Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17. Социально-экономическое развитие России в XVII в.




 

План:

1. Территория и население. Отрасли экономики в XVII в.

2. Социальная структура российского общества.

 

1. При ответе на первую часть вопроса обратите внимание на особенности социально-экономического уклада вновь присоединенных земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины. Проанализируйте развитие страны по основным отраслям экономики: сельское хозяйство, промышленность, торговля. Особое внимание уделите новой форме производства – мануфактуре.

2. Рассмотрите особенности развития каждого сословия социальной структуры российского общества по следующей схеме: боярство, дворянство, купечество, духовенство, крестьяне, городское население, холопы.

Литература

20. Ляпин Д.А. Волнения в русских городах в середине XVII в. // Вопросы истории – 2010 - № 4.

21. Захаренко И.А. Русские географические исследования и освоение Сибири в XVII в. // Вопросы истории – 2009 - № 2

22. Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев № 5, Представления британцев о русском народе в XVI – XVII вв. // Вопросы истории – 2009 - №8

23. Данилов А.Г. Опыт единоличной власти в России в XVI – XVII вв. // Вопросы истории – 2009 - № 1

24. Перхавко В.Б. Купчихи допетровской России // Вопросы истории – 2010 - № 1.

25. Башнин Н. Келарь со шпагой // Родина – 2009 - № 12.

26. Курлаев Е.А. Участие иностранных мастеров в развитии горнорудного дела России в XVII в./Е.А. Курлаев, и.Л. Манькова//Отечественная история. – 2003. - № 5.

27. Лаптева Т.А. К вопросу о расширении социальной базы дворянского сословия в XVII в. (поверстание в дети боярские представителей других сословий) // Отечественная история. – 2003. - № 5.

 

 

Тема 20. Век Просвещения в Европе

План:

1. Понятие Европейского Просвещения, его хронологические рамки и истоки и предпосылки

2. Исторические аспекты эпохи Просвещения

 

1. Просвещение – одна из ключевых эпох в истории европейской политики и культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли на основе рационализма и свободомыслия.

Дайте определение понятиям «Просвещение» и «модернизация».

Определите хронологические рамки Просвещения как исторической эпохи.

Обратите внимание, что именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы.

Истоки Просвещения связаны и идейными основами предшествовавших периодов – Возрождения и Реформации.

В основе перехода - кризис феодализма, развитие капиталистических отношений.

Данный путь каждая страна проходила по-своему, с учетом национальных особенностей и специфических черт развития.

 

2. Охарактеризуйте ключевые события XVIII века:

- промышленная революция в Англии (60 - 80-е гг.) – как начало эры индустриализации;

- война за независимость в северной Америке (1775 – 1783 гг.), образование США – как начало складывания гражданского общества;

- преобразования Петра I и Екатерины II – как выход Российской империи в число главных европейских держав;

- начало нового этапа европейской колонизации – как становление колониальных империй;

- Великая французская революция (1789 – 1794 гг.) – как начало утверждения капитализма в качестве господствующей системы.

Проанализируйте общие черты модернизационных процессов эпохи, проиллюстрируйте их историческими фактами.

В политической сфере:

- унификация и централизация органов власти и управления;

- внедрение единообразия в административно-территориальное устройство;

- преобразование судопроизводства (попытки кодификации законов и создания единой правовой системы).

В социально-экономической сфере:

- покровительство национальной промышленности и торговле;

- создание благоприятных условий для развития производительных сил;

- расширение привилегий землевладельцев;

- усовершенствование финансовой и налоговой систем.

В сфере культуры и образования:

- забота о просвещении и народном образовании;

- влияние к развитию национальной науки и культуры;

- противодействие усилению политического влияния церкви.

 

Литература:

1. Андерсон К.М. Конец традиции (Просвещение и утопии XVIII-XIX вв.) // Культура эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1993.

2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII-XVIII веков. - М.: Наука, 1989.

3. Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // Вопросы истории. - 2003. - № 9.

4. Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков (до 70-х г.г. XIX в.). - М.: Просвещение, 1984.

5. Всемирная история. Эпоха просвещения / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - М.: ACT, Минск: Харвест, 2001. - Т. 15.

6. Журавлев В.В. Переходные эпохи в истории человечества // Новая и новейшая история. – 2004. - № 4.

7. Косарев А.И. Революции: сравнительная характеристика становления государственности в Англии, Франции, России // Государство и право. – 1994. - № 8-9.

8. Лабутина Т.Л. Английская революция и интеллектуальное развитие общества в середине XVII века // Вопросы истории. - 2006. - № 4.

9. Либерализм Запада XVII-XX века / Под общей ред. В.В. Согрина. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 1995.

10. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1983.

11. Общественно-политическая мысль Европейского Просвещения / Под. ред. Н.М. Мещеряковой. – М., 2002.

12. Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец XVI-XX вв.). - М.: «Археографический центр», 1998.

13. Пономарев М.В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. В 3 ч. Ч. 1. – М., 2000.

14.Согрин В.В. Война США за независимость как социально-политическая революция // Новая и новейшая история. – 2005. - № 3.

15. Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение // Новая и новейшая история. – 2002. - № 1

16. Тарле Е.В. Очерки колониальной политики западноевропейских государств (конец XV – начало XIX в.). – М., 1965

17. Филимонова М.А. Классический республиканизм в Американской и французской революциях конца XVIII века // Новая и новейшая история. – 2004. - № 1.

.

Тема 21. Реформы Петра I.

План:

1. Россия в конце XVII в. Предпосылки петровских преобразований.

2. Реформы первой четверти XVIII в.

3. Итоги и значение Петровских реформ.

 

1. В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Рассмотрите особенности социально-экономического и политического развития России в это период. Выделите объективные причины необходимости реформ как средства преодоления отставания России от западноевропейских государств. Обратите внимание на то, что перед Россией стояла проблема выхода к морям, с которой была связана безопасность страны, ее внешнеторговые и экономические интересы. Также необходимо выделить и проанализировать внутренние предпосылки петровских преобразований.

2. В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. Анализируя особенности этих этапов, обратите внимание на то, что на первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, на втором этапе преобразования стали более планомерными. Выделите и проанализируйте особенности петровских преобразований. Рассмотрите содержание военной реформы. Проанализируйте экономическую политику Петра I и е ее итоги. Также обратите внимание на изменения в социальной структуре общества, рассмотрите меры по консолидации дворянского сословия (Указ о единонаследии 1714 г. И «Табель о рангах» 1722 Г.), расширению и ужесточению режима крепостного права (введение подушной подати). Отдельного внимания требует реформа государственного управления. Проанализируйте комплекс административных реформ Петра I, а также цели, ход и результаты церковной реформы.

3. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Рассмотрите основные подходы в историографии, дайте оценку реформаторской деятельности Петра I. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Литература:

1. Манойленко Ю.Е. Вклад русских монастырей в восстановление артиллерии в 1701 г. // Вопросы истории – 2010 - № 2.

2. Дуров В. Наградные портреты Петра // Родина. – 2011. - № 1. – С. 140-143.

3. Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. – № 6.

4. Павленко Н. Петр Великий. – М.,1990.

5. Павленко Н. Петр Великий // Наука и жизнь. – 1992. – № 2.

6. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. История России с древнейших времен. Т. XIV, гл. 2,3,4. Соч. в 18 кн. Кн. VII. – М.,1991.

7. Агеева О.Г. Петровский Петербург глазами иностранцев // Отечественная история. – 2003. – № 3.

13. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – М.,1989.

14. Петрухинцев И. Россия Петра: маски и лица // Родина. – 1994. – №8.

15. Агеева О.Г. Петровский Петербург глазами иностранцев // Отечественная история. – 2003. – № 3.

16. Сариева Е. Потешные огни // Родина. – 2005. –№ 3.

17. Ананьич Б.В. Капитализм с человеческим лицом // Родина. – 2005. - № 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...