Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

позитивная психотерапия  . стереотипы мышления




позитивная психотерапия  

Этот метод успешно решает ряд специфических проблем — иностранных рабочих, межнациональных браков и т. п. Он способен смягчить конфликты, возникающие из-за предрассудков, и помогает преодолеть их за счет расширения используемого личностью разнообразия культурных рамок. Каждый человек обладает способностью к любви и познанию, но эти способности проявляются по-разному в зависимости от культуры. Позитивная психотерапия расширяет и интегрирует возможности личности путем изменения точки зрения на различные методы разрешения конфликтов. С ее помощью удается раздвинуть горизонты понимания мира, показав, что те же отношения в другой культурной традиции воспринимаются совсем иначе. Тогда травмирующая ситуация перестает восприниматься и оцениваться в прежних

                  

масштабах. Возникает иное отношение к таким качествам личности, как пунктуальность, аккуратность, бережливость, опрятность, трудолюбие, послушание, вежливость, искренность, верность, справедливость, надежность, обязательность. Со всех сторон доказывается, что все эти способности формируются в процессе социализации в соответствии с культурной системой отношений. Они определяют, как человек воспринимает себя, мир и решает свои конфликты. Цель помощи человеку, страдающему от внутренней неудовлетворенности, состоит в том, чтобы побудить его перераспределить свои усилия, сделать так, чтобы он часть своей энергии посвятил бы своим физическим потребностям, часть направил бы на свою деятельность (профессиональную или домашнюю), часть уделил межличностным контактам (семья, друзья, коллеги], а определенный резерв оставил бы для внутренней жизни — фантазирования, воображения, вопросов о смысле жизни. Такое гармоничное сочетание интересов и духовных затрат делает социальные барьеры человека более пластичными, подготавливая его к трансформации своих позиций. Мобилизация новых подходов к традиционным ситуациям подготавливается с помощью притчей и фольклора. Сказания, басни, пословицы разных культур облегчают интеллектуальный и эмоциональный переход на иную точку зрения.

Итак, социальные барьеры обнаруживаются как предпочтение одной формы выражения некоего коллективного представления, общезначимого для своего времени и отражающего его символическую ценность. Коллективные влияния передаются словами «дух времени». Чем сильнее развита индивидуальность личности, тем полнее она выражает коллективные понятия человечества. Коллективный момент в индивидууме меняет свою природу с ростом личности. Преобладание коллективного над индивидуальным в человеке приводит к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в деструктивное, архаическое, ведет к деградации, которая проявляется в усилении различных способов влияния массового воздействия: в неконтролируемом использовании чужих свидетельств и отзывов или в непрерывной погоне за модой, подогреваемой страхом как-то отличаться от среднестатистического члена общества.

Когда в подобных ситуациях человека «припирают к стенке» и говорят о нелогичности его поведения, он использует рационализацию, приводя множество иррациональных доводов: апелляция к предрассудком и традициям («Все наши так поступают»), обращение к авторитетам («Известные мне знаменитости так считают»), призыв к жалости и сочувствию («Если вы хороший человек, то не сможете... »), обращение к лицам, а не к существу вопроса («Ведь он хороший человек, и мы можем ему доверять»). В экстремальных состояниях социальная защита активизируется, актуализируются стереотипы, предрассудки, усиливается застойность психики. При этом создаются оптимальные условия для формирования образа врага, злодея, нечистой силы и т. д.

 

IV

стереотипы мышления

Здравый смысл - это толща предрассудков, успевших отложиться в нашем сознании к восемнадцати годам.

                Эйнштейн

Необходимость приспосабливаться к обществу порождает стандартизацию поведения и мышления. Отливаясь в стереотипы, стандартизация упрощает взаимодействие людей в обычных ситуациях, повышая его однозначность и определенность. Стереотипы — удобный способ классификации и систематизации материала, способ сделать окружающий нос мир более доступным пониманию. Количество и качество стереотипов зависят от личного опыта; они проявляются при взаимодействии людей с различиями по полу, возрасту, национальности, религии, культурному уровню. Можно сказать, что стереотипы облегчают восприятие стабильных структур окружающего мира. И только в динамических по самой своей природе процессах творчества стереотипы становятся препятствием: они закрепощают мыш-

ление, заставляют его двигаться по проторенным путям, не ведущим, как известно, ни к чему новому.

Поэтому, когда мы будем обсуждать отрицательные стороны инерционности стереотипов, надо помнить и об их несомненных преимуществах. Действительно, консерватизм ведет к известной схематичности и подгонке каждой новой ситуации под известные случаи; но он же обеспечивает надежность, определенность и быстроту реакции. В оценке стереотипности нужна взвешенность. Так, невозможно отрицать, что шаблон — основа социальной системы. Если он достаточно совершенен, то в большинстве конкретных ситуаций, не выходящих за рамки привычного и ординарного, творческое мышление оказывается излишним — достаточно применения готовых схем. Шаблоны — результат опыта и развития, а стабильность (в том числе и социальная) — продукт системы шаблонов. Известным примером является художественная литература, которая разрабатывает типовые ситуации, после чего массовые тиражи закрепляют эти типы в общественном сознании.

Мы учимся по одним и тем же учебникам, и наша повседневная жизнь замкнута в одни и те же формы. Даже живем мы в типовых домах и квартирах. Общество прививает нам сходные правила поведения в ординарных ситуациях, навязывает сходные цели и стремления. В силу этого духовная жизнь каждого отдельного человека мало отличается от представлений• о ней окружающих, что дает прочную основу для взаимопонимания в обществе. Стереотипы — часть прошлого опыта, сформированною бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившаяся в мышлении и постоянно используемая при решении задач, возникающих в обычных ситуациях. Проблема лишь в том, что они создают тенденциозность, консерватизм в решении новых задач.

Можно ли в науке обойтись без устойчивых традиций и стереотипов? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Прогресс в научных взглядах зависит от существующей на данный период модели Вселенной. Именно эта модель подвергается проверке, развивается и трансформируется. В то же время способность проверять и перестраивать ее в каждую эпоху ограничено и зависит от уровня развития человеческого мышления, от накопленного опыта и от умения передавать этот опыт новым поколениям. Поэтому, рассматривая отрицательные стороны стереотипов, нельзя упускать из виду, что они дают необходимый базис для творческого процесса, формируемый в ходе обучения. Они высвобождают пространство для творчества, беря на себя рутинные операции и позволяя не тратить каждый раз усилия на решение однотипных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...