Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Месть природы; бич божий; эпидемия удовольствий; сидеть на бомбе с часовым механизмом; не давай СПИДу никаких шансов; «Судьба смешала все карты, а мы играем» (Шопенгауэр); неуме­ренность делает бедным, ленивым и больным; не все больные, кто кричит о боли и ахает; «Несомненно, важнее то, как человек при­нимает свою судьбу, чем то, какова его судьба» (В.Гумбольдт).

Притча: «Спасительная темнота»

Бедуин сидел вечером при свете свечи в своем шатре. Он с ап­петитом взял, финик, открыл его, увидел косточку - и с от­вращением отбросил его. Тогда он вскрыл второй финик и снова увидел косточку. После того, как и в третьем он увидел косточку, бедуин задул свечу и с наслаждением начал есть финики в темноте (Peseschkian, 1988a, S.49).

Аспекты самопомощи: развитие СПИДофобии с точки зрения позитивной психотерапии

У ВИЧ-позитивных больных, как и у страдающих СПИДофо-бией, существует ощущение, что они будто сидят «на бомбе с часовым механизмом», им свойственны беспомощность, страх, паника и депрессия.

Согласно психологическим исследованиям, многие ВИЧ-ин-фицированные и пациенты со СПИДофобией уже в детстве и юношестве не умели говорить в родительском доме о своих ощущениях, страхах, сомнениях, а также об удовольствиях. У многих из этих больных центр тяжести идентификации нахо­дится в сфере тело/ощущения.

Что касается отношений родителей друг к другу, то часто ре­бенку не хватало позитивного примера, с которым он мог бы идентифицироваться, которому мог бы подражать. Верность в партнерских отношениях встречалась крайне редко. Социаль­ные контакты с другими людьми также часто были очень не­прочными. Близких контактов избегали.

Поведение и установки определялись концепциями типа; «Что подумают люди?», «То, чего я не знаю, меня не волну­ет!», «Я хочу получить свой заслуженный покой!», «Что мне до других?» Отношение к религии и церкви было поверхностным (если вообще имелось). На наш взгляд, позитивные пережива­ния и поведение, так же как и при других заболеваниях, при СПИДе и СИИДофобии могут повысить защитные силы орга­низма. С медицинских позиций признается негативный аспект: психические факторы типа длительного стресса оказывают иммунодепрессивное действие, т.е. если защитная система челове­ка ослаблена, то он чаще подвергается действию возбудителей заболеваний. Эффективную профилактику СПИДа предлагает Gosch (1990).

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при СПИДофобии

Описание случая: «Я долгое время сижу на бомбе с часовым механизмом»-.

Дрожащий и испуганный, с выражением внутреннего напряже­ния ко мне на консультацию пришел 36-летний руководитель отдела. Он сразу же начал говорить о своей проблеме, которую никогда ни с кем не обсуждал. За несколько месяцев до нашей встречи господин S, впервые в своей жизни побывал в борделе и вступил в интимную связь с одной проституткой. Несмотря на ВИЧ-отрицательные анализы, с тех пор его не оставляет страх, что он может быть инфицирован СПИДом. Перенесенную гриппоподобную инфекцию с высокой температурой он принял за проявление сниженной иммунной защиты и следствие своей не­верности. Вокруг посещения борделя был также целый ряд и других событий. На службе пациент уже долгое время не мог оградить себя от несправедливости своего шефа; одновременно он должен был тем не менее представлять его интересы среди подчиненных. Строительство дома, которое за два года полнос­тью вымотало его и его жену, отодвинуло нежность, сексуаль­ную активность и другие интересы на задний план. Финансовая нестабильность (затраты в связи со строительством) была еще одним угрожающим фактором, особенно на фоне его служеб­ных проблем. Все эти трудности пациент пытался компенсиро­вать уходом от профессиональных и семейных перипетий. Речь идет о СПИДофобии с нарастанием реакции горя на базе деп­рессивной структуры невроза. Центральную роль сыграли акту­альные способности: верность, контакты, бережливость и дея­тельность. Видимо, в предыдущих попытках лечениях не обра­щали внимания на эти взаимосвязи и ограничились лишь от­дельными соматическими симптомами. Это привело к хрониза-

ции симптоматики. Пациент, который производил впечатление человека с постоянно подавленным настроением и в то же время достигшего предельного напряжения, рассказал:

у меня всегда был страх, а я не знал, перед чем. Это чувство возникает со­вершенно неожиданно, и я впадаю в депрессию. Я боюсь будущего, боюсь жизни- Мне кажется, счастье - это не для меня! Для самоубийства мне не достает смелости. Может быть, это страх перед смертью. «Одурачиваемый надеждой, человек танцует в руки смерти*., - сказал Шопенгауэр, и я пол­ностью согласен с ним.

В противоположность притче «Спасительная темнота» страх заболеть СПИДом бросил яркий свет на профессиональные и семейные проблемы. Мое замечание о том, что сигналы его рас­стройств могли бы заставить его пересмотреть нормы «общест­ва» и вместе с тем надеяться на помощь, подготовило его к рас­смотрению своей фобии в более широких взаимосвязях (четыре сферы переработки конфликтов). В процессе пятиступенчатой терапии пациент научился, привлекая свое внимание к кон­фликтным сферам деятельность/профессия и контакты/парт­нерство, находить более широкий подход к реальности. После рассмотрения актуальной ситуации он сумел найти доступ к со­путствующему базовому конфликту (отношения мать - сын), при проработке которого мы ориентируемся на измерение спо­собности к любви (Peseschkian, 1980, S.I06-117). Так как эта эдипова конфликтная ситуация основывалась на актуальных способностях Справедливость (см. ч.II, гл.1), Единство (см. ч.II, гл.39) и Любовь, мы рассматривали способность любить и конкретно вести себя так, чтобы быть любимым.

Актуальная способность «Любовь»

Определение и развитие: способность к позитивным эмоцио­нальным отношениям, которая может быть направлена на ряд объектов в различной степени выраженности. Любовь не опре­деляет единого поведения: человек обладает способностью лю­бить другого и способностью вести себя так, чтобы быть люби­мым. Общая рекомендация «больше любите ребенка» помогает очень мало, если при этом отсутствует указание, в какой сфере есть недостаток любви, какой вид эмоциональных отношений особо ценен. Важнейшие формы проявления любви в воспита­нии - это пример, терпение и время.

Как спрашивают о любви? Принимаете ли Вы себя (свое собст­венное тело)? Кто из Вас более склонен к принятию партнера? Хотели бы Вы только сами обладать Вашим партнером? Чувст­вуете ли Вы себя тревожно или стесненно в коллективе? Что движет Вами, когда Вы делаете добро другому? Были ли Вы любимы родителями в детстве и юношестве? Щедро или скупо проявлялись в Вашем доме ласки, нежность или любовь?

Синонимы и расстройства: находить себя, зависеть от кого-либо, симпатизировать кому-либо, нравиться, хорошо относить­ся, обожать. - Страх перед любовью или страх лишиться любви, неуверенность, недоверие, ревность, чрезмерные ожида­ния, завышенные требования, капризы, сексуальные расстрой­ства, узкий круг общения, эмоциональная тупость.

Особенности поведения: если Вы любите партнера, ведете ли Вы себя так, чтобы быть любимым? Если Вы себя ведете так, чтобы быть любимым, можете ли Вы дарить любовь и неж­ность? Какие актуальные способности являются для Вас крите­рием принятия и любви партнера?

Проведенная терапия способствовала установлению адекватной реакции на горе и обусловила постепенное избавление от наруше­ний. Пациент теперь был в состоянии бороться со своим страхом перед смертью и заняться вопросами мировоззрения и жизненной философии. Лечение было закончено после 15 сеансов.

 

Приложение: опросник к СПИДофобии

Ф.И.О.__________________ №_____Дата.

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее

1) Считаете ли Вы, что СПИД - это «бич божий» или «нака­зание» за моральный проступок, которое Вы заслужили? Какие еще образные выражения Вы можете вспомнить на этот счет?

2) Есть ли у Вас впечатление, что Вы сидите на бомбе с часо­вым механизмом?

3) Существуют ли симптомы, которые Вы сразу относите к СПИДу?

4) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

5) Получаете ли Вы радость от своей профессии или в боль­шей степени относитесь к ней как обременяющей обязанно­сти?

6) Какие так называемые мелочи (актуальные способности типа пунктуальности, аккуратности, чистоплотности, бережливости, обязательности, справедливости как мик­ротравмы) усложняют Ваши профессиональные контакты. Можете ли Вы что-нибудь сделать, чтобы уменьшить эти микротравмирующие переживания?

7) С кем Вы можете открыто говорить о Вашей предполагае­мой инфекции?

8) Можете ли Вы открыто выражать свои чувства?

9) Часто ли Вы меняете друзей/партнеров? Что Вы ищете в меняющихся отношениях? Избегаете ли Вы более тесных, стабильных отношений?

10) Уклоняетесь ли Вы теперь от общения?

11) Известны ли Вам «стрессоры» в личной, партнерской сфере, которые ослабляют Вашу иммунную систему? О каких «мелочах» (микротравмах) идет речь? Можете ли Вы поработать над тем, чтобы снять это напряжение?

12) Думаете ли Вы о том, что может проявиться само заболева­ние?

13) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смер­ти, жизни после смерти)?

14) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


Страх и депрессия

Страх: способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные, затрата энергии без постановки цели.

Депрессия: способность реагировать на конфликты чрезвычайно эмоционально.

Определение

Страхом называется, по Pschyrembel (1989), эмоциональное со­стояние с центральным мотивом защиты от опасности и стерео­типными сопутствующими проявлениями со стороны организ­ма. Применяемое нами сегодня слово «страх» (нем. Angst} про­исходит от латинского angustia - теснота, сужение, притесне­ние; в свою очередь слово angustia образовалось от латинского апдо, что означает сдавливать или сжимать, и от греческого слова давить, душить, пугать. История этого слова подразуме­вает, таким образом, страх как связанное с переживанием опас­ности и угрозы телесное ощущение. Следует различать страх и боязнь (в немецком языке это два разных слова: Angst и Furcht). Страх означает неопределенную, беспредметную, ано­нимную, немотивированную эмоцию. Боязнь - это определен­ное, направленное на угрожающий предмет или связанное с си­туацией ощущение.

Панические атаки см. DSM-III-R (1989), S.201f. Диагности­ческий критерий Major Depression см. DSM-III-R (1989), S.187ff (см. также симптоматику).

Симптоматика

Страх и боязнь

Если кто-то отдает себе отчет в том, что для него существует уг­рожающий объект или угрожающая ситуация, то в таком случае лучше говорить о боязни, а не о страхе.

- Все больше людей страдают от постоянно растущего числа фобий - тех состояний страха, которые тесно связаны с живыми существами или предметами, местами или времена­ми. Реалисты или мечтатели, чувствительные или выносли­вые испытывают страх перед замкнутыми пространствами (клаустрофобия), переходом через пустую площадь (агора­фобия) или своим состоянием здоровья (ипохондрия), они боятся рака (карцинофобия), боятся быть погребенными заживо (тафофобия) или боятся ядовитых пресмыкающихся (змеефобия).

- Новейшие медицинские исследования насчитывают уже свыше 200 фобий, в том числе такие новомодные, как страх перед экзаменом, одиночеством или прорывом влечений.

- Поскольку страх является не только индивидуальным фено­меном, а действует также заразительно, он может влиять не только на личную жизнь, но и на политическую и даже оп­ределять их. Страх в любые времена мог овладевать боль­шими группами людей и в таком случае становился опреде­ляющим для социального и экономического, политического и военного образа действий. Страх порождает террор, а этот террор вызывает новый страх -- так целые народы поверга­лись в такой страх, в результате которого в дальнейшем раз­горались чудовищные войны.

Депрессия

- Реактивной депрессией, или депрессивной реакцией, назы­вают состояние, связанное с внешними причинами, утрата­ми, обидами или тяжелыми жизненными обстоятельствами (например, смерть близких, профессиональные неудачи, войны, национальные катастрофы).

- Под депрессивным развитием мы понимаем последствия целого ряда ударов судьбы и микротравм, которые вместе влияют по принципу «капля камень точит» (необычная же­стокость судьбы, например, при вынужденном браке роди­телей, алкоголизме отца, ожесточенной и бесчувственной матери, лишенной любви и тепла атмосфере в доме, при неудачах в школе, внебрачной беременности, расстроенных профессиональных планах, потере хороших друзей). К страху, агрессии и депрессиям могут приводить также многие актуальные способности (психосоциальные нормы), из-за которых возникают многолетние микротравмирующие проблемы (проблемы с партнером на почве аккурат­ности, пунктуальности, справедливости, бережливости и т.д.).

О невротической депрессии мы говорим в том случае, когда кто-то сознательно или бессознательно сам провоцирует по­стоянно повторяющиеся конфликты, несмотря на то, что уже научен горьким опытом (выбор состоящего в браке партне­ра, выбор профессии и выбор сотрудников, вечные искатели и т.д.). Актуальные способности играют здесь решающую роль, если кто-то, например, знает или думает, что партнер особенно ценит аккуратность, пунктуальность, бережли­вость и т.д., однако определенным поведением специально провоцирует на конфликты из-за этих качеств. По принципу «не рой другому яму - сам в нее попадешь» страдающий не замечает, что он своими провоцирующими действиями вовлекает в конфликт не только партнера, но и себя самого. При преобладании концепции учтивости мы обычно говорим о скрытодепрессивной форме, при преобладании открытос­ти - об ажитированно-депрессивной форме.

- При маскированной депрессии пациент не в состоянии выра­зить депрессивный аффект или депрессивное мышление. Расстройства концентрируются в телесных симптомах, на­пример жалобах со стороны сердца, головы, плечевого поя­са, болях в спине, проблемах пищеварения, нарушениях сна и аппетита, гинекологических нарушениях и расстройствах в сексуальной сфере. За этими жалобами стоят профессио­нальные и партнерские проблемы, тревога о будущем, кото­рые часто вырастают из микротравмирующих актуальных способностей.

- При эндогенной депрессии снижена реактивность на факто­ры и события окружающего мира. Большую роль играют внутренние переживания. Такой человек ощущает круг про­блем и микротравматических ситуаций как неизбежные удары судьбы при сильном чувстве вины. Любое начинание воспринимается как нагрузка («Приглашать гостей - один беспорядок, да еще столько приготовлений и затрат!»); по­зитивные аспекты (гости могут и обогатить; они могут дать повод, чтобы навести порядок, и т.д.) не учитываются. В то время как больной избегает ситуаций, вызывающих у него напряжение, у него возникают чувства вины, безнадежнос­ти; желание смерти, одиночества; пустота, подавленность и ненависть к самому себе - он попадает в замкнутый круг. Во всем этом задействованы как биологические, так и пси­хологические и метафизические факторы.

- Симптоматическая депрессия обусловлена соматическими заболеваниями (подверженность инфекциям, сахарный диа­бет, заболевания щитовидной железы, колебания артериаль­ного давления, ревматические болезни, аллергии, патологи­ческие влечения и т.д.) и зависит от того, как больной на­учился обращаться со своей болезнью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...