Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы выполнения исследовательской работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО выполнению КУРСОВОГО исследования

Для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

Учебно-методическое пособие

Киров


УДК

ББК

 

Допущено к изданию редакционно-издательской комиссией ВятГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

Рецензент

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социологии и социальной психологии ФГБОУ ВО «ВяГУ»

Т. В. Шубницына

 

Методические рекомендации по выполнению курсового исследования, для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология: учебно-методическое пособие / сост. Е. П. Кириллова, А. В. Горбушина. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 68 с.

 

Составители:

Е. П. Кириллова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и социальной психологии Вятского государственного университета.

А. В. Горбушина, старший преподаватель кафедры социологии и социальной психологии Вятского государственного университета.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология, содержит рекомендации по написанию, оформлению и процедуре защиты курсовых работ по психологическим дисциплинам.

 

  © Вятский государственный университет (ВятГУ), 2016 © Кириллова Е. П., Горбушина А. В., составление, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 4

Выбор темы исследования и обоснование ее актуальности. 6

Планирование подготовки курсового исследования. 6

Подбор и изучение литературных источников, составление библиографического списка 8

Сбор, обработка и интерпретация фактического материала. 9

Написание и оформление чернового и итогового текстов работы.. 10

Особенности визуализации результатов эмпирического психологического исследования 17

Требования к оформлению исследовательской работы.. 27

Процедура защиты курсовой работы 33

Критерии оценки курсовой работы 34

Библиографический список. 35

Приложение А Примерный перечень тем курсовых работ. 37

Приложение Б Примерный перечень источников сети Internet...………….40

Приложение В Образец титульного листа курсовой работы................. 41

Приложение Г Образец содержания…………………………………………42

Приложение Д Образец оформления введения научного исследования …43

Приложение Е Образец текста доклада выступления на защиту………….46

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Одним из важнейших аспектов профессионального обучения является самостоятельная исследовательская деятельность студента в виде написания курсовой работы.

Курсовая работа − это текстовый документ, представляющий собой форму отчетности по проведению самостоятельного исследования студента. Исследование должно содержать систематизированные сведения по определенной теме и включать теоретическую и эмпирическую части.

В ходе обучения студент по направлению подготовки 37.03.01 Психология выполняет несколько курсовых исследований.

Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

3адачами выполнения курсовой работы являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.

ВАЖНО! Общий объем курсового исследования – 37-40 страниц компьютерного текста (межстрочный интервал 1,5-ный, кегль 14, гарнитура Times New Roman), включая библиографический список. Объем приложения не включается в общий объем работы. Часть материалов может быть перенесена в приложения для сокращения чистого объема работы.

Курсовая работа должна иметь строгую структуру:

− титульный лист,

− содержание,

− введение,

− теоретическая глава и ее подразделы (2–3 параграфа),

− эмпирическая глава и ее подразделы (2–3 параграфа),

− заключение,

− библиографический список,

− приложения.

Выполнение курсовой работы – значимый этап в подготовке психолога, способствующий формированию и развитию у студентов необходимых компетенций. К обязанностям участников курсового исследования относятся следующие действия.

Обязанности студента:

1. Собирает и обрабатывает информацию по теме курсовой работы, анализируя полученные материалы.

2. Глубоко и всесторонне исследует проблему, разрабатывает предмет исследования, выполняет необходимые расчеты, дает описание и профессиональную аргументацию своих вариантов решения задач.

3. Принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя.

4. Оформляет решение задач в эмпирической части исследования.

5. Формулирует логически обоснованные выводы по результатам исследования, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

6. Несет полную ответственность за содержание курсового исследования, что подтверждается его подписью на титульном листе работы.

7. Представляет выполненную курсовую работу в виде доклада перед комиссией, отвечает на вопросы, дает обоснование выбранных решений.

 

Обязанности руководителя курсовой работы:

1. Формулирует название темы курсовой работы и оказывает помощь в составлении плана работы.

2. Оказывает студенту организационную и научно-методическую помощь через систематические консультации, в том числе в выборе методов и методик исследования.

3. Контролирует ход выполнения работы в соответствии с планом-графиком.

4. Периодически информирует кафедру о выполнении графика работы.

5. Проверяет оформление выполненной курсовой работы.

6. Принимает решение о готовности работы к защите, что подтверждается подписью на титульном листе.

7. Принимает участие в работе комиссии по защите курсовой работы.

ВАЖНО! Для получения консультаций студент должен являться к руководителю в установленное время, которое оговаривается обоюдно студентом и преподавателем. Консультации имеют двоякое значение: с одной стороны, они необходимы для оказания студенту целенаправленной помощи в выполнении исследования, а с другой стороны, носят контрольно-проверочный характер.

При выполнении курсовой работы целесообразно придерживаться определенной последовательности.

 

Этапы выполнения исследовательской работы

 

1. Выбор темы исследования и обоснование ее актуальности.

2. Планирование работы.

3. Подбор и изучение литературных источников, составление библиографического списка.

4. Сбор, обработка и интерпретация практического материала.

5. Написание и оформление чернового, а затем итогового текста работы.

6. Подготовка доклада и презентации курсовой работы.

7. Защита курсовой работы.

Рассмотрим эти этапы работы более подробно.

 

 

Выбор темы исследоваНИЯ

И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ

 

Рекомендации по выбору темы:

1. Тематика курсовой работы должна определяться основными проблемами учебной дисциплины, по которой проводится исследование. Примерный список тем для выбора предоставляет кафедра, отвечающая за руководство курсовыми работами. Примерный перечень тем представлен в Приложении А.

Темы систематически могут обновляться с учетом их практической значимости и актуальности в современных условиях. Как правило, они являются ориентировочными как по содержанию, так и по формулировке и включают сравнительно широкие проблемы.

2. Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента. Студент может предложить свою тему, обосновав ее целесообразность. Это позволит направить исследовательский поиск в сторону интересов как самого студента, так и преподавателя.

3. Тема работы должна быть актуальной, соответствовать потребностям общества и требованиям современности. Исследование должно иметь практическую и теоретическую значимость: результаты исследования должны способствовать прояснению / уточнению какой-либо теоретической проблемы, а также решению конкретных практических задач – разработке и апробации инструментария исследования, проведению пилотажного исследования (которое может быть продолжено в дипломном проекте), либо самостоятельного эмпирического исследования, разработке рекомендаций по решению проблемы и т. п.

Выбранная тема курсовой работы отражается в заявлении студента.

ВАЖНО! Тематика курсовых работ утверждается на заседании кафедры и дальнейшему изменению не подлежит.

В ходе исследовательской работы тематика может / должна быть конкретизирована, прежде всего, через объект и предмет исследования. По одной теме могут работать не более 2–3 студентов при условии, что студенты выделяют в своих работах разные объекты и предметы исследования.

Успешное проведение студентом самостоятельного исследования во многом зависит от правильной организации работы. Подготовка начинается сразу после утверждения темы. Студент самостоятельно или при помощи научного руководителя на консультации разрабатывает план,в котором определяются названия глав и каждого параграфа основной части работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ

КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе задания студент самостоятельно составляет план (содержание) работы. При составлении плана возможна консультация руководителя. План исследовательской работы представляет собой определенный порядок разделов, подразделов, пунктов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план служит организующим началом, помогает систематизировать материал, обеспечивать последовательность его изложения. План работы обсуждается и согласовывается с научным руководителем.

ВАЖНО! При всем многообразии индивидуальных подходов к плану в любой работе он должен включать введение, теоретическую часть, практическую (эмпирическую) часть, заключение, список использованных источников, приложения. В процессе работы план может уточняться, могут вводиться новые разделы и подразделы.

Исходя из согласованного плана, студентом может составляться календарный график написания работы с указанием сроков выполнения отдельных ее этапов.

Вариант календарного графика представлен в таблице 1.

Таблица 1

Образец календарного графика подготовки курсовой работы

№ п/п Наименование этапа работы Срок представления Примечания
       
1. Нахождение научной проблемы, формулирование темы    
2. Составление предварительного плана работы.    
3. Изучение литературы по теме.    
4. Формулирование гипотезы исследования.    
5. Написание чернового варианта теоретической главы исследования.    
6. Поиск базы исследования (учреждения, организации, предприятия) для изучения проблемы.    
7. Сбор эмпирического материала.    
8. Количественный и качественный анализ полученных материалов.    
9. Написание чернового варианта эмпирической главы исследования.    
10. Разработка рекомендаций и обоснование эффективности предлагаемых решений или определение значения разрабатываемой проблемы.    
11. Представление черновика курсовой работы научному руководителю.    
12. Корректировка текста по замечаниям научного руководителя.    
13. Оформление курсовой работы, представление ее научному руководителю.    
14. Написание доклада и подготовка презентации для защиты курсовой работы.    
15. Защита курсовой работы.    

 

В приведенном перечне указаны укрупненные этапы работы, общие для всех студентов. В зависимости от содержания и направленности в раскрытии темы названные этапы работы могут быть детализированы с уточнением сроков их выполнения.

 

Подбор и изучение литературных источников,

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

 

Приступать к подбору литературных источников следует сразу после определения темы работы. Некоторая помощь в подборе литературы может быть оказана научным руководителем. Далее поиск литературных источников необходимо вести самостоятельно. Для этих целей используются систематические, алфавитные и предметные каталоги, библиографические справочные издания, указатели журнальных статей.

Можно и нужно прибегать к услугам сети Internet, поскольку многие журналы и справочные издания представлены / дублируются сегодня в электронном варианте в данной сети. Примерный перечень источников сети Internet представлен в Приложении Б.

При подготовке курсовой работы следует использовать разнообразную литературу, освещающую вопросы как общетеоретического, так и практического характера.

ВАЖНО! Должное внимание необходимо уделять первоисточникам (оригинальным работам авторов, а не учебникам и учебным пособиям, в которых информация может быть вырвана из контекста).

При выборе источников особое внимание необходимо обращать на публикации последних лет, прежде всего в следующих журналах:

− «Вопросы психологии»;

− «Психологический журнал»;

− «Актуальные проблемы психологического знания»;

− «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»;

− «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика»;

− «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки»;

− «Мир психологии»;

− «Психологическая наука и образование (электронный журнал)»;

− «Психологические исследования (электронный журнал)»;

− «Психология. Журнал Высшей Школы экономки»;

− «Сибирский психологический журнал» и др.

ВАЖНО! В последних номерах многих научных журналов за каждый год помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году.

Список литературных источников, как правило, должен включать приблизительно 20–25 работ.

ВАЖНО! В список использованных источников включаются только те работы, которые прочитаны самим студентом и будут анализироваться в тексте исследовательской работы.

Подобранные источники систематизируются в виде алфавитного списка, который в процессе работы над темой уточняется и дополняется. Список оформляется в соответствии с ГОСТ – примеры оформления библиографического списка приведены ниже.

На основании изученных литературных источников оформляется теоретическая глава исследования, требования к написанию и оформлению которой будут представлены ниже.

Сбор, обработка и интерпретация

ПРАКТИЧЕСКОГО материала

 

Эмпирическое исследование проводится соответственно целям и гипотезам курсовой работы. При этом задачи практического (эмпирического) исследования являются частными аспектами изучения проблемы и отличаются по содержанию от задач курсовой работы в целом. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, должны описывать и объяснять объект и предмет исследования и подтверждать / опровергать рабочие гипотезы исследования.

Сбор материалов целесообразно начинать как можно раньше (например, в периоды учебных, производственных практик), возможно, вести экспериментальное исследование на протяжении всего учебного года. При сборе практического материала важно проявить тщательность и научную честность. За достоверность приведенных данных отвечает автор работы. Целесообразно прикладывать протоколы с первичными результатами работы к тексту курсовой работы в приложении.

Особое значение для решения исследовательских задач имеет выбор методов и методик. Правильно выбранныйметод и методика – залог успешного решения поставленных перед исследованием задач. Успех исследования повышается при сочетании нескольких методов и методик, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемых явлений и обеспечить взаимопроверку объективности полученных знаний.

Прежде чем приступать к исследованию с применением выбранных методик, желательно провести так называемое «пилотажное исследование». Для этого полезно проверить владение той или иной методикой на группе испытуемых, которые не входят в основную выборку. Выборка пилотажного исследования может составлять 10-20 человек. Проведение пробной процедуры позволит обнаружить и учесть ошибки, с тем, чтобы избежать их при проведении диагностики на основной выборке. Проведение пилотажного исследования повышает качество исследовательской работы студента и является желательным для курсовой работы.

Интерпретация полученных результатов − самый ответственный шаг в деятельности исследователя, для которого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.

Сбор и обработка фактического материала является самым трудоемким этапом в подготовке курсовых работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.

При анализе эмпирических данных студенту необходимо использовать наиболее эффективные методы математического анализа (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений. Примеры оформления данных представлены ниже

ВАЖНО! В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например, Microsoft Office Excel, IBM SPSS Statistics, STATISTICA и др.).

Затем приступают к интерпретации полученных данных. Основная цель интерпретации – не столько описание данных, сколько подтверждение или опровержение выдвинутых перед исследованием гипотез. Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.

ВАЖНО! Помимо количественного анализа и интерпретации полученных эмпирических данных, важен также и качественный анализ имеющихся материалов. Качественный анализ предполагает описание особых эффектов процедуры исследования, особенностей процедуры диагностики и факторов, которые могли бы оказать влияние на результаты эмпирического изучения проблемы. При проведении качественного анализа и интерпретации материалов статистических программ осуществляется наполнение полученных типов, факторов, профилей фактическим материалом.

 

Написание и оформление

чернового и итогового текстов работы

Изучив и обобщив теоретический и практический материал, студент приступает к написанию курсовой работы в соответствии с составленным планом и структурой.

Первоначально работа выполняется в черновом варианте, с тем, чтобы после консультации с научным руководителем при необходимости можно было внести изменения.

Курсовая работа имеет строгую структуру:

− титульный лист,

− содержание,

− введение,

− теоретическая глава и ее подразделы (2–3, а иногда параграфа),

− эмпирическая глава и ее подразделы (2–3 параграфа),

− заключение,

− библиографический список,

− приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение В) и является первой страницей работы (но не нумеруется!). Далее в содержании работы описывается структура работы с указанием номеров страниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...