Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

синектика. деловые игры




синектика

Пот мы погружены и стихию творчества,

мы ничего не ищем и ничего не познаем.

Мы даже не смеем познавать, потому что

нет вещи вредней и опасней для

непосредственною переживания, чем

опознание.

К. Г. Юнг

Метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых операций подсознания. Чтобы ускорить процесс порождения идей, при синектике задача прежде всего освобождается от контекста, привычных ассоциаций. В си-нектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания [14, 15], — прямые, субъективные, символические и фантастические. Аналогии облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.

По этой методике барьеры преодолеваются с помощью создания условий, при которых одновременно с поиском решения протекает другой процесс, непосредственно с первым не связанный (аналогия, ассоциация, метафора и т. п. ). Наложение этих процессов и помогает усмотреть ответ на мучающий вопрос. Ключевое звено при этом — пересечение во времени, меняющее ракурс рассмотрения проблемы. Мосты между этими процессами помогают навести метафоры и аналогии. Используемые типы аналогий извлекают информацию из разных источников. Прямые аналогии чаще всего находят искомые элементы в биологических системах, решающих сходные задачи. Субъективные заставляют особое внимание обратить на двигательные ощущения, например вообразить свое тело на месте создаваемого объекта, почувствовать себя им. При символических отдельные характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы. Таким образом, синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Продуктивность синектики повышает медитация. Она позволяет предельно сосредоточиться на объекте, создавая оптимальные условия для активизации интуитивного процесса. Медитация предоставляет на время данному объекту доминирующее положение в сознании. Синектика учитывает, что преждевременная вербализация идеи тормозит ее дальнейшее развитие, поэтому рекомендуется отложить оценивание получаемого результата. Участникам поясняют роль эмоций в творчестве, напоминая, что когда человек объясняет всем свои переживания и ощущения, то ему трудно сохранить их свежесть и новизну. Чтобы их продлить, надо продолжать фантазировать молча. Человек ведет внутренний разговор, активно создает, обновляет и поддерживает свою модель мира.

Разработаны различные методики тренинга для стимуляции творческой активности с помощью мозговой атаки и синектики. К ним относятся:

Составление предложений. Из трех-пяти взятых наугад слов требуется составить как можно больше различных предложений.

Поиск общего. В двух-трех наугад взятых словах предлагается отыскать как можно больше общих признаков.

Исключение лишнего слова. Из каждых предложенных трех слов необходимо оставить два, между которыми есть какое-либо сходство.

Поиск аналогов. Требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову.

Поиск соединительных звеньев. Необходимо найти предметы, которые могут служить соединительным мостиком от одного к другому; найти новые, максимально • разнообразные применения данному предмету; дорисовать, закончить предложенный рисунок несколькими способами наиболее неожиданным образом; дописать предложение, придумав как можно больше разных окончаний к данному началу.

Эти занятия демонстрируют, как полезно уметь мужественно отнестись к необходимости переделать, усовершенствовать свою идею, картину, произведение, как важна способность отказаться от полученного результата и начать сначала, повторяя попытки до тех пор, пока результат не будет удовлетворять полностью. К поиску плодотворной аналогии можно подойти с разных сторон: либо осуществлять случайный перебор, наращивая разнообразие за счет взаимного заражения в мозговой атаке, либо направлять поиск на соотнесение искомого решения со своими ощущениями в синектике, либо увеличивать поле поиска за счет частичных аналогий, включив морфологический анализ.

деловые игры

Еще одним примером группового развития творческих способностей являются деловые игры. Именно дух соревнования располагает к озарениям, позволяющим находить оригинальные решения. Здесь в качестве «троянского коня» выступает принятие роли. Взятая на себя роль позволяет участнику игры  находиться «в шкуре другого», не изменяя высоты барьеров. Ведь в чуждой позиции можно позволить себе и другие, нетипичные критерии. Поэтому игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх — возможность исполнения различных ролей, что исключает полную  идентификацию с какой-либо из них. Когда позиция участника перестает полностью совпадать  любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, то возникает некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Здесь есть зачатки расщепления, раздвоения личности, облегчающие переход на иную позицию.

Почему игры помогают усваивать новые приемы решения? В них нет риска, и возможным становится временное или частичное изменение своего подхода к тревожащим проблемам, а значит вносятся и некоторые изменения в установки, т. е. открывается путь для информации, ранее недоступной. Новшества в системе установок, в свою очередь, предопределяют метаморфозу благодаря которой правило из внешнего становится внутренним.

В качестве вспомогательного приема, нацеленного на снятие ряда подсознательных барьеров, изменение установок, определяющих привычные формы взаимодействия с другими людьми и отношение к новой информации, в последние годы все чаще используется групповой психотренинг, Его задача — коррекция образований, ответственных за восприятие себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...