Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика измерения внешнего шума автомобилей в эксплуатации




 

 

Данная методика описывается в ГОСТ Р 52231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения» и используется для оценки технического состояния автомобилей при проведении периодического технического осмотра. В данном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями.

Внешний шум автомобиля – совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами автомобиля при его работе (функционировании) и представляющий собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

Минимальная частота вращения nmin, мин-1 – частота вращения коленчатого вала двигателя (далее – частота вращения) в режиме холостого хода при отпущенной педали управления подачей топлива, установленная изготовителем автомобиля.

Повышенная частота вращения nпов, мин-1 – частота вращения в режиме холостого хода, равная 0,75 номинальной частоты вращения, установленной изготовителем автомобиля.

Уровень шума, дБА – характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя по ГОСТ 17187-81 «Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний» на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы.

Контрольное значение шума, дБА – наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертификационных испытаниях по ГОСТ 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН №51) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс, в связи с производимым ими шумом» на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия типа, а также в эксплуатационной документации на конкретный автомобиль.

Допустимый уровень шума, дБА – установленный предельно-допустимый уровень шума системы выпуска отработавших газов.

 

 

Допустимые уровни шума

 

 

При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, установленного в эксплуатационной документации. Если в эксплуатационной документации не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 3.

 

Таблица 3 – Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации

 

Тип автомобиля Уровень шума, дБА
Автомобили легковые категории М1 и грузопассажирские и грузовые категории N1  
Автобусы категории М2 и автомобили грузовые категории N2  
Автобусы категории М3 и автомобили грузовые категории N3  

 

Определение категорий автомобилей производится по ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

 

 

Условия измерения

 

 

4.2.1 Измерение проводят на неподвижном автомобиле.

4.2.2 Для измерения используют приборы в соответствии с ГОСТ Р 52231-2004:

- шумомер первого (второго) класса по ГОСТ 17187-81, который должен быть включен в Госреестр и иметь действующее свидетельство о поверке;

- тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью не более ±2,5 % наибольшего значения по шкале (при отсутствии возможности подключения тахометра допускается использовать штатный прибор автомобиля, измеряющий частоту вращения коленчатого вала двигателя);

- прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения – не менее 10 м/с, абсолютная погрешность измерения – ±0,5 м/с);

- термометр для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 ºС до плюс 45 °С с абсолютной погрешностью измерения не более ±2,5 ºС;

- барометр для измерения атмосферного давления с абсолютной погрешностью измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.);

- рулетка с абсолютной погрешностью измерения ±1 мм;

- секундомер с абсолютной погрешностью измерения ±0,1 с;

- прибор для измерения влажности атмосферного воздуха с относительной погрешностью измерения ±2 %;

- угломер с абсолютной погрешностью измерения ±2º.

4.2.3 Измерения шума проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. При измерении уровня шума выпускной системы автомобиля включают постоянную времени усреднения «Быстро» (Fast).

4.2.4 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.

4.2.5 Минимальная частота вращения nmin должна быть в пределах, установленных изготовителем. При отсутствии этих данных значение nmin не должно превышать 1100 мин-1 для автомобилей категории М1 и 900 мин-1 для автомобилей остальных категорий.

4.2.6 Значение nпов при отсутствии данных изготовителя должно находиться в пределах 2500…3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1 не оборудованных системами нейтрализации отработавших газов и в пределах 2000…3500 мин-1 для этих же категорий автомобилей оборудованных системами нейтрализации отработавших газов. Для остальных категорий автомобилей, независимо от их комплектации, значение nпов должно находиться в пределах 2000…2800 мин-1.

4.2.7 Проверку проводят при следующих метеорологических условиях:

- отсутствие атмосферных осадков;

- температура окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 30 °С;

- скорость ветра, измеренная на высоте 1,2 м, - не более 5 м/с;

- давление атмосферного воздуха – от 92 до 105 кПа;

- относительная влажность воздуха – не более 80 %.

4.2.8 Покрытие площадки для испытаний должно быть асфальтобетонным или цементобетонным сухим, гладким и чистым, имеющим минимальные размеры 10×10 м. Уклон поверхности должен быть не более 3 %. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м.

4.2.9 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

4.2.10 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума.

 

 

Подготовка к измерению

 

 

4.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке, заглушают двигатель.

4.3.2 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов с общей массой более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5 т).

4.3.3 Устанавливают тахометр.

4.3.4 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке 3).

Микрофон размещают на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы (позиции 1…5 на рисунке 3).

Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±10 ° и составлять угол 45 °±10 ° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1…5 на рисунке 3).

Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке 3).

Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке 3).

Для автомобиля с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии 0,5 м в направлении к ближайшей стороне автомобиля.

 

1…5 – установка микрофона относительно выпускной трубы в горизонтальной плоскости; 6 – установка микрофона относительно вертикально расположенной выпускной трубы; 7 – установка микрофона относительно выпускной трубы в вертикальной плоскости

 

Рисунок 3 – Схемы установки микрофона при различном расположении выпускных труб

 

Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке 3).

4.3.5 Подготавливают шумомер к работе.

4.3.6 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач – избиратель передач) в нейтральное положение.

4.3.7 Запускают двигатель.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...