Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура Системы сертификации ГОСТ Р




Организационную структуру Системы образуют:

· Госстандарт России

· центральные органы сертификации однородной продукции (работ, услуг)

· органы по сертификации

· испытательные лаборатории

 

№ 53. Инспекционный контроль сертифицированных систем менеджмента качества: цели, периодичность, внеплановый контроль, выводы по его результатам.

Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Плановый инспекционный контроль проводят не менее одного раза в год в течение срока действия сертификата.

Плановый инспекционный контроль проводят через 6, 10 и 10 месяцев в течение срока действия сертификата.

При плановом инспекционном контроле общий объем проверки должен включать не менее 1/2 элементов системы менеджмента качества. При этом при каждом инспекционном контроле проверяют следующую совокупность обязательных элементов (в скобках указаны номера разделов, подразделов и пунктов ГОСТ Р ИСО 9001):

- требования к документации (4.2);

- цели в области качества (5.4.1);

- анализ со стороны руководства (5.6);

- менеджмент ресурсов (раздел 6);

- удовлетворенность потребителей (8.2.1);

- внутренние аудиты (проверки) (8.2.2);

- улучшение (8.5);

- использование сертификата и знака соответствия.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях:

- получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной СМК, в том числе информации о жалобах потребителей на качество продукции, выпускаемой держателем сертификата;

- существенных изменений организационной структуры организации, технологии и условий производства, численности персонала, кадрового состава и т.п.

Объекты аудита при внеплановом инспекционном контроле определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость инспекционного контроля.

Результаты инспекционного контроля, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта и представляют в орган по сертификации.

При положительных результатах инспекционного контроля (отсутствие несоответствий, отсутствие нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия) орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия.

Если при инспекционном контроле обнаруживают невыполнение запланированных корректирующих действий по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля, то орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия выданного сертификата на срок до трех месяцев.

 

№ 54. Выводы сертификационного аудита: значительные и малозначительные несоответствия, уведомления, последующие действия с несоответствиями

 

Согласно ГРСТ Р ИСО 9001:

несоответствие: Невыполнение требования.

значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.

 

малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.

уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.

 

Формирование выводов сертификационного аудита

Полученная и проверенная информация по объектам аудита или свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита для получения выводов (наблюдений) аудита.

Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМК проверяемой организации критериям аудита. Выводы аудита могут касаться и предотвращения возможных отклонений; тогда они классифицируются как уведомления.

Члены комиссии должны совместно систематически анализировать получаемые выводы по ходу аудита.

Свидетельства должны быть обобщены с указанием мест наблюдений, функций, процессов и требований, которые были проверены. Несоответствия, уведомления и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.

Классификация и регистрация выводов

В ходе аудита СМК все обнаруженные отклонения объектов аудита от требований ГОСТ Р ИСО 9001 и документов СМК организации должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией согласно 3.17-3.20 в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта аудита.

Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют с целью выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, принятия органом по сертификации решения о выдаче, подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширения или сужения области сертификации.

Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же элементом СМК) дает основание для перевода их в значительное несоответствие.

Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют на бланках. Исправления на бланках не допускаются.

Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально представляют руководству проверяемой организации.

Действия с несоответствиями и уведомлениями

Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов:

- комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по поводу зарегистрированных несоответствий и уведомлений;

- если организация устранит несоответствия и учтет уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии, комиссия снимает такое несоответствие или уведомление соответствующим оформлением листа регистрации по данному несоответствию или уведомлению. Количество снятых несоответствий и учтенных уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия;

- если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений.

Примечание - При наличии неразрешимых разногласий между комиссией и руководством проверяемой организации оформляют протокол разногласий. Протокол разногласий представляют в комиссию по апелляциям органа по сертификации. В случае отрицательного решения по разногласиям работы по сертификации начинают с 7.2;

- организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение корректирующих действий;

- в случае возникновения затруднений у проверяемой организации при планировании корректирующих действий в период сертификационного аудита орган по сертификации вправе предоставить дополнительно одну неделю (от даты проведения заключительного совещания) для завершения указанной работы.

При наличии замечаний к плану орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая после этого в течение недели проводит доработку плана.

Срок, отводимый в плане на выполнение запланированных корректирующих действий, не должен превышать:

- 12 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительных несоответствий;

- 5 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий и уведомлений.

Если в орган по сертификации не представлен план корректирующих действий, процесс сертификации должен быть прекращен.

Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено только с подачи повторной заявки на сертификацию.

 

№ 55. Российская система аккредитации РОСА. Цели аккредитации, объекты аккредитации.

Аккредитация — это самостоятельная сфера деятельности, сопряженная с сертификацией, главной целью которой является обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Аккредитация –

1. официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»);

2. Процедура подтверждения соответствия третьей стороной, относящаяся к органу по оценке соответствия, служащая официальным доказательством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия (ИСО/МЭК 17000:2004).

Аккредитация является только признанием третьей стороной компетентности, а факт аккредитации не означает наделение аккредитованного органа правом на выполнение определенных работ.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, ИЛ, других субъектов, а также установленных норм, правил процедур, которые определяют действие этой системы.

Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет ФА по техническому регулированию и метрология России, а в нем самостоятельное подразделение - отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Орган по аккредитации - авторитетный орган, который проводит аккредитацию. Обычно орган по аккредитации получает полномочия от правительства (ИСО/МЭК 17000:2004).

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.

Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации; контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Участниками Российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ, аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации.

Совет: решает вопросы, относящиеся к принципам проведения данной технической политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; координации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации; ведению объединенного реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации. Рабочие органы Совета: технический секретариат, рабочие группы (из числа членов Совета) и комиссия по апелляциям.

Аккредитующий орган: ФА по техническому регулированию и метрологии России и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами РФ. Организуют и проводят аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в сфере законодательно регулируемой - конкретно в области обязательной сертификации.

Аккредитацию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам.

ФА по техническому регулированию и метрологии помимо функций аккредитующего органа, разрабатывают общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации, экспертам, к документам по аккредитации; взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации; аккредитует их, выдает им аттестат аккредитации, проводит регистрацию и публикует информацию о них и рассматривает апелляции.

ГОСТ Р 51000.2-95 «Система аккредитации в РФ. Общие требования к аккредитующему органу» регламентирует требования к аккредитующему органу: общая политика, принятие решений; персонал; система качества; порядок аккредитации и документация.

Технический центр выполняет работу, которую ему поручает аккредитующий орган: предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка по ним проекта решения.

Эксперты по аккредитации проводят экспертизу документов, представляемых на аккредитацию; аттестуют заявителей и готовят решения о выдаче аттестата аккредитации, а также осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными организациями. К ним предъявляются определенные требования, которые в первую очередь относятся к их квалификации и компетентности.

Аккредитованные организации обязаны выполнять работу четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В процессе своей деятельности они взаимодействуют с аккредитующим органом и др. участниками аккредитации, представляя информацию о всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий:

- Представление заявителем заявки на аккредитацию.

- Экспертиза документов по аккредитации.

- Аттестация заявителя.
- Анализ всех материалов и принятие решения об аккредитации.

- Выдача аттестата об аккредитации.

- Проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

ГОСТ Р 51000.1-95 регламентирует все процедуры аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

 

№ 56. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества: принятие решения о сертификации, подача заявки, подготовка комплекта документов, аудит на месте, завершение сертификации.

 

Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации.

Организация работ.

Основанием для начала работ может служить письмо-обращение в произвольной форме или заявка, направленная заказчиком в орган по сертификации.

Орган по сертификации регистрирует письмо-обращение (заявку) и проводит анализ письма-обращения (заявки) для определения возможности проведения сертификации.

Орган по сертификации письменно извещает заказчика о решении принять/не принять заявку на сертификацию СМК.

В случае отказа орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения.

После получения извещения о принятии заявки от органа по сертификации заказчик оплачивает органу по сертификации регистрационный взнос (три минимальных размера оплаты труда), который включается в стоимость работ по договору на проведение сертификации СМК.

В случае положительного решения о принятии заявки на СМК орган по сертификации и заказчик заключают договор.

Подготовка комплекта документов заказчиком

После оплаты работ по договору орган по сертификации направляет заказчику перечень сведений и документов СМК, представляемых проверяемой организацией (заказчиком) в обязательном порядке, а также перечень дополнительных документов (включая записи), представляемых по запросу органа по сертификации.

Заказчик представляет в орган по сертификации заполненный бланк заявки в одном экземпляре (в случае, если ранее было направлено письмо-обращение) и запрашиваемые сведения и документы СМК в одном экземпляре на бумажном носителе (часть сведений и документов может быть представлена в электронном виде).

Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных экземпляров.

После представления заказчиком запрошенных сведений и документов распоряжением руководства органа по сертификации назначается председатель комиссии и формируется комиссия по сертификации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...