Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социальной психологии.




Социальная психология

Конспект лекций

Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна

кафедра психологии и педагогики, 420.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996.

2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995.

3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер.

4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с.

6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.

 

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии

1. Место социальной психологии в системе наук

2. История формирования социально-психологических идей

3. Методы социальной психологии

4. Этика психологического исследования

 

1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии– и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Классификация социально-психологических явлений.

1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:

1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

4. По степени осознанности:

1) осознанные;

2) неосознанные.

История формирования социально-психологических идей.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют 3, наиболее значительные: 1) психологию народов; 2) психологию масс; 3) теорию инстинктов социального поведения. Различаются они способом анализа взаимоотношения личности и общества.

1. Психология народов. (Середина XIX в., Германия). Создатели: философ М. Лацирус и языковед Г. Штейнталь. Центральная идея: главная сила истории – народ, или «дух целого», выражающийся в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. А индивидуальное сознание – его продукт. Дальнейшее развитие – В. Вундт, А.А. Потебня.

2. Психология масс. ( Франция, 2-я половина XIX в). Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Идея подражания и объясняет социальное поведение. Вторая его идея – роль иррациональных моментов в социальном поведении, т.е. аффектов и прочих нелогичных вещей.

Эти 2 идеи и использовались создателями психологии масс С.Сигеле и Г.Лебоном. Лебон утверждал: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: а) обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций; б) резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; в) вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; г) утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

3. Теория инстинктов социального поведения. Создатель В.Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основной тезис В.Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Он перечислил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1) инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх;

2) инстинкт бегства и чувство самосохранения;

3) инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

4) инстинкт приобретения и чувство собственности;

5) инстинкт строительства и чувство созидания;

6) стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина.

В начале ХХ века превращается в экспериментальную науку. Основное развитие социальная психология получает в США. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.

Тут произошел новый перекос – одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. В результате такого развития очень скоро социальная психология стала обрастать целым рядом острых противоречий. Особое значение приобретает ЕАЭСП – Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии. Для нее характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные потребности.

 

Методы социальной психологии.

В современном научном знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.

1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2) Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов:

- Личности экспериментатора. Здесь нужно иметь в виду и характерологические особенности и внешний вид.

- Умение исследователя работать с испытуемым, создать непринужденную, доверительную атмосферу.

- Присутствие наблюдателей, посторонних. Эффект присутствия других может существенно повлиять на действия или ответы участников эксперимента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...