Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирического психологического исследования




Наиболее распространенными формами представления количественных характеристик являются таблицы, графики разного вида (диаграммы, гистограммы), схемы. Все эти формы представления данных обязательно сопровождаются заголовками и нумеруются (причем таблицы и рисунки нумеруются отдельно).

Количество иллюстраций (рисунков, схем, диаграмм и пр.) должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту (после первой ссылки на них в тексте, возможно ближе к месту ссылки), так и в его конце. При необходимости иллюстрации могут быть вынесены в приложение. Графики, диаграммы, схемы и иллюстрации в тексте должны соответствовать требованиям ЕКСД (единой системы конструкторской документации).

ВАЖНО! Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту документа, либо в пределах раздела. Обозначение и наименование рисунка центрируется.

Иллюстрации каждого приложения обозначаются отдельной нумераци-ей: буква (обозначение приложения), через точку арабская цифра (номер рисунка в приложении). Далее через тире пишется его наименование.

Слово «Рисунок» и его наименование располагаются под иллюстрацией в середине строки: «Рисунок 1 – Показатели устойчивости внимания». Допускается нумерация рисунков внутри раздела: «Рисунок 2.1 - Показатели устойчивости внимания».

На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать: «... в соответствии с рисунком 2».

Графическое выражение может быть представлено в рисунке в виде гистограмм – линейчатых, точечных, с областями, пузырьковых, лепестковых, биржевых, графиков и диаграмм (круговых гистограмм). При этом она может быть плоской и пространственной (трехмерной) (рисунок 1, 2). Пространственные гистограммы могут быть в форме параллелепипедов, цилиндров, конусов и пирамид.

Обратите внимание, что информация на каждом рисунке должна быть достаточной: должно быть исчерпывающее название, указаны единица измерения (доля, количество, частота), сравниваемые факторы и группы (например, степень использования нецензурной речи студентами, пол респондентов).

Рисунок 1 – Употребление студентами нецензурной речи

(плоская гистограмма)

Рисунок 2 – Отношение студентов к религии

(пространственная гистограмма)

Линейчатая гистограмма обычно употребляется в тех случаях, когда необходимо представить графически параметры, сопровождающиеся большим по размеру текстом (рисунок 3).

Рисунок 3 – Характеристика социально‑психологического климата

в коллективе студентов

 

Особым видом гистограмм является кумулятивная (накопительная) гистограмма: простая либо со смещением. На такой гистограмме можно представить большое количество числовых рядов, но она имеет ограничения по количеству характеристик – 3–6 характеристик – не более! (рисунок 4). Если в одном ряду представлено 7–8 характеристик – гистограмма становится трудночитаемой.

 
 
Рисунок 4– Наличие наркоманов в техникуме (кумулятивная гистограмма)

 

 


Большой наглядностью обладают круговые гистограммы – диаграммы. Круговая диаграмма представляет распределение какого‑либо одного признака – анализируется числовой ряд, в сумме составляющий 100%. Объемные диаграммы часто смотрятся более выразительно, чем плоские (рисунок 5).

Рисунок 5– Отношение студентов к религии

(круговая диаграмма плоская и объемная)

 

В случае, если необходимо сравнить распределение двух и более признаков, целесообразно использовать сравнение диаграмм.

Если некоторые сегменты диаграммы очень малы, можно использовать диаграмму с вынесением мелких сегментов за ее пределы или с достройкой диаграммы (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Сегментация электората (с достройкой круговой диаграммы)

 

В некоторых случаях достаточно наглядными являются так называемые диаграммы рассеяния, используемые для презентации результатов кластерного, факторного, регрессионного анализа. Как правило, при помощи них демонстрируются распределение случаев в моделируем пространстве (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Расположение ролевых позиций в двухфакторном семантическом пространстве (диаграмма рассеяния)

Принадлежность к тому или иному кластеру, группе можно демонстрировать при помощи такого графического метода, как дендрограмма – «дерево» связей между группами (рисунок 8).

 

Рисунок 8 Иерархия кластеров профессиональных «антиценностей»

менеджеров (дендрограмма)

 

 

Еще одной формой визуализации данных являются корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи между элементами (рисунок 9).

 

 

Общий показатель оценочной тревожности         0,783** Положительное деятельностное состояние  
        0,715** Положительное состояние общения  
        0,731** Состояние положительного отношения к учебе  
  Беспокойство   Положительное интеллектуальное состояние 0,448* Положительное психофизиологическое состояние  
  -0,458* -0,388* Отрицательное психофизиологическое состояние  
    0,705* Положительное эмоциональное состояние  
    0,527** Положительное волевое состояние  
0,845**          
  Психотизм -0.469* Положительное деятельностное состояние  
  0,429* -0.441* Положительное состояние общения  
    -0.422* Состояние положительного отношения к учебе  
          -0.442* Положительное психофизиологическое состояние  
      -0.410* Положительное эмоциональное состояние  
           
  уровень личностной тревожности   Уровень реактивной тревожности      
0,506**      
       
         
0,440*          
0,668** нейротизм      
       
           
    отрицательное деятельностное состояние -0,445* Положительное деятельностное состояние  
  0,432* -0,440* Положительное состояние общения  
0,879** Отрицательное состояние общения  
  -0,381* состояния связанные с положительным отношением к учебе  
        0,640** состояния связанные с отрицательным отношением к учебе  
Эмоциональность  
      -0,434* Положительное психофизиологическое состояние  
       
0,412*     -0,786** Отрицательное психофизиологическое состояние  
     
      -0,431* Положительное эмоциональное состояние  
      0,552** отрицательное эмоциональное состояние  
        0,640** Отрицательные волевые состояния  
    0,640** Отрицательные интеллектуальные состояния  
         
           
           
         

 

Рисунок 9. Плеяды корреляционных связей высокого уровня оценочной тревожности

 

Графики представляют числовой ряд в виде линии – прямой, ломаной, сглаженной. Графики лучше использовать для демонстрации какого‑либо тренда, закономерности (рисунок 10).

Рисунок 10 Наличие наркоманов в университете (в зависимости от курса)

 

Также большим достоинством графиков является то, что в отличие от гистограмм на него можно нанести достаточно большое количество линий. В то же время чрезмерное количество линий может привести к их слиянию и, следовательно, к потере графиком информативности. Эту проблему можно решить, добавив к графику таблицу, уточняющую моменты, которые не очень хорошо просматриваются в графике.

Весьма наглядным способом визуализации данных являются психологические профили. Их широко используют для описания различных имиджевых характеристик. Так, возможны профили по типу семантического дифференциала (рисунок 11) либо круговые (лепестковые) профили (рисунок 12).

 

Известный Родной Красивый Трудолюбивый Гостеприимный Дорогой Развивающийся Предприимчивый Промышленный Культурный Приветливый Дружелюбный Яркий Современный Демократичный Столичный Богатый Вежливый Спокойный Независимый Благоустроенный Безопасный Тихий Чистый   Неизвестный Чужой Уродливый Праздный Неприветливый Дешевый Деградирующий Безынициативный Торговый Некультурный Недоброжелательный Агрессивный Серый Старинный Авторитарный Провинциальный Бедный Грубый Тревожный Послушный Неблагоустроенный Опасный Шумный Грязный  

 

 

 
 

Рисунок 11 Профиль Нижнего Новгорода (семантический дифференциал)  

 


Рисунок 12 Типология личностей (круговой (лепестковый) профиль)

 

Лепестковая диаграмма является вариантом социально-психологического профиля и позволяет сравнивать распределение признака в двух и более группах, например, сравнение необходимых качеств юношей и девушек (рисунок 13).

 

 

Рисунок 13 Профиль необходимых качеств юношей и девушек

 

Лепестковая диаграмма может представлять не менее трех параметров, а пределы по количеству параметров связаны только с возможностью рассмотреть пространство между осями. Такие диаграммы выглядят весьма разборчивыми при 18–20 параметрах.

 

Для представления данных возможно использование таблиц. Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его помещают над таблицей слева:

Таблица 2 - Динамика уровня тревожности

     
     
     

 

Требования к оформлению таблиц:

· таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами;

· при ссылке писать слово «таблица» с указанием ее номера;

· таблицы разрешается переносить на другой лист (страницу), при этом указывается только «Продолжение таблицы 1»;

· таблицы в приложении нумеруются так же, как и рисунки - отдельной нумерацией арабскими цифрами перед буквой обозначения приложения, например: Таблица А.1;

· заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят;

· допускается в таблице применять шрифт меньший, чем в тексте;

· не допускается разделять заголовки и подзаголовки таблицы диагональными линиями;

· для дополнительного пояснения в таблице делается примечание. Слово «Примечание» пишется с абзацного отступа без подчеркивания. Одно примечание не нумеруется и записывается с прописной буквы через тире после «Примечания». Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки. Примечания помещаются в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы;

а)

         
         
Примечание - …….

б)

         
         
Примечания 1________________ 2________________ 3________________-

 

· на все рисунки и таблицы должны быть ссылки в работе;

· уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку, их разрешается вписывать чернилами черного цвета;

 

Требования к оформлению

исследовательской работы

При оформлении курсовой работы следует руководствоваться основными государственными стандартами:

– ГОСТ 7.32‑91 «Отчет о научно‑исследовательской работе. Структура и правила оформления».

– ГОСТ 7.1‑84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (с изменениями от 02.07. 2003).

– ГОСТ 2.105‑79 «Общие требования к текстовым документам».

– ГОСТ 7.12‑77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати».

 

Исходя из отдельных положений указанных стандартов, выделим основные требования к оформлению курсовых работ, которые регламентируются ГОСТ 7.1.-2003 и ГОСТ 7.32-2001, в соответствии с которыми:

· ВКР представляется в печатном виде (используется одна сторона листа белой бумаги формата А 4);

· текст набирается шрифтом Times New Roman, цвет шрифта черный, кегль 14, интервал 1,5, абзацный отступ 5 знаков, текст выравнивается по ширине;

· размер полей: левое – 30 мм, правое ̶ 10 мм, верхнее – 20мм, нижнее - 20 мм;

· полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, выделяя их шрифтами разной гарнитуры;

· сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12;

· наименование структурных элементов работы – «Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список» - служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без подчеркивания;

· каждый структурный элемент начинается с новой страницы;

· названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера, например: «ГЛАВА 1 без точки! Название главы»;

· разделы и подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа;

· номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится. ВАЖНО!

· заголовки разделов и подразделов записываются с прописной буквы без точки в конце. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Перенос в заголовках не допускается. ВАЖНО!

· номер страницы проставляется арабскими цифрами в нижней части листа без точки. На титульном листе номер не ставят, но включают его в общую нумерацию;

· внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита:

а) _______

б) _______

Для дальнейшей детализации используются арабские цифры со скобкой, при этом запись производится с абзацного отступа:

а) _______

1)…

2)….

б) _______

· между заголовком и текстом должно быть 2-3 интервала;

· если после заголовка подраздела входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу. ВАЖНО!

· заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы в разрядку без точки в конце, не подчеркивая. ВАЖНО!

 

Ссылки на научные источники являются обязательным элементом работы. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но и любое заимствованное из источника положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о научной добросовестности студента. Отсутствие ссылок на литературные источники указывает на низкое качество исследовательской работы студента и является критерием для снижения итоговой оценки за работу.

Существует несколько вариантов оформления ссылок:

1. Если в списке использованных источников каждый источник дается под своим порядковым номером, то в тексте работы ссылка на этот источник дается под тем же номером и выделяется квадратными скобками. Например, «Данное положение обосновывается в работе А. С. Петрова [5]». Если приводится цитата, то необходимо указать номер источника и страницу [5, с. 12].

2. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Оформление ссылок – по ГОСТ 7.1. Подстрочные ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается сначала.

ПРИМЕР

При прямом цитировании:

________________

1 Маркович, Д. Ж. Социальная экология [Текст] / Данило Ж. Маркович. – М.: Восточный университет – Союз, 1996. – С. 71.

2 Фадеев, В. И. Муниципальное право России [Текст] / В. М. Фадеев. – М.: Юрист, 1994. – С. 45.

 

При повторных ссылках на источник дается лишь его краткое описание, это выглядит так:

________________

1 Маркович, Д. Ж. Указ. соч. – С. 151.

 

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице текста курсовой работы, то они выглядят следующим образом:

________________

1 Кравченко, А. И. Указ. соч. – С. 25.

2Там же. – С. 34.

3 Там же. – С. 41.

 

Библиографический список формируется в следующем порядке:

1. Указы Президента РФ.

2. Законы РФ.

3. Постановления Правительства РФ.

4. Все остальные источники в алфавитном порядке.

 

В тех работах, где студентом не использовались указы Президента, законы и постановления Правительства РФ, список использованных источников формируется в алфавитном порядке. Источники, включаемые всписок, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких, как монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы; дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете.

Элементами библиографического описания документа являются:

• фамилия и инициалы автора;

• заглавие книги;

• место издания;

• издательство;

• год издания;

• общее количество страниц;

• при описании многотомников – объем (количество томов), том и его номер;

• при описании статей – номера первой и последней страниц статьи;

• при описании статей из журналов – заглавие журнала, год издания, номер выпуска;

• при описании сборников статей – сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск.

Сведения об авторах – это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Между фамилией и инициалами ставится запятая. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек. После заголовка в квадратных скобках с прописной буквы приводится слово [Текст]. Далее после «/» повторяются инициалы и фамилия автора.

Если у книги два или более авторов, то в начале описания приводится фамилия первого, а сведения обо всех даются после заглавия и отделяются от него косой чертой /. Например:

Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

Сведения, является ли книга переводом с иностранного языка (какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., приводятся после фамилии автора и разделяются «;». Например:

Шулъц, Д. Я. История современной психологии [Текст] / Д. Я. Шульц, С. Э. Шулъц; под. ред. Д. Я. Шульца; пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием. Например:

Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Далее обычно приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (учебное пособие, курс лекций, книга для учителя и т. п.). Вид издания указывается после слова [Текст], отделяется от него двоеточием и пишется со строчной буквы. Например:

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том. Например:

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т.. / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. –T.I. – 488 с.; Т. 2. – 328 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), затем описание сведений об издании, выходных данных, о количественной характеристике. Например:

Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они обычно приводятся на титульном листе, а часто на его обороте.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении соответственно «М.», «Л.», «СПб.».

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например:

М.: Наука,...

Если книга издана университетом, то указание на издательство дается в следующей форме:

М.: Изд-во Моск. ун-та,...

Если на титульном листе или его обороте издающая организация не указывается, этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от места издания (или издательства, если оно указано) запятой. После него ставится точка. Количественная характеристика издания отделяется от выходных данных точкой и тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» с точкой. Например:

М.: Смысл, 1998. - 286 с.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в такой последовательности:

Фамилия автора, его инициалы. Заглавие работы [Текст]: дис.... канд. психол. наук (или дис.... д-ра психол. наук, или автореф. дис.... канд. психол. наук, или курсовая работа, или дипломная работа – здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать) / Инициалы и фамилия. – Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа, год представления работы к защите. – Количество страниц в источнике.

Данный тип работ печатается на правах рукописей - обычно в двух, пяти, семи или ста экземплярах. Поэтому указание города и полного названия учебного (или научного) заведения очень важно, поскольку только на соответствующих кафедрах и лабораториях этих учебных (или научных) заведений можно найти текст данной работы (в случае диссертаций еще и в Отделе диссертаций РГБ, а авторефераты диссертаций - в крупнейших библиотеках и информационных центрах страны).

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака // (двойной слэш) указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Если это книга, то сведения даются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию этого вида изданий (как описано выше), кроме количественных характеристик.

Если это журнал или газета, то описание включает:

– название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении (оно пишется с заглавной буквы, без кавычек, после него ставится точка);

– год издания (отделяется от названия знаком «–», после него ставится точка);

– номер (отделяется от года знаком «–», сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «–», далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Ширков, Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы [Текст] / Ю. Э. Ширков // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – С. 185–200.

Рамуль, К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога [Текст] / К. А. Рамуль // Вопросы психологии. – 1965. – № 6. – С. 126–135.

Леонтьев, Д. А. Российская реклама в поисках психологии [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическая газета. – 1998. – №3 (30). – С. 4–6.

Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференций описываются аналогично перечисленным выше типам статей.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет–адрес. Например:

Ковалев, В. В. Студент и преподаватель глазами друг друга [Электронный ресурс] / В. В. Ковалев // Режим доступа: http://www/informika.ru/ – Загл. с экрана.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).

 

ВАЖНО! Приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений в работе более одного, их следует обозначать арабскими цифрами (порядковая нумерация).

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы.

Приложения начинаются с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита: Приложение А;

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

 

Процедура защиты курсовоГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Умение лаконично презентовать основные результаты своей работы – важное качество любого бакалавра. Подготовка доклада и собственно презентации исследования позволяют студенту еще раз осмыслить его суть исследования, концепцию, замысел и полученные результаты.

Защита курсовой работы как минимум предполагает выступление студента с докладом о проделанной работе. Образец доклада выступления представлен в Приложении Е, как максимум – создание электронной презентации в формате программы Microsoft Word Power Point. Важно сопроводить выступление раздаточным материалом.

Доклад и презентация исследования должны совпадать по логике демонстрации результатов работы, но не должны быть полностью идентичными. Как правило, в презентации лаконично и графически представлен «сухой остаток» доклада.

В докладе и презентации по результатам работы должны быть отражены:

· Обращение (приветствие) к слушателям. Как правило, обращение звучит так: «Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию основные результаты курсового исследования на тему …».

· Актуальность исследования.

· Цель, задачи, объект, предмет исследования.

· Основные положения теоретической части исследования, наиболее важные для раскрытия основных понятий и темы исследования.

· Организация и особенности проведения эмпирического исследования: база исследования (организация, город и т. п., где проводилось исследование), время (период) проведения исследования, особенности выборки (объем, метод формирования и ошибка выборки), методика исследования.

· Особенности выборки и процедура исследования.

· Основные результаты и выводы исследования. Кратко (по пунктам) формулируются общие выводы, представляются (если есть) рекомендации, свои предложения по поводу решения изученных проблем. Отмечается значимость проведенного исследования.

· Заключительные слова (например: «Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена / не подтверждена. Спасибо за внимание!»).

Продолжительность выступления на защите курсовой работы – 5–7 минут.

По окончании выступления студенту задаются вопросы, проводится обсуждение доклада. Студенту следует быть готовым к полемике, научно обосновать свою точку зрения, аргументированно доказывать выдвинутые в работе положения и опровергать суждения, с которыми он не согласен. Ответы на критику со стороны оппонентов следует давать в сдержанной, корректной форме.

 

 

Критерии оценки курсовой работы

 

Итоговая оценка за исследовательскую работу практически состоит из трех оценок: оценка за содержание курсовой работы; оформление работы (соответствует ли оформление работы заявленным в ГОСТах требованиям к оформлению работ такого уровня), защиту курсовой работы.

Критерии оценки курсовой работы следующие:

«Отлично» – в работе полностью и всесторонне раскрыто теоретическое содержание темы, дан квалифицированный анализ полученных результатов; отмечается высокий уровень самостоятельности и творчества в решении поставленных вопросов, ясно различима авторская позиция, в работе есть новизна; оформление работы соответствует всем необходимым требованиям; при защите работы студент использовал подготовленный доклад и электронную презентацию; текст электронной презентации и доклада являются взаимодополняющими друг друга; студент при защите работы дал развернутые и аргументированные ответы на все поставленные вопросы.

«Хорошо» – в работе на достаточно высоком теоретическом уровне раскрыто содержание темы, в ходе практической работы получены достоверные, заслуживающие внимания результаты, правильно сформулированы выводы, даны обоснованные предложения по решению выявленных проблем; при защите работы студент использовал подготовленный доклад и электронную презентацию; текст электронной презентации и доклада полностью совпадают (дублируют друг друга), оформление презентации содержит некоторые недочеты; при защите работы студент ответил на все поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» – в работе теоретические вопросы в основном раскрыты, практическая часть работы выполнена в основном квалифицированно, выводы и предложения аргументированы, оформление в основном соответствует требованиям; при защите работы студент использовал подготовленный доклад и электронную презентацию; текст электронной презентации и доклада не совпадают, оформление презентации содержит серьезные недочеты; либо: студент не использовал электронную презентацию; при защите студент дал ответы не на все вопросы.

«Неудовлетворительно» – в работе содержание темы раскрыто недостаточно, в проведении и описании практической части имеются грубые ошибки, выводы поверхностны, оформление не соответствует необходимым требованиям; при защите студент не дал удовлетворительных ответов на поставленные вопросы, обнаружил серьезные пробелы в профессиональных знаниях, не использовал подготовленного доклада и электронной презентации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. – Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.08.2014 № 946.– URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_21b.pdf.

2. ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие тр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...