Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

мозговая атака




Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я

сравниваю себя с ребенком, который, бродя

по берегу моря, собирает, гладкие камни и

красивые раковины...

Ньютон

Одни люди лучше обучаются в группе, другие — самостоятельно. Это в определенной мере связано с моделью мира: если на ее организацию преобладающее влияние оказывает подсознание, то предпочтительнее групповое обучение, а при доминировании логического мышления, когда творческий процесс ограничивается более осознанными стереотипами, знакомство с приемами их преодоления и раскрепощения мышления может эффективно протекать и в индивидуальных условиях.

Как бы ни были развиты интеллектуальные способности личности, они не могут свободно проявляться в творческом процессе, когда на их пути воздвигнуты многочисленные психологические барьеры. Защищая самоуважение человека, предотвращая возможное падение его авторитета в глазах других, барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать.

Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров — магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе.

Тех, кто профессионально занимается развитием творческих способностей, всегда привлекала задача преодоления психологических барьеров. Они водлотили ее решение в набор методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров. Один из этих методов — «мозговая атака» — снижает самокритичность

 

и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности. Здесь все так доброжелательны, что «можно и подставиться — ничего страшного не будет».

Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, как нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся «в эмбриональном» состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца.

Снижение критичности в мозговой атаке достигается двумя путями. Первый апеллирует к сознанию с помощью прямой инструкции: быть свободным, повысить доверие к своим идеям, не бояться оценки окружающих. Инструкция настраивает на изменение внутренней позиции, создание более позитивной установки по отношению к своим способностям. Постепенно участник привыкает к тому, что можно высказать любую мысль без страха, что ее признают смешной или несостоятельной. Второй путь направлен в подсознание через создание благоприятных внешних условий: сочувствия, поддержки и одобрения партнеров, особой располагающей атмосферы. Попав в столь приятную обстановку и не желая ее испортить, каждый стремится отложить неблагоприятное суждение по поводу чужой идеи. Тем самым обеспечивается глубинная безопасность, снимаются препятствующие воображению подсознательные барьеры, ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки. Наиболее благоприятная обстановка для решения задачи возникает тогда, когда в начале атаки сложность проблемы намеренно занижается.

Психологические барьеры преодолеваются легче, когда группа более разнородна по составу и шире круг профессиональных интересов участников. Поэтому есть смысл включать в группу непрофессионалов. Закрытая узкопрофессиональная группа обычно менее продуктивна, поскольку участники придерживаются традиционных взглядов, демонстрируя большую инерцию представлений. Дилетанты терпимее к неортодоксальным подходам, поскольку не подозревают об их «дикости». Разнообразие профессионального опыта, установок и личностных табу способствует вниманию к таким вопросам, которые просто не стали бы рассматриваться в группе специалистов, ограниченных сходными барьерами и установками.

В рамках метода мозговой атаки используют такие приемы активизации мышления, как список контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи неспециалисту. С помощью списка поиск решения управляется наводящими вопросами, заставляющими рассматривать задачу с самых разных сторон, т. е. целенаправленно менять ракурс взгляда на задачу. Приведем примеры типичных вопросов: «А если сделать наоборот? », «А если представить эту задачу в иной формулировке? », «А если изменить форму объекта? », «А если взять другой материал? », «Еще для чего это изделие (узел, материал) может быть использовано точно в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. п. )? В сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить? ».

Прием «расчленения» подразумевает разные способы переструктурирования материала, необходимого для разрушения старых связей. Он включает четыре последовательных шага. Вначале все составные части проблемы, задачи, конструкции, подлежащей преобразованию, записывают на отдельные карточки. Затем на одной карточке перечисляют последовательно характерные признаки какой-либо части. После этого взвешивают, оценивают значение и роль каждого признака для функционирования объекта в целом — должен ли он оставаться неизменным или может меняться в некоторых пределах. Далее осуществляют «боевую раскраску» — разным цветом отмечают на карточке те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно изменять без ограничений. В заключение все карточки выкладывают на стол одновременно, рассматривают и анализируют как общее поле приложения усилий.

Некоторые ученые применяли нечто подобное этому приему совершенно интуитивно. Так, Менделеев писал: «Я стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами... что и привело быстро к периодической зависимости» [34]. Как уже упоминалось, при поиске решения целесообразно сначала направить усилия на изобретение новых подходов. Так и Менделеев стал сопоставлять не только химически сходные элементы (чем занимались многие ученые и до него), но и те, что далеки по химическим свойствам, но близки по атомному весу. Этот новый подход и привел его к открытию периодического закона. Можно сказать, что Менделеев применил способ представления всего материала в одновременной экспозиции — практически тот же прием, который в мозговой атаке используется под названием «расчленение». Конечный этап техники рас-членения создает благоприятные условия для одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т. е. в активизации не только аналитических, но и синтетических возможностей интеллекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...