Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взглянуть на все другими глазами




ВЗГЛЯНУТЬ НА ВСЕ ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ

Можно ли это сделать в любой сфере жизни и в любой момент?

Я отвечу да-да-да, к добру это или не к добру.

Десмонд Моррис (3) в своей книге «Соглашение с животными Разделенная планета» описывает обычные изменения потребности в близости человеческого существа.

По мнению специалиста по сравнительной психологии, в самых интимных отношениях мы проходим цикл, состоящий из четырех этапов, по мере того как с течением времени меняется наш взгляд но происходящее в нашей жизни

Первый этап, проходящий под девизом.: Подойди немного ближе...

Второй:

Обними меня крепко, умоляю тебя...

Третий, отмеченный:

Отпусти немного, пожалуйста...

И на последнем этапе категоричное: Оставь меня одного раз и навсегда!

Оставим в покое иронию, заставляющую нос смеяться

над карикатурами наших собственных реакций, и вернемся к концепции буддизма. Так вот, однажды мне показалось, что на самом деле есть вещи и похуже ненависти. В любом случае, подумал я, ненависть — это чувство слишком далекое от большинства людей.

Я включил в свой список некоторые проявления, более приближенные к реальности моей и многих любимых мною людей:

приверженность определенным схемам,

жесткость суждений,

пренебрежение к мнению других,

нетерпимость к иному.

С годами, по мере того как менялся мой взгляд на некоторые вещи, я постепенно добавлял новые пункты в свой список, все больше отдавая себе отчет, что все они — не что иное, как способы маскировки ненависти.

Гнев, агрессивность и насилие могут проявиться и проявляются в каждом из нас, так же как в группе людей, так же как в целой нации вследствие неудачной попытки завоевать уважение, признание, высокую оценку или хотя бы, чтобы с нами считались. Я могу это понять и объяснить, но данный путь остается ошибочным.

Рано или поздно, но человечество поймет, что должно по-другому переживать подобные фрустрации.

Встав на новую точку зрения, оно поймет, что, как человек учится отказываться от вредных для него продуктов, он должен научиться избавляться от некоторых негативных эмоций и мыслей.

Еще один пример того, что делает с нами новый взгляд на вещи.

У всех психологов и психотерапевтов во всем мире за десятилетия профессиональной подготовки формируется точка зрения, что в момент рождения ум ребенка занят единственной проблемой: удовлетворением собственных потребностей и личным благополучием («его величество младенец», согласно классическому определению Фрейда).

Однако если мы забудем на время об этом положении и будем наблюдать за новорожденным и окружающими его людьми с самого начала, мы увидим, что малыш привносит в их жизнь столько же наслаждения, сколько получает сам.

Не так давно биологи нам объяснили, что детеныши любых видов, следуя глубоко укоренившимся биологическим законам запрограммированы на то, чтобы распознавать и отвечать на такие же инстинктивные проявления добродушия, нежности и внимания со стороны ухаживающих за ними людей. Мало кто не испытывает истинного наслаждения, когда на него смотрит или ему улыбается младенец.

Это существо, которое мы часто описываем как требовательного тирана-эгоиста, если посмотреть непредвзято, совсем не напоминает пройдоху или злодея, а скорее похоже на создание, оснащенное специальным механизмом, чтобы привлекать и доставлять радость окружающим (возможно, речь идет просто о дополнительном ресурсе, заложенном природой, для обеспечения новорожденному необходимого внимания и ухода).

С такой точки зрения, нам ничего не остается, как отойти от гегельянского понятия господина и раба и прийти к выводу, что исходной точкой для человечества является любовь, а не агрессия. Отсюда нам видится очень простым доказательство добродушной и щедрой природы человеческого существа при помощи единственного аргумента: ребенок появляется на свет с врожденной способностью доставлять радость другому, заботящемуся о нем человеку.

Если бы мы сосредоточились на таком анализе фактов, моментально изменилось бы наше отношение к окружающему миру, потому что взгляд на окружающих, полный нежности, помогает нам расслабиться, доверять, чувствовать себя комфортно и пересмотреть наши предположения по поводу изначальной природы человеческого существа от соперничества к сотрудничеству, открывая тем самым новые возможности для всех.

ГЕНЕТИКА ИЛИ НАУКА ЖИЗНИ

Как может подтвердить любой из родителей и как раз за разом доказывают научные исследования, мы рождаемся, обладая определенными чертами характера, отличающими нас от братьев и сестер, которые выросли у тех же родителей, в том же окружении.

Древняя медицина выделяла четыре основных темперамента (сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики) и находила клинические соотношения между соматическими заболеваниями и характеристиками темперамента. Сегодня бионейропсихоэндокринология подтверждает каждым своим исследованием, что существует «базовый уровень» общего благополучия, варьирующего от индивида к индивиду, к которому каждый стремится вернуться, более-менее независимо от внешних неблагоприятных условий. Генетически и биологически определенная тенденция к оптимизму или пессимизму.

Специалисты по экспериментальной психологии убеждены, и это можно наблюдать эмпирически, что, по крайней мере, часть так называемого Фактора С заложена в наших генах. Так некоторые из нас рождаются предрасположенными к оптимизму и радости, а другие — к пессимистичным стенаниям. (Чего не может до сих пор объяснить наука, так это великую загадку: почему эти два типа личности ищут себе пару всегда в противоположной группе? )

Первые сомнения возникли, когда выяснилось, что однояйцовые близнецы (имеющие одинаковые генетические признаки), как правило, не только демонстрируют однотипную психопатологию, но и имеют очень схожий эмоциональный уровень, независимо от того, росли ли они вместе или врозь, и что происходит в частной жизни каждого из них.

В свете этих новых положений ключевым становится вопрос, какие изменения необходимо внести для установления нового, более высокого уровня оптимизма. Потому что, если под структурным и генетическим понимать нечто неизменное, я мог бы поддаться соблазну снять с себя всякую ответственность за собственное счастье и переложить ее на случайную генетическую конфигурацию, «доставшуюся мне при распределении». В конце концов, могу подумать я, поскольку не в моих силах поменять собственную генетику, мне остается этот аргумент, чтобы не принимать решения: что поделаешь, если изначально я такой?

Однако это совсем не так.

Как всегда, «моим дебетом и кредитом» определяется, чего мне будет стоить восхождение, но не доберусь ли я до вершины.

Иными словами, за изучением и осознанием моей склонности к неудовлетворенности может и должна последовать более упорная работа над собой, а не беспомощная и жалобная покорность своей «злой судьбе».

Передо мной стоит задача выработать определенную внутреннюю дисциплину, которая позволит мне ощутить изменения в моей позиции, корректировку моего видения мира и улучшения в моем подходе к жизненному курсу, успеху и самому счастью.

Тот факт, что эта дистанция окажется легче для одних, чем для других, не отменяет необходимости пройти ее всем, как я уже объяснял на примере пианино.

Если бы врожденная предрасположенность была единственным объяснением, почему некоторые люди счастливы, несмотря на все превратности судьбы, а другие несчастливы, хотя были осыпаны благодатью, психотерапия, религия и философия бытия — не говоря уже о книгах вроде этой — оказались бы ненужными, потому что наше счастье определялось бы исключительно этой врожденной предрасположенностью. Все бы сводилось к мысли: «тебе повезло — ты счастливчик; не повезло — ты в заднице».

Но мы не компьютеры, нас нельзя запрограммировать. Мы сами решаем, как нам отреагировать на каждое событие, и это решение мы принимаем, исходя из сотен или тысяч меняющихся с каждой минутой факторов. Наше счастье в значительной мере зависит от того, что мы делаем, а наша реакция, в свою очередь, обусловлена нашими видами на будущее, анализом, считыванием и пониманием фактов, о которых нас информируют наши органы чувств.

Я считаю, что помимо некоторых генетических определяющих, наша возможность быть счастливыми гораздо больше связана с нашей философией бытия, чем с передающейся по наследству биохимией нейропроводников.

Когда я думаю о наследственных признаках, я не снимаю с себя ответственности за окончательный результат, точно так же, когда я думаю о данном мне воспитании и его недостатках, я не освобождаю себя от необходимости трудиться, чтобы построить свою жизнь такой, как я хочу и заслуживаю.

Речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность и обязательства перед собственной жизнью. В основном нужно изменить свою позицию. И эти изменения начнутся в день, когда я открою для себя, что могу оздоровить мою конкурентную и мелочную связь с окружающим миром.

Как мы уже говорили, оценка жизни происходит с точки зрения пройденного пути, а не пункта прибытия.

Жизнь оценивается исходя из того, с каким удовольствием я по ней иду, а не сколько я накопил за время пути.

Как говорит священник Мамерто Менапасе:

«Когда ты умрешь, тебе не разрешат взять с собой ничего из накопленного, однако ты сможешь унести все, что ты отдал».

Сколько я накопил, сколько я стою и куда я сумел дойти — это уже формулировка из серии тщеславия, чтобы порадовать маму, быть кем-то, выделяться, оправдать возложенные на нас кем-то ожидания.

А это ничего общего не имеет с путем.

И мне нужно усвоить это прямо сейчас, не только чтобы вернуться на правильный путь, но и, прежде всего, донести до своих детей, что их путь — только их, и мои переживания тут совсем ни при чем.

— Единственное, чего я хочу, — говорила моя тетя, — это чтобы мои дети стали умными, шикарными, красивыми, веселыми, порядочными и миллионерами, а потом пусть делают что хотят.

И обязательно цитировала любимую фразу своего отца (моего деда):

«В тысячу раз лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным... »

Если мы нацелены только на результат, мы не получим почти ничего, кроме (возможно) результатов, большинство из которых годятся только, чтобы их выставить на витрину, а не чтобы оставить их потомкам.

При оценке исключительно по результатам, можно прийти к ложным выводам по поводу действительности.

В серии публичных выступлений, которые мы проводили с моим дорогим другом Маркосом Агинисом, я рассказал эту забавную историю, которую мне хочется повторить здесь:

Жили-были в одной деревне двое мужчин. Обоих звали Хоакин Гонсалес. Один был приходским священником, а другой — таксистом. Судьбе было угодно, чтобы они умерли в один день и вознеслись на небо, где их ждал святой Петр.

— Твое имя? — спросил он первого.

— Хоакин Гонсалес.

Священник?

Нет, нет, таксист.

Святой Петр сверился со своим списком и ска

зал:

— Хорошо. Ты отправляешься в рай. Тебе полагаются эти белые туники, расшитые золотой нитью, и этот платиновый посох с инкрустацией из рубинов. Можешь отправляться прямо сейчас...

— Спасибо, спасибо... — ответил таксист.

Через два или три человека очередь дошла до второго.

— Твое имя?

— Хоакин Гонсалес.

— Священник?

- Да.

— Очень хорошо, очень хорошо, сын мой. Ты отправляешься в рай. Тебе причитается этот льняной халат и этот дубовый посох, инкрустированный гранитом.

Тут священник говорит:

— Извините, не хотелось бы испортить о себе мнение, но... должно быть произошло ошибка. Я — Хоакин Гонсалес, священник!

— Да, сын мой, ты отправляешься в рой, тебе полагается льняной халат...

— Но этого не может быть! Я знаком со вторым сеньором. Он был таксистом в моей деревне. Это был кошмар, а не таксист! Он выезжал на тротуар, каждый день попадал в аварии, однажды даже разбил машину о дом, очень плохо водил, сбивал фонарные столбы и все, что встречалось ему на пути. А я семьдесят пять лет своей жизни каждое воскресенье читал проповедь в приходской церкви. Как могло случиться, что ему дают тунику с золотыми нитями и платиновый посох, а мне — это. Тут какая-то ошибка!

— Никакой ошибки, — говорит святой Петр. — Просто здесь, на небе, мы привыкли оценивать все теми же мерками, что и вы в земной жизни.

— Как это? Не пойму...

— Конечно, просто сейчас мы ориентируемся на конечный результат... Послушай, я объясню на твоем собственном случае, и тебе сразу станет ясно. В течение последних двадцати пяти лет, каждый раз люди засыпали во время твоей проповеди; но каждый раз, когда он садился за руль, люди начинали молиться. Вот тебе и результаты!! Теперь понимаешь?

Оценивать жизнь по ее результатам — это слишком мелкая позиция, чтобы принимать ее всерьез.

Отдавая предпочтение результату, я могу, если мне улыбнется удача, пережить моменты славы.

Отдавая предпочтение проекту, если речь идет о пути, я могу поменять эти моменты величия на счастье!

Путь всегда ведет в каком-то направлении.

А направление — это гораздо больше, чем результат.


Жизненный замысел

Однажды Андрес Сеговия [§§§§] вышел после концерта, и кто-то ему сказал: — Маэстро, я бы отдал жизнь, чтобы играть как вы. Андрес Сеговия ответил: — Это именно та цена, которую я заплатил,

Самореализация достижима практически в любых обстоятельствах, если только мы верим, что наша жизнь имеет смысл и замысел.

Вернемся еще раз к Виктору Франклу. Именно он впервые и очень ясно сделал акцент на этом важном факте. Его рассказы о жестокостях лагерей массового уничтожения и методичная запись всего, что ему, как узнику, приходилось терпеть вместе с другими заключенными, очень жестко показали всему миру, как сильно людям нужен жизненный замысел, чтобы поддерживать в них желание жить. Доктор Франкл сделал больше, чем просто открытие. Во время нахождения в плену он испытал это на себе, часто меняя половину своего небольшого хлебного пайка на рваные простыни, куда он записывал результаты своих исследований. Это был ЕГО замысел, благодаря которому, по его собственным словам, он остался жить.

Если необходимость смысла и замысла — основной стимул жизни, тем больше они значат для счастья, одной из важнейших характеристик человеческого существа.

Я знаю, что склонен (в силу профессиональной деформации? ) находить положительные стороны почти в любой ситуации. За такую позицию кое-кто обвиняет нас, считая, что мы, занимаемся самообманом из желания быть счастливыми, но эти люди не понимают ее истинного смысла. Почти всегда есть позитивный элемент в негативной ситуации (так же как, почти всегда, есть негативный аспект в любой позитивной ситуации).

Выбрать это позитивное и сосредоточиться на нем отнюдь не является формой обмана; в любом случае это способ самостимулирования, чтобы продолжать свой путь.

Пусть никто не заблуждается. Искать положительные стороны не означает безоговорочно верить в детское и абсурдное утешение глупой народной пословицы: «Нет худа без добра».

Было бы чудесно, если бы это было так, но, к сожалению, это не так, к моему большому сожалению.

Если бы кто-то взялся упорно отстаивать правоту этой пословицы, ему пришлось бы отрицать абсурдность ужасов ненужных войн и игнорировать зловещий характер всякой конфронтации, когда один поднимает руку на другого, только чтобы причинить ему вред.

Нежелательно и совсем не чудесно, если посреди ночи тебя ограбили и избили до крови прямо возле твоего дома. Но, несмотря на все, этот трагический эпизод должен тебе пригодиться. Разумеется, на пользу тебе пойдет не исключительная доброта этой ситуации, а мудрость, которую ты приобретешь, сумев извлечь положительный урок даже из самого худшего.

Юнг утверждал, что те, кто не могут ничего почерпнуть из собственных несчастий, вынуждают космическое сознание (так он называл высшую упорядочивающую силу) повторять их столько раз, сколько нужно, чтобы они поняли, чему их хотят научить с помощью этих драматических событий».

Меня не убеждает данная сентенция, но я считаю, что можно извлечь урок из каждого эпизода нашей жизни.

И это обучение способствует личностному росту.

А этот рост может чему-то научить.

Самореализация необходима, но не требует спешки. Поиски счастья — это не только право некоторых, по-моему, это естественная обязанность всех людей.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Сразу после ответа на первый вопрос, оценки наших возможностей и принятия наших ограничений, после того как мы увидели свои сны и взяли на себя обязательство перед своей жизнью, только тогда мы совершенно осознанно можем во всеоружии принять самый серьезный и жизненно важный вызов: выбор замысла и смысла нашей жизни, зная, что от этого зависит также наша возможность найти свое счастье.

Представляется очевидным, что наш жизненный замысел — это поиски счастья. Многие западные мыслители согласны с этим утверждением, начиная с Аристотеля, и заканчивая Вильямом Джеймсом.

Но кто-то может задуматься... Жизнь, основанная на поисках личного счастья, разве не эгоистична, эгоцентрична и ничтожна, по природе своей? »

НЕТ.

Все мы, кто работает с разными группами людей, снова и снова убеждаемся, что происходит прямо противоположное: самыми несчастными являются люди склонные замыкаться на себе, необщительные, неприветливые, тяготеющие к манипулированию и одиночеству, и даже к высокомерию. Люди, считающие себя счастливыми, напротив, обычно более общительные, творческие и много позволяющие другим. Они лучше переносят повседневные неудачи и обычно более эмоциональны, открыты и отзывчивы, чем остальные.

В ходе одного эксперимента, проводимого Государственным университетом Нью-Йорка, участников попросили закончить фразу:

«Я доволен, что я не... »

После пятикратного повторения этого задания более 90% участников испытали явное повышение уровня личного удовлетворения. И, покинув место проведения эксперимента, продемонстрировали большую любезность, солидарность и стремление к сотрудничеству между собой и со случайными незнакомцами, которым они добровольно оказали помощь.

Через пару часов исследователи попросили группу закончить фразу:

«Мне бы хотелось стать... »

На этот раз, участники эксперимента остались более удовлетворенными своей жизнью.

Специалисты по оптимизации производительности провели тысячи подобных опытов, и все они, похоже, подтверждают, что люди с хорошим настроением, называющие себя счастливыми и удовлетворенными собственной жизнью, чаще хотят сблизиться и помочь другим, демонстрируют большую производительность и эффективность во всех своих начинаниях.

Счастье приносит большую прибыль индивиду, а еще большая отходит его семье и какая-то, долгосрочная, всему обществу в целом.

Ответ, который мы сегодня даем на вопрос «Куда я иду? », возможно, не станет окончательным, и завтра, через месяц или через год будет совсем иным. Десять лет назад я думал совершенно по-другому.

Важно, что, вне зависимости от формулировки, этот ответ имеет ценность только при условии, что дающий его человек строит свою жизнь соответственно ему.

Если ты считаешь, что идешь на поиски моментов славы и что твоя жизнь — погоня за важными вещами, зачем ты теряешь время, читая эту книгу?

А если серьезно, если я считаю, что главный мой вызов — это поиски новых способов помочь ближнему, или принимаю решение, что хочу новых ощущений, или собираюсь стать оперным певцом, значит, вполне логично, я должен искать двери, открывающие эти возможности. Почему я тогда посвящаю 12, 14 или 16 часов в день чему-то другому, менее важному и отвлекающему меня от основных поисков?

Если на своем пути ты хочешь избегать любой боли, которой можно избежать, зачем ты продолжаешь читать и слушать Букая, который часто говорит тебе болезненные или неприятные вещи?

Самое важное — это не угадать с выбором самого лучшего пути, самое главное — это научиться брать на себя обязательство.

Потому что быть счастливым — это главное обязательство человека перед самим собой и окружающими, а самореализация — это его окончательный резул ьтат.

В любом случае, среди тех, кто верит в существование счастья, мой друг психиатр попытался выделить три группы людей:

Группа Романтиков-гедонистов (он их называет РГ позитивными), утверждающих, что счастье состоит в удовольствии от достижения желаемого.

Группа людей с Низким коэффициентом фрустрации (по его определению, НК — низкокалорийные продукты), полагающие, что счастье связано с уходом от боли и неудач.

Группа пилотов воздушных шаров иллюзии: (он их обозначил сокращением ПВШ, к этой группе мой друг относит и меня), слегка парящие над землей и утверждающие, что счастье почти не связано с внешним миром, а только с внутренними процессами.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Если бы мне пришлось признать данную классификацию, несомненно, я бы согласился с другом и отнес себя к группе ПВШ. Хотя, обязательно потребовал для себя привилегию выделения некоторых понятий, хотя и элементарных, но часто оставляемых без внимания и создающих путаницу.

Самое главное — это разница между словами «конечная цель» и «жизненный курс».

Для иллюстрации важности, которую я придаю различию между ними, мною придумана несколько лет назад эта история. Ее прослушали все без исключения пациенты, побывавшие на моих консультациях, и которую я попытаюсь кратко изложить сейчас, чтобы только выделить понятие...

Один синьор выходит в море на пару часов на своем паруснике. Внезапно налетевший сильный шторм застает его врасплох и уносит дальше в открытое море. В разгар бури человек не видит, куда он ведет свой корабль. Ему удается только убрать паруса, бросить якорь и укрыться в каюте,

пережидая, пока немного уляжется шторм.

Когда ветер стихает, человек выходит из своего убежища и обходит корабль с носа до кормы. Он не находит никаких повреждений. Мотор заводится, корпус не пробит, паруса не порваны, запас пресной воды сохранился полностью, а руль как новенький.

Мореход улыбается и оглядывается, чтобы повести парусник обратно в порт. Но во все стороны горизонта он видит только воду. Тут он понимает, что буря унесла его далеко от берега и что

он не знает, где находится.

Не имея ни навигационных приборов, ни рации,

он испугался, заплакал и начал жаловаться вслух:

— Я сбился с пути, заблудился... Боже мой, я заблудился...

В эту минуту в нашей истории происходит чудо. Небеса открываются — среди туч проглядывает прозрачный круг — луч солнца проходит через него, как в фильмах, и слышится низкий голос (Бога? ), который спрашивает:

— Что с тобой случилось?

Человек преклоняет колени перед чудом и молит:

— Я заблудился, не знаю, где я нахожусь, совсем заблудился, просвети меня, Господи. Где я, Господи? Где я?

В эту минуту снова раздается голос, отвечая на его отчаянную мольбу:

— Ты в 38 градусах южной широты, 29 градусах западной долготы.

Небеса начинают закрываться, когда человек, после недолгой паузы, снова начинает стенать:

— Я заблудился, я заблудился...

Он только что понял, что, даже зная, где находится, он все равно не понимает, как вернуться обратно.

Небеса открываются во второй раз.

— Что с тобой?

— Видишь ли, на самом деле, мне недостаточно знать, где я, хочется понять, куда я плыву?

— Ладно, — говорит голос — ты плывешь обратно в Буэнос-Айрес.

И когда Небеса снова начинают закрываться, человек вопит:

— Я заблудился, Боже мой, я заблудился, я в отчаянии!..

Третий раз открываются Небеса:

— И что теперь?

— Дело в том, что я, зная, где нахожусь и куда должен прийти, остаюсь сбившимся с пути, как и раньше, потому что даже не представляю себе, где расположено то место, куда я следую.

И голос отвечает:

— Буэнос-Айрес находится в 38 градусах...

— Нет, нет! — кричит человек. — Я все равно заблудился... Теперь я понял, что мне недостаточно знать, где я и куда направляюсь, мне нужно знать, как туда добраться, нужно знать путь.

В эту секунду с неба падает пакет, обернутый в пергамент с красивым бантиком на упаковке. Это, очевидно, карта, на которой проложен путь к месту назначения.

Человек наконец доволен. Он падает на колени и говорит:

— Спасибо тебе, Господи!

Наш придуманный и несчастный герой

смотрит на карту...

заводит двигатель...

поднимает парус...

оглядывается по сторонам...

И через минуту говорит:

— Я заблудился, заблудился...

Разумеется.

Он прав.

Бедняга, в его положении ничего не изменилось.

Во все стороны, куда ни посмотри, он видит только воду, поэтому вся собранная информация не может ему помочь, ведь он не знает, куда ему направить свой парусник.

Герой этой истории осознает, где он находится, куда он должен прибыть, знает путь от старта до финиша, но ему не хватает чего-то, чтобы выбраться оттуда.

Ему нужно знать направление. Знать, в какую сторону двигаться.

Как определяет курс мореплаватель? С помощью компаса. Потому что без него, даже зная наизусть дорогу до порта назначения, ты не поймешь, в какую сторону держать путь. Особенно после бури. Особенно, когда исчезают все ориентиры.

И действительно, курс — это одно, путь — другое, а конечная цель — третье.

Конечная цель — это место, куда ты прибываешь; путь — это как туда можно добраться, курс — это направление, в котором нужно двигаться.

Если человек понимает разницу между курсом и конечной целью, он может сформулировать для себя многие вещи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...