Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 4 страница




. В очерке под названием " Перестройка - 1988" рассказыва-ется, как тяжело больная швея, проработавшая на одном предприятии 29 лет, обратилась за помощью в областной комитет " профсоюза". Оттуда это письмо, как водится, переслали на ее же предприятие, где ей в профкоме устроили разнос, после чего у нее произошло обострение болезни. Корреспондент беседует с председателем профкома и спрашивает, были ли случаи, когда профком защитил интересы рабочего перед администрацией, хоть один пример? " Нет, ничего не могу сказать. И вообще рабочие к нам не обращаются". /СИ. 2. 9. 88. /

Еще одна цитата /речь идет о Москве/: " За долгие годы бездеятельности горком профсоюза, " подружившись" с администрацией, забыл об основных функциях - об отстаивании прав трудящихся, больше вникает в нужды руководителей, чем рабочих" /МП. 22. 1. 87. /

Эти несколько примеров относятся уже к периоду так называемой " перестройки".

На всех уровнях, от ВЦСПС, которого привлекают для подписи и одобрения антирабочих законов, до последнего профорга, которому администрация поручает отправить надоевшего им жалобами рабочего в " психушку", " профсоюзы" служат государству, а не работникам.

Но если это так, то почему у нас все работники состоят в " профсоюзах"? Почему членов " профсоюзов" у нас больше чем в США и в Китае вместе взятых?

На Западе проблема состоит в нежелании многих предпринимателей иметь на своих предприятиях профсоюзы и членов профсоюза. Поэтому конвенция МОТ защищает право трудящихся на членство в профсоюзах. У нас же членство в " профсоюзах" принудительное! А борьбу с таким явлением МОТ не ведет! " Отец Родной" Сталин придумал хитрую штуку: по-становление Совнаркома СССР, ЦК ВКП/б/ и, конечно, ВЦСПС от 28 декабря 1938 года установило, что не членам " профсоюза" пособия по временной нетрудоспособности сни-жается вдвое! Никаких экономико-правовых оснований для этого нет, ибо отчисления с фонда заработной платы каждого предприятия и учреждения, включая кооперативы, в фонд государственного социального страхования одинаков с каждого работника, независимо от членства в " профсоюзе".

Сейчас во многих местах начинают создаваться свободные профсоюзы, но они вынуждены допускать двойное членство, а " госпрофсоюзы" это нимало не беспокоит - от них никто не уйдет! Тем более, что профвзносы в пользу официальных " профсоюзов" вычитаются из зарплаты наравне с налогами.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 14. 5. 90 этот закон был отменен.

Я должен признаться, что не ожидал последствий отмены закона от 28 декабря 1938 г. Я был убежден, что как только его отменят, в " профсоюзах" останутся одни их чиновники. И сильно ошибся. Правда, до сих пор мало кому это известно, но это не главная причина. Я сам старался широко освещать этот факт в лекциях и статьях, но без успеха. " Профсоюзы" у нас всегда занимались распределением некоторых материальных благ: путевок, премий, грамот и значков и т. п. Если даже блага не из их средств, то они непременно выступают как участники распределения. Администрация также советуется с ними при увольнениях по сокращению штатов и т. д. Поэтому мои слушатели вполне сочувственно воспринимали мнение о " профсоюзах", полностью соглашались, но... оставались членами " профсоюзов".

Не случайно Сталин ставил " профсоюзы" на первое место. Не случайно и то, что после падения КПСС " профсоюзы" остались единственной сохранившейся полностью и неизменно партийной структурой.

 

 

2. Советы

Народ осуществляет государственную власть через Советы, говорится в ст. 2 Конституции. Но власть Советов была ликвидирована сразу после " социалистической" революции. 1 Первые /и последние/ в стране свободные выборы в Учредительное собрание большинства большевикам не дали и оно было разогнано силой. Представители других партий в Советах, причем только социалистических /левых эссеров, левых коммунистов, анархистов/, были блокированы и постепенно изгнаны. Не случайно одно время /в частности, во время Кронштадского восстания/ был популярен лозунг: " Советы без коммунистов". Коммунисты возглавили Советы, чтобы их обезглавить, лишить власти. И если Ленин говорил о западных муниципалитетах, что они занимаются " лужением умывальников", то у наших местных Советов нет денег даже на это. Но впервые безвластие Советов было официально признано в 1988 г. Вся советская пресса по команде об этом заговорила, поставив вновь, как и перед революцией 1917 года в повестку дня лозунг: " Вся власть - Советам". 2 На XXVIII съезде КПСС Горбачев объявил необходимость совмещения у него постов Президента и Генсека именно тем, что у Советов власти пока нет, и он должен обеспечить переход власти от " партии" к Советам.

Не обладают никакими правами и депутаты Советов. Весьма показательно, что депутаты " пореформенного" Верховного Совета СССР приняли новый Закон о статусе депутата, в котором, как и в прежних законах, депутат не имеет никаких государственных прав, кроме права вносить предложения /которые никто не обязан даже ставить на голосование/ и права запроса к должностным лицам, без всякой правовой гарантии ответа.

Таким образом, Советы никогда не обладали государственной властью, не обладают ею и теперь, а потому не было никаких оснований считать СССР союзом СОВЕТСКИХ республик.

До недавнего времени Советы выполняли чисто декоративные функции, ибо, например, сессии Верховного Совета СССР созывались два раза в год на пару дней, чтобы дружно " затвердить" принятые их президиумами указы или единогласно одобрить иные предложения " партии и правительства". Местные же советы созывались несколько чаще, но зато часа на три. Ясно, что никакого влияния на государственную жизнь они оказать не могли уже в силу этого, хотя все юристы во всех трактатах называли их воплощением подлинного на-родовластия даже в сталинский период.

О формировании Советов посредством " самой демократической избирательной системы в мире" писали все ученые без исключения. И даже то, что " выбирали" из одного кандидата, служило доказательством морально-политического единства партии и народа. Ну и то, что принимало участие в выборах 98, 99% избирателей и голосовало " за" 99, 98%. Каково положение после политических " реформ" Горбачева? Невиданный дотоле " двухэтажный" парламент и избирательная система должны были обеспечить господство в Советах партап-парата. Наиболее существенное изменение в ней составила просто возможность для народа, хотя и сильно ограниченная, выставить нескольких кандидатов, впервые появилась действительно возможность выбирать. Но каковы результаты? Представителей партгосаппарата, генералитета и т. д. в Верховном Совете СССР - 67, 5%, в Верховном Совете РСФСР, избранном в 1990 году - 78, 6%, т. е. избирательная система сохранила партаппарату возможность иметь в законодательных органах свое " агрессивно-послушное" большинство, ко-торое " затопывает и захлопывает" прогрессивных ораторов и позволяет протаскивать те решения, которые необходимы партаппарату. Члены партии составляют более 80% депута-тов, т. е. больше, чем при Сталине.

В тех " соцстранах", где в последнее время были проведены свободные выборы /в зависимости от степени свободы и манипуляций/, коммунисты потерпели поражение, но не везде.

Хозяйственно-организаторские функции государства осуществляют многочисленные исполнительные органы Советов. Высший из них - Правительство /союза и республик союзных и автономных/ - Совет (Кабинет) министров. Юридически Совет министров, как показывает его название, - коллегиальный орган, т. е. собрание глав министерств, комитетов и других центральных ведомств. Практически же такой орган не работоспособен, ибо в СССР он включал более 100 членов. Поэтому еще при Ленине существовали непредусмотренные Конституцией " Большой Совнарком" и " Малый Совнарком". " Большой" - пленарное заседание всех наркомов, созываемое редко, " Малый" - собрание важнейших наркомов. Сейчас заседания Совмина СССР в полном составе происходят всего четыре раза в год. Чаще собирается " президиум Совмина", аналогичный " Малому Совнаркому". Однако, как и в ЦК, практически решения Совмина готовятся аппаратом и утверждаются /подписываются/ председателем Совмина и управ-ляющим делами. 1

Аналогично строится работа исполкомов местных Советов. Практически все дела решаются единолично председателем и его заместителями в пределах распределенной между ними компетенции. На заседании исполкома часть решений только " затверждается". Не редкость и вынесение решений исполкома по опросу членов исполкома. Оформляется же это фиктивно протоколом несостоявшегося заседания.

Министерства и ведомства официально лишь аппарат при министре или главе ведомства /например, председателе КГБ/, приказы издает министр от своего имени. При нем существует также коллегия как совещательный орган.

Глава каждого из указанных органов по должности " избирается" членом соответствующего органа " партии" /союзный министр - член ЦК партии, председатель райисполкома - член бюро райкома и т. д. /

Считается, что исполнительные органы строятся по принципу " двойного подчинения": по вертикали и по горизонтали /так, финансовый отдел райисполкома подчинен по вертикали областному финансовому управлению и по горизонтали - райисполкому/. Этот принцип якобы позволяет сочетать интересы центра /вертикаль/ и мест /горизонталь/. На деле же существует " тройное подчинение", ибо каждый исполнительный орган подчинен еще и соответствующему территориальному " первому" и это - главное подчинение.

Место и значение исполнительных органов различно. Так, союзные ведомства имеют огромные средства, которые позволяют им не считаться даже с правительствами союзных ре-спублик, не говоря о местных Советах. Местные исполнительные органы практически не имеют средств на самые неотлож-ные нужды и выпрашивают деньги у неподчиненных им предприятий. Наши муниципалитеты не имеют денег даже на лужение умывальников. Над лозунгом: " Сделаем Москву образцовым коммунистическим городом" немало посмеялись. Больницы и школы в катастрофическом состоянии /кроме " спецбольниц" /, по улицам опасно ездить, особенно в дождь, когда под поверхностью воды не видна глубина ям, лопаются проржавевшие водопроводные трубы и теплотрассы, люди задыхаются в переполненном транспорте, заводы и фабрики выбрасывают в воздух Москвы тысячи тонн вредных отходов и газов, но ни Моссовет, ни районные Советы ничего сделать не в состоянии и теперь, после пресловутой " перестройки", образования " Мэрии", " Думы", " префектур" и прочих новшеств " под заграницу" или под " русскую старину".

3. Комсомол и другие общественные организации

В уставе партии говорилось: " ВЛКСМ работает под руководством КПСС. Работа местных организаций ВЛКСМ направляется и контролируется соответствующими республиканскими, краевыми, областными, окружными, городскими и районными партийными организациями". Устав определял комсомол как активного помощника и резерв партии. Не случайно многие руководители КГБ вышли из комсомольских руководителей: Шелепин, Семичастный, Андропов, " шеф жандармов" Крючков. Из комсомольских работников вышел и Горбачев и хотя он в КГБ, кажется, официально не работал, общеизвестно, что он был " человеком Андропова". Такой же путь проходили и многие деятели " соцстран" /например, Э. Хонекер в ГДР и сменивший его Э. Кренц/.

Последние годы комсомол совершенно утратил государственное значение. Наблюдается массовый выход молодежи из комсомола, предпринимаются попытки реформировать комсомол и как-то сохранить его роль.

В СССР было много различных " общественных организаций" и " добровольных обществ", создававшихся только по велению партии и в ее интересах. Некоторые из них до сих пор выполняют значительные государственные задачи, например ДОСААФ - общество содействия армии, авиации и флоту, осуществляющая " военно-патриотическое воспитание", т. е. подготовку молодежи к службе в армии.

Добровольность таких организаций - чистейшая фикция, 1 хотя на Западе их принимают всерьез. Все они - часть государственного механизма - " рычаги" и " приводы", но служат для номенклатуры феодами третьего сорта. 2

Наемные партийные функционеры представляют на международных конференциях " советскую общественность", американские миллионеры в роскошных отелях устраивают банкеты для них и приветствуют в качестве представителей " общественности" тех же бурлацких, арбатовых, боровиков, что и на государственных контактах. Поэтому официальные " общественные организации", " фонды" и проч. составляют неотъемлемую часть государственного механизма и под руководством партии выполняют ее внутренние и внешние задачи.

Впервые после семидесятилетнего перерыва во второй половине 80-х гг стали возникать подлинно самостоятельные общества и организации. Отношение к ним партии отличается обычной двусмысленностью: с одной стороны, как будто, партия поощряет инициативу и демократию, а потому вынуждена мириться с их появлением " снизу" без директив. Такие организации, как народные фронты в республиках (например, " Саюдис" в Литве/ сразу стали массовыми и приобрели большой авторитет и влияние. Однако явно и тайно воздвигаются препятствия их деятельности. Съезд Народного фронта Белоруссии не смог летом 1989 года провести сессию в своей республике и воспользовался гостеприимством Литвы. Одновременно поощряется создание противоположных по целям " интернациональных" /великодержавных/ фронтов.

Возникла и такая, в полном смысле слова " национал-социалистическая" партия, как общество " Память" /" Единство" /, от которой партия официально открещивается. Однако ее поддержку органами КГБ скрыть не удается, например, только через КГБ они могли организовать митинг на Красной площади. Появляются и чисто фашистские организации, а также анархисты, монархисты и т. д.

В провинции самодеятельные организации подавляются репрессиями, включая избиения, обыски, аресты, направления в " психушки", конфискацию имущества и т. д. На районном уровне самодеятельность практически вообще невозможна, но именно в районах пока еще проживает большинство советского населения. Иностранные наблюдатели судят о " перестройке" по Москве и центральным газетам, но в " глубинке" люди живут по-прежнему, там ничего не меняется.

Несколько слов о " фондах". Их можно разделить на две группы: одна из них создается и поддерживается государством. Такие из них как " Фонд мира", " Культурный фонд" /в котором активную роль играет мадам Горбачева/ пополняют свои средства путем " добровольно- принудительных" взносов /например, предприятия и учреждения вынуждаются жертвовать однодневный заработок своих работников, на что работникам приходится согласиться/. Работа таких " фондов" основана на " показухе", их работники получают высокие оклады и широкие возможности " международных контактов", т. е. поездок за границу на народные деньги. Показательно, что ни один из " фондов" никогда не публиковал свои бюджеты.

Другая группа " фондов" создается действительно на добровольных началах /например, на восстановление церквей/, но возможности народа на пожертвования в связи с многочисленностью фондов и обнищанием народа крайне ограничены, а государство им поддержки не оказывает.

 

 

4. Кооперация

Многочисленные цитаты из Ленина сейчас приводятся в пользу при нем же придушенной кооперации /" Кооперация - путь к коммунизму" и др. / в надежде с ее помощью восстановить советскую экономику на базе опыта 20-х гг. Правда, надо сказать, что в кооперацию тогда загоняли принудительно, используя разнообразные методы давления. Так, государственные магазины были пусты как сегодня, а в кооперативных магазинах товары продавались только членам потребкооперации. Значит, если вы хотели купить себе штаны, у вас не было другого выхода, как уплатить паевой взнос, получить членскую книжку и в дальнейшем аккуратно платить членские взносы.

Впоследствии многие виды кооперации были ликвидированы, но внесенных паев членам никогда не возвращали и все имущество, созданное гражданами, переходило ненасытному государству. Например, постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. под лицемерным названием " О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства" после длинной преамбулы с хулой на кооперацию, предписывалось: " Упразднить жилищно-арендную кооперацию... " 1 Кооперативные дома превращались в государственные без выплаты паев и со всеми вытекающими последствиями /например, если я заплатил за двухкомнатную квартиру, а живу один, то одна комната у меня изымалась и туда поселялась другая семья/.

Между тем, кооперация еще до революции получила в России широкое распространение, существовали даже коммуны /особенно последователей Льва Толстого/, в том числе сельскохозяйственные. Но после " социалистической" революции коммунисты разогнали самодеятельные коммуны и кооперативы, а руководителей и членов отправляли в лагеря и тюрьмы. Причина была одна - самодеятельные и самостоятельные кооперативы и коммуны были неспособны стать " приводными ремнями" партии.

История насильственной коллективизации 1929-30 гг. известна. После ряда восстаний Сталин с присущим ему лицемерием опубликовал статью " Головокружение от успехов", где изобразил насилие как чрезмерное усердие местных властей. После этой статьи был разрешен выход из колхозов и некоторые крестьяне этим воспользовались. Тогда им частично возвращалось имущество, но землю выделяли за пределами массива колхоза, на неудобьях. Это был первый и последний раз, когда кооператорам при выходе возвращали пай. Однако вскоре всех снова загнали в колхозы и совхозы, а при выходе ничего не возвращалось, да еще обрезался или вовсе отрезался приусадебный участок. Так остается и теперь, но теперь уже те, кто бежит из деревни, из колхозов, не жалеют ничего, бросая и собственные дома. По сообщению Е. Лигачева за первые два " перестроечных" года /1986- 1987/ только из деревень России и Украины бежало более миллиона крестьян.

Современное кооперативное движение весьма противоречиво и неустойчиво и находится между государственным молотом и народной наковальней. Государственные органы, поощряя кооперативное движение на словах, на деле всячески им препятствуют, деря с них огромные взятки. Среди кооператоров множество дельцов " теневой экономики", " отмывающих деньги", заинтересованных только в прибыли, вздувающих цены, выпускающих товары низкого качества и без всякой ответственности. Поэтому народ в массе ненавидит кооператоров.

Законы о кооперации противоречивы, неясны и непостоянны, а на местах вовсе не желают с законами считаться, обращаясь с кооператорами по своему произволу. Над колхозами продолжаются эксперименты, суть которых в переходе от барщины к оброку.

Трудно предсказать их судьбу, но несомненно, что советскую экономику от краха они не спасут, " приводными ремнями" стать они неспособны, а потому я вряд ли ошибусь, если скажу, что их ждет то же самое, что произошло с кооперативами нэпа.

По закону о предприятиях РСФСР 1991 г. кооперативы не предусмотрены и их регистрация прекращена. Заголовок статьи: " Грабеж на большой дороге. Грабитель - государство. Жертва - строительные кооперативы" /И. 9. 12. 9L/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...