Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я знаю, что зависим и во многом нуждаюсь, но ответственность за эту зависимость и за эти потребности лежит всегда на мне самом.




Я беру ответственность на себя даже когда то, что мне нужно, зависит не от меня. Например, я нуждаюсь в одобрении. Мы все в нем нуждаемся. Но мне уже не 5 лет. Тогда единственная, от кого я мог услышать слова одобрения, была моя мама; сейчас я знаю, что если не она, то другой человек тоже сможет сделать это.

Может случиться, какие-то вещи, в которые я верю, или многие, доставляющие мне радость, окажутся несовместимыми с моими любимыми людьми. Они могут не понравиться моей жене, или их не одобрит моя мать...

Я должен знать, что мне совсем необязательно отказываться от этих вещей, забывать о них или пренебрегать ими по этой причине.

Я не должен рвать написанную мной поэму, если она не понравится одной из них.

А может, она понравится кому-то другому.

Может, я смогу разделить свои впечатления от нее

с другим человеком.

Может, я смогу удовлетвориться тем, что она нравится мне самому.

И, разумеется, все имеет обратную сторону. Тот факт, что меня совсем не интересует магический реализм, не означает, что моя жена должна перестать читать Сориано*. В самом худшем случае, если ей хочется поговорить об инте-

Я знаю, что зависим и во многом нуждаюсь, но ответственность за эту зависимость и за эти потребности лежит всегда на мне самом.


ресующих ее авторах, а я не переношу разговоров на эту тему, ей придется, в рамках самозависимой ответственности, найти кого-то, кто разделит с ней ее увлечения.

Ей придется пойти без меня на концерт Мадонны, если мне не хочется туда идти. Взамен, ей не нужно будет подвергаться пытке, сопровождая меня в оперу, если это ей не нравится, потому что я всегда могу пойти один или пригласить Мигеля или Литу, которые, я знаю, оперу обожают.

Последние исследования по поводу генома человека и вклад новой науки, нейро-био-иммуно-эндокриноло- гии, доказывают, что все мы рождаемся с определенной поведенческой тенденцией, связанной с остальной генетической информацией: цветом волос, кожи, полом и так далее. Этот темперамент, как его называют, не относится к свободному выбору человека. Он дается ему при рождении.

У каждого человека свой характер, и в момент осознания своей индивидуальности, он понимает, что означает слово «я», и что это «я» отличается от других. Он знает, что его брат любит карусель с лошадками, а ему самому больше нравится вертолет; что он предпочитает сиденье рядом с окошком, а кузен всегда садится на среднее.

Он начинает дискриминировать себя, в смысле отделения и отличия от окружающих. Я — это я, и мои желания — это мои желания, хотя они не совпадают с твоими.

Я могу попросить тебя о помощи и поделиться с тобой тем, что имею сам, но завишу я только от себя.

Если я здоровый взрослый человек, это зависимость от самой взрослой моей части, берущей на себя ответственность за ребенка, который продолжает жить во мне; это зависимость от самой выросшей части меня, чтобы она позаботилась о самых незрелых аспектах моей личности, я завишу от себя, чтобы заниматься собой.

В результате более чем тридцатилетней психотерапевтической практики я понял, что большая часть людских страданий вызвана отказом от самого себя.

Такие люди пострадали оттого, что их взрослая часть бросила их детскую часть на произвол судьбы, оставила без помощи.

Это одновременно мотив и причина того, что каждый четвертый житель западных стран ищет, где только можно, внимание, помощь и заботу, расплачиваясь за них все большей зависимостью.

Но есть и хорошая новость, которой со мной также поделились мои пациенты. Процесс попадания в психологическую зависимость абсолютно обратим, всегда. Всегда!

Единственное условие для этого — понять, что во мне есть взрослый человек и признать, что он в ответе за ребенка, все еще живущего во мне, временами испуганного, временами оцепеневшего, всегда обусловленного ранами, нанесенными много лет назад.

Сразу после этого, может быть, я мог бы заняться поисками жизненного курса и встретить тебя на своем пути.

Сразу после этого, может быть, я бы знал, как можно тебе помочь, предложить или отдать то, что у меня есть отдать.

Сразу после этого, может быть, я научился бы принимать то, что ты можешь мне дать, ничего не ожидая, не требуя и не добиваясь, только по нашему обоюдному желанию делиться всем, что мы имеем.

Нельзя вступить на путь к счастью, пока именно мои ноги не будут оставлять мой след, пока именно мое сердце не будет определять курс, пока именно я не рискну сам принимать свои решения.


Пролегомены [§§] самозависимости

КОНТАКТ

 

Вступить в контакт означает быть на одной волне с происходящим, а именно, установить связь между тем, что я делаю, чувствую, воспринимаю, и изначальным стимулом. В этом смысле контакт может проявиться как побег (хотя эта реакция не может считаться очень «контактной»).

Чтобы лучше разобраться в этом понятии, необходимо углубиться в немного более теоретическое или, по крайней мере, более техническое описание.

Каждый человек реагирует на внешние стимулы согласно определенной модели поведения. Большую часть описания наших отношений с окружающим нас миром можно было бы свести к этой модели, перманентной и попеременной игре Контакта и Отступления.

Нулевой точкой (Началом или Отступлением) считается место, где человек изолирован от того, что еще не произошло, или находится за пределами происходящего, о котором ему пока ничего не известно: внешний стимул, никак не связанный с этим человеком.

Если я иду на встречу, где будут незнакомые мне люди, нулевой точкой можно считать момент, когда я еще не вошел в помещение, или, возможно, только собираюсь туда поехать.

Когда я приезжаю туда, то оказываюсь перед ситуацией собравшихся людей. Приятных или неприятных, в зависимости от моих ощущений. Именно так: я что-то чувствую. Мои чувства становятся источником информации. Я вижу этих людей, слышу шум, кто-то подходит ко мне. Я испытываю обонятельные, слуховые, зрительные, телесные ощущения. Может быть, тело мое немного дрожит, я потею. На смену ощущениям приходит состояние «я понимаю», осознание происходящего. Анализируя свое восприятие, делаю вывод, что это протокольная встреча, что собравшихся очень много, и говорю себе: «Ой, а на меня смотрят». Я понимаю, что происходит, что именно стимулирует мои ощущения.

Затем мобилизуются мои эмоции. Но мои органы чувств уже ни при чем. Что-то начинает меня пугать, нравиться или огорчать. Я испытываю наслаждение, беспокойство и возбуждение. Мне страшно, меня одолевают

желания, меня охватывает наслаждение при виде всех этих людей или опасения за исход встречи.

Эмоции кипят во мне. Они меня предостерегают, готовят, побуждают.

После того как эмоции поселились во мне, начинается процесс их преобразования в действия. Я чувствую присутствие внутри меня энергии, побуждающей меня действовать[***].

Я пугаюсь и ухожу; я остаюсь и начинаю разговаривать; я веду разговоры то тут, то там; я решаюсь рассказать о своих эмоциях или не рассказывать, или скрыть их, или на любые другие действия.

Это момент контакта, ключевая точка.

Контакт — это возможность установить конкретные отношения с внешним стимулом.

Контакт означает: я не только испытываю ощущения, осознаю, мобилизуюсь и действую, но и живу, ответственно подхожу к ситуации, в которой оказываюсь. Я в контакте.

Но после того как я побыл в контакте некоторое время, из чувства самосохранения, заботы о здоровье, по причине завершения цикла или ослабления эмоции, я прощаюсь и ухожу.

Я отдаляюсь, чтобы побыть наедине с самим собой и снова начать.

Нулевая точка

Начало или Отступление

Прощание Восприятие

г;

Контакт Эмоция

\ I

Активность Мобилизация энергии

Рассмотрим классический пример — художник и его произведение:

Художник стоит перед еще нетронутым холстом, ощущая вызов, брошенный ему белизной полотна. Он понимает, перед ним пустота, и это помогает ему лучше осознать необходимость что-то сделать с тем, что находится перед его глазами. Художник становится, можно сказать, неизбежно, свидетелем извержения своих эмоций. Он начинает что-то чувствовать по отношению к этому чистому холсту и, среди прочего, желание творить. И тогда он совершает действие, хватает кисть, краски и палитру, приближается к полотну и пишет картину. Это и есть преобразование в действие испытываемых им эмоций.

Нанеся три или четыре мазка, художник останавливается, отходит на несколько шагов и смотрит.

Именно этот момент мы называем преддверием отступления.

Отойдя и посмотрев, он понимает, воспринимает то, что видит теперь, и ощущает все вложенное им в картину. Только через несколько секунд или минут он осознает, как выглядит теперь его произведение, его опять захлестывает шквал эмоций, к нему снова приходит осознание увиденного, и он понимает, что необходимо перейти к действиям. В очередной раз ощущение преобразовалось в действие. Художник берется за кисть и палитру. Он работает еще некоторое время, прежде чем отойти, дав начало новому циклу.

Вся наша жизнь отмечена подобными моментами, когда с расстояния или из нашего уединения мы открываем для себя новые ощущения и мобилизуем наши эмоции, то есть, как мы уже говорили, потенциальную энергию для последующих действий.

Когда мне удается преобразовать эти эмоции в конгруэнтное действие, это обеспечивает мой контакт с объектом. Он входит в мою жизнь, я произвожу с ним какие-то действия и, в большей или меньшей степени, модифицирую его.

Когда ситуация исчерпала себя или изменилась в результате моего вмешательства (или когда я устал от нее), я опять отступаю, но не чтобы уйти окончательно, а чтобы начать все сначала.

САМОЛЮБИЕ

Первой вехой на пути самозависимости становится самолюбие, Руссо его называл любовью к самому себе. Именно так, способность любить самого себя, то, что мне нравится определять более грубым термином «здоровый эгоизм»; и что включает, в расширительном значении, самоуважение, самооценку и осознанную гордость за себя.

Со времени публикации моей книги «Море эгоиста», меня постоянно спрашивают:

«Но, почему ты называешь это эгоизмом? Само слово уже меня отталкивает».

Я это так называю, чтобы не было искушения избегать этого слова только по причине его «непопулярности».

Иногда я говорю: «Хорошо, как вы хотите это называть? Как вам больше нравится, так и назовем. Хотите назвать это стулом? Давайте называть стулом. Но помните, что речь идет об эгоизме».

Мир слишком изменился, чтобы продолжать пугаться каких-то слов.

Но в любом случае мне представляется важным не путать одни слова с другими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...