прикладное обеспечение для деловых процессов;
- неподходящее время для установки системы;
- плохая техническая и программная поддержка.

Как правило, проект информационных технологий всегда
занимает больше времени, чем предполагалось. Необходимо
быть готовым к тому, чтобы вложить
больше ресурсов, чем требуется, для то-
го чтобы быть уверенным, что он не ос-
тановится;

- участвующие в осуществлении проекта люди всегда думают, что их ра-
бота сделана, когда аппаратура и
программы работают успешно. Фак-
тически проект завершен только тогда, когда достигнуты
ожидаемые преимущества для бизнеса. Если проект связан с
деловыми целями по улучшению отдельных сторон функци-
онирования организации, и все это знают, он более успе-
шен.

Специфические затруднения в малом бизнесе:

- ограниченность ресурсов;

- способности персонала;

- внешние факторы;

- неформальная административная деятельность;

-трудности с долгосрочным планированием.

 

Имеется четыре стадии создания информационной системы.
l. Эскиз проекта

Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой при-
были, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ре-
сурсов и т.д. Стоит также определить «менеджера проекта», кото-
рый отвечает за его осуществление, и ответственного за проект в
высшем руководстве, который будет главной персоной в бизнесе
и будет поддерживать менеджера проекта, когда это необходимо и
в самом конце выполнения проекта.

2. Оценка проекта

Это самая главная часть проекта. В ней принимаются все важ-
ные решения — что будут делать системы, как они будут рабо-
тать, какая аппаратура и прикладные программы будут использо-
ваться и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь
анализируются возможные затраты и прибыли от различных дей-
ствий и производится конечный выбор. В качестве основного пра-
вила следует использовать принцип, согласно которому система
должна быть настолько простой, насколько возможно. Грандиоз-
ные проекты системы могут вылиться в невероятные затраты. Из-
менения, которые вносятся позже, являются более дорогими.

Сначала готовят список требований к системе — детальный
перечень того, что система будет делать для бизнеса и как ею уп-
равлять. Изучаются потребности постоянных пользователей (и дру-
гих заинтересованных лиц), так как только они действительно
знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятель-
ность.

Список включает в себя данные которые предназначены для
ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей,
размеры информации, связи с другими существующими система-
ми и т.д. и должен быть достаточно подробным для того, чтобы
можно было послать запрос поставщикам аппаратуры и про-
граммного обеспечения.

На этой стадии мы не должны,. просто компьютеризировать
существующие способы работы. Проект информационных техно-
логий — это хорошая возможность еще раз подумать, как лучше
сделать информационную систему.

Следующая стадия состоит в том, чтобы посмотреть на требо-
вания к аппаратуре и программному обеспечению. Проконсульти-
роваться с потенциальными поставщиками, просмотреть другие
деловые решения и посоветоваться со знающими консультантами.
Некоторые трудные решения должны подвергнуться тщательной
оценке. Следует ответить, например, на такие вопросы: использо-
вать ли уже готовый пакет прикладных программ либо заказать но-
вое программное обеспечение. Ответы будут зависеть от степени
риска, к которой Вы готовы, и от отличий Вашего бизнеса от
других типичных фирм.

Анализ затрат и прибыли — это финальный шаг перед окончательнымрешением. Затраты на прикладные программы и аппа-
ратуру относительно невелики, особенно если Вы используете
стандартный пакет. Большими затратами являются время, на уста-
новку системы и время на поддержку ее работы.

3. Построение и тестирование

Одним из самых недооцененных шагов в установке любой си-
стемы является ввод всех данных в систему до ее запуска.

Персонал должен убедиться, что с системой легко работать.
Ничто не убивает энтузиазм по отношению кновой системе быст-
рее, чем серия технических проблем.

4. Управление проектом и оценка риска

Если только проект не совсем тривиален, то необходимо су-
ществование менеджера проекта, у которого есть достаточно вре-
мени, чтобы работать с проектом и иметь дело.c,массой проблем,
которые могут возникнуть. Проект не завершен до тех пор, пока
менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система
работает надежно и приносит прибыль.

Важная часть его роли состоит в том, чтобы постоянно осоз-
навать риск проекта. Риски должны обсуждаться открыто, несмот-
ря на соблазн спрятать голову в песок и надеяться, что все обой-
дется. Риск можно спланировать: приняв альтернативные решения, приготовившись к крайним действиям и т.д. Примером послужит выбор программного обеспечения, при котором различные решения могут быть рискованны в различной степени. Более нет места
для подробного обсуждения, но использование следующего переч-
ня вопросов может помочь выделить некоторые пункты.

Ключевые вопросы и. проблемы, связанные с проектами инфор-
мационных технологий:

Деловые аспекты
- Есть ли менеджер проекта с достаточным количеством времени?
- Согласован ли проект со всеми?
- Есть ли понимание того, что проект может осуществляться дольше предполагаемого времени?
- Вы готовы использовать больше ресурсов?
- Останутся ли основные цели теми же по окончании проекта?
- Достаточно.ли стабильны информационные системы для компьютеризации?
- Есть ли у пользователей время для тщательного изучения проекта?
- Вы уверены, что ни один из основных менеджеров не чувствует давления со стороны проектировщиков?
- Используете ли Вы информационные технологии?
Аспекты проекта
- Есть ли у команды точное общее видение целей проекта?
- Сфокусирована ли команда на деловых выгодах?
- Управляется ли проект по шагам?
- Если проект инновационный, то запланирован ли управляющий проектом?
- Достаточно ли технических навыков у команды для работы над проектом?
- Консультировались ли служащие с консультантами?
- Существуют ли подобные проекты в похожих фирмах?
- Все ли пользователи вовлечены в проект?

- Получили ли они необходимое обучение?

-
Планируется ли ввод начальных данных?

- Ясны ли критерии принятия проекта?

- Планируются ли детальное тестирование и параллельные про-
верки?

- Хорошо ли знакомы те, кто будет управлять системой, с компьютерной литературой?
- Оценивались ли «жизненные затраты» системы?
Аспекты компьютерной системы
- Настолько ли система проста, насколько это возможно?

- Предпочли ли сотрудники,«бумажное» решение информационным технологиям?

- Надежны ли основные поставщики?

- Проверена ли аппаратура/программа использованием во многих фирмах?

- Легко ли повышается уровень сложности аппаратуры, если это необходимо?

- Гибкое ли программное обеспечение для соответствия новым потребностям?

- Есть ли хорошая система защиты данных?
- Легкое ли в использовании программное обеспечение?
- Есть ли хорошие местные центры обслуживания оборудования и программ?

- Вы уверены во вводе хороших данных в систему?

Жизненный цикл информационных систем.
Взгляд разработчика на создание информационной системы

Сущность развития информационной системы во времени отра-
жает такая категория, как «жизненный цикл». Как и любой изготов-
ленный продукт, информационная система имеет свой цикл жизни
от времени начала создания до момента прекращения эксплуатации.

Информационная система является особым продуктом. Орга-
низация не может без нее существовать. Мы можем говорить о
прекращении эксплуатации данного поколения информационной
системы, отдельных ее подсистем и элементов.

Жизненный цикл заканчивается, как правило, не в результа-
те физического износа информационной системы, а в результате
морального устаревания. Моральный износ, моральное устарева-
ние — прекращение Удовлетворения требований к информацион-
ной системе. При этом возможные модификации информацион-
ной системы экономически невыгодны или невозможны, что вле-
чет за собой необходимость разработки новой информационной
системы. Для информационных технологий является вполне есте-
ственным то, что они устаревают и заменяются новыми.

На смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в
вычислительном центре пришла технология работы на персональном ком-
пьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функ-
ции телефону. Телекс передал большинство своих функций факсу и элект-
ронной почте и т.д.

При внедрении новой информационной технологии в органи-
зации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в ре-
зультате ее неизбежного устаревания со временем, так как инфор
мационные продукты, как никакие другие виды материальных то
варов, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новы-
ми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от'
нескольких месяцев до одного года.

Если в процессе внедрения новой информационной техноло
гии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что
к моменту завершения перевода фирмы на новую информацион-
ную технологию она уже устареет и придется принимать меры по
ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной'
технологии, обычно связывают с несовершенством технических,
средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие
или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

Жизненный цикл — период создания и использования информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного вы
хода из эксплуатации.

В жизненном цикле выделяют следующие стадии [1]:
- Предпроектное обследование

Сбор материалов для проектирования:

формирование требований;
изучение объекта автоматизации;

выбор и разработка варианта концепции системы.


Анализ материалов и разработка документации:

создание и утверждение технико-экономического обоснования;
разработка и, утверждение технического задания на проектирование информационной системы.
- Проектирование

Предварительное проектирование:

выбор проектных решений по всем аспектам разработки информационной системы;
описание всех компонентов информационной системы;

оформление и утверждение технического проекта.


Детальное проектирование:

выбор и разработка математических методов и алгоритмов программ;

корректировка структур баз данных;
создание документации на поставку и установку программных продуктов;
выбор комплекса технических средств информационной, системы;
создание документации на поставку и установку технических средств;
разработка технорабочего проекта информационной системы.
- Разработка информационной системы
получение и установка технических средств;
разработка, тестирование и доводка программ;
получение и установка программных средств;
разработка инструкций по эксплуатации программного обеспечения, технических средств, должностных инструкций для
персонала.

- Ввод информационной системы в эксплуатацию
ввод в опытную эксплуатацию технических средств;
ввод в опытную эксплуатацию программных средств;
обучение и сертифицирование персонала;
проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;
сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ.
- Эксплуатация информационной системы
повседневная эксплуатация;
сопровождение программных, технических средств и всего проекта.

Жизненный цикл носит итеративный характер: реализован-
ные этапы жизненного цикла, начиная с самих ранних, цикли-
чески повторяются в соответствии с новыми требованиями и из-
менениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла
формируется набор документов и технических решений, которые
являются исходными для последующих решений.

Наибольшее распространение получили три модели жизнен-
ного цикла информационной системы:

Каскадная модель — переход на следующий этап после полно-
го окончания работ по предыдущему этапу.

Поэтапная модель с промежуточным
контролем — итерационная модель разра-
ботки информационной системы и инфор-
мационных технологий с циклами обратных связей между этапами.
Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки.

Спиральная модель — делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов, Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной
системы и информационной технологии. На нем уточняются цели:
и характеристики проекта, определяется его качество, планиру
ются работы следующего витка спирали. Происходит последова
тельное углубление и конкретизация деталей проекта информаци
онной системы, формируется его обоснованный вариант, кото-
рый доводится до реализации.

При использовании спиральной модели:
- происходит накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов. информационной системы и информационной техноло-
гии;

- осуществляется ориентация на развитие и модификацию системы и технологии в процессе их проектирования;
- проводится анализ риска и издержек в процессе проектирования систем и технологий.
Особенности проектирования информационной технологии

Современная информационная технология реализуется в ус-
ловиях спроектированной информационной системы.

Аспекты проектирования: технический (аппаратно-коммуникационный комплекс), программно-математический (модели и программы), методический (совокупность средств реализации, функций управления), организационный (описание документо
оборота и регламента действий аппарата управления), поопераци
онный (совокупность технологических, логических, арифметичес-
ких действий, реализуемых в автоматическом режиме).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...