Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев




От 3 до 6 месяцев


  1. Стимуляция познавательного развития

  • Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

  • Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.


Сенсомоторное развитие:


  • Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.

  • Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.

  • Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.

  • Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

  • Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).

  • Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.

  • Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.

  • Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).

  • Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.

  • Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша звучание музыкального инструмента, знакомую мелодию, песенку, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!», «Набрасывание пеленочки»).

  • Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.

  1. Речевое развитие

  • Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.

  • Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».

  • Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».

  • Учить оборачиваться на свое имя.

  1. Социальное развитие

  • Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.

  • Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.

  1. Физическое развитие

  • Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.

  • Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.

  • Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.

  • Учить дотрагиваться руками до своего тела.

  • Учить тянуть руку к понравившейся игрушке.

 

От 6 до 9 месяцев


  1. Стимуляция познавательного развития

  • Продолжать развивать активные движения рук.

  • Совершенствовать восприятие предметов.

  • Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.

  • Формировать подражание действиям взрослого.

  • Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.

  • Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

  • Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.


Сенсомоторное развитие:


  • Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.

  • Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

  • Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.

  • Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

  • Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.

  • Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.

  • Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).

  • Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).

  • Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.

  • Учит снимать предметы с опоры.

  • Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).

  • Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

  • Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение – соединение.

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.

  • Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.

  • Учить адекватно реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.

  1. Речевое развитие


Понимание речи:


  • Учить поворачиваться в ответ на имя.

  • Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.

  • Учить использовать указательный жест.

  • Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.

  • Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).

  • Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.

  • Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, лолжка, расческа и др.).


Активное воспроизведение звуков речи:


  • Учить повторять за взрослым слоги и звуки.

  • Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).

  1. Социальное развитие

  • Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.

  • Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.

  1. Физическое развитие

  • Учить быстро ползать в разных направлениях.

  • Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.

  • Учить садиться из положения лежа.

  • Учить сидеть ровно самостоятельно.

  • Учить ложиться из положения сидя.

  • Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).

  • Учить подпрыгивать, держась за барьер.

  • Учить стоять при поддержке за одну руку.

  • Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.

  • Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.

  • Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

 

От 9 до 12 месяцев


  1. Стимуляция познавательного развития

  • Совершенствовать навыки исследовательских действий.

  • Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

  • Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.

  • Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.

  • Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).

  • Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.


Сенсомоторное развитие:


  • Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.

  • Учить строить башню из двух кубиков.

  • Учить закрывать и открывать крышечки.

  • Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.

  • Учить подражать игровым действиям.

  • Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.

  • Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.

  • Учить вставлять меньший стаканчик в больший.

  • Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.

  • Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.


Развитие наглядно-действенного мышления:


  • Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».

  • Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.

  • Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).

  • Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.

  • Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).

  • Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.

  • Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.


2. Стимуляция эмоционального развития

- Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.

 


  • Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.

  • Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.

  • Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.

  • Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.


3. Речевое развитие

Восприятие речи:

Формировать умение слушать и концентрировать внимание:


  • Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.

  • Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.

  • Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.


Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания:


  • Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.

  • Оборачиваться, услышав своё имя.

  • Прерывать занятие, услышав строгое замечание.

  • Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.

  • Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).

  • Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.


Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:


  • Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.

  • Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.


Понимание речи:


  • Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.

  • Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.

  • Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».

  • Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).

  • Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.

  • Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.


Активная речь:


  • Учить произносить 10-12 слов облегченно.

  • Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».

  • Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.

  • Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.


4. Социальное развитие


  • Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.

  • Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).

  • Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.

  • Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.

  • Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.

  • Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.

  • Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.

  • Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.

  • Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».

  1. Физическое развитие

  • Учить подползать под препятствие.

  • Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.

  • Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.

  • Учить стоять без опоры.

  • Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.

  • Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

  • Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

  • Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).

  • Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.

  • Учить подражать знакомым движениям взрослого, простым движениям сверстников.

 

От 1 года до 1 года 3 месяцев


  1. Стимуляция познавательного развития

  • Совершенствовать выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами:

  • раскладывание и собирание, вынимание и вкладывание, перекладывание шариков в коробку, скатывание их по желобку;

  • раскладывание и собирание цветных колпачков;

  • нанизывание на стержень пяти одинаковых колец;

  • вкладывание в полые предметы, накрывание одинаковых полых предметов (меньший – большим);

  • собирание игрушки из двух частей.

  • Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание, в том числе тихое и громкое.


Сенсомоторное развитие:


  • Учить ориентироваться в двух формах («мячи» – «кубики») при произведении операций подбора и отбора.

  • Учить отличать знакомый большой предмет от маленького при произведении операций подбора и отбора.

  • Учить подбирать (не называя) к предмету одного цвета игрушки того же цвета.

  • Учить снимать и нанизывать большие кольца на стержень пирамидки.

  • Учить ставить кубик один на другой (строить башню, дом).

  • Учить держать (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркать по бумаге.


Развитие наглядно-действенного мышления:


  • Развивать умение хватать:

  • при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пинцетом».

  • вытаскивать штырек из гнезда; засовывать пальчик в гнездо от штырька, подражая взрослым;

  • доставать предмет из коробки;

  • один и тот же предмет использовать по-разному.

  • Развивать представление о неизменности существования предмета:

  • находить частично спрятанную игрушку; полностью спрятанную игрушку; предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани;

  • убирать препятствия, мешающие достать игрушку;

  • Формировать умение класть или ставить предмет в нужное место.

  • Формировать умение манипулировать предметами:

  • тянуть машинку за веревочку; толкать машинку;

  • тянуть веревочку вверх;

  • держа в руках по кубику, ударять ими друг о друга.

  • Учить решать несложные практические задачи:

  • вставлять меньший стаканчик в больший;

  • снимать с коробочки крышку, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном коробку, бутылочку, чтобы достать из нее предмет.

  • Формировать умение держать восковой мелок в правильном положении; оставлять на бумаге следы, имитировать рисование.

  • Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке в книжке; помогать переворачивать страницу.

  • Формировать умение самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одно знакомое действие с игрушкой, одинаковые действия с разными игрушками, играть с предметами обихода; переносить знакомые действия с одним предметом на другой.

  • Учить подражать близким взрослым: «стирать» как мама; «читать» как папа.

 


  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить эмоционально реагировать на знакомого и незнакомого взрослого; подражать мимике, движениям взрослого; учить в затруднительных ситуациях обращаться ко взрослому.

  • Учить дополнять собственную речь мимикой, движениями, интонированием.

  • Учить эмоционально различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии.

  • Учить проявлять интерес к играм других детей; учить радоваться от получения результата игровых действий, выполненных взрослыми или самостоятельно.

  • Учить познавать окружающее через свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»).

  1. Речевое развитие


Понимание речи:


  • Учить понимать многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знать имена близких взрослых, названия одежды, обозначение действий, некоторых бытовых ситуаций.

  • Учить показывать части лица у человека и образной игрушки.

  • Учить выполнять два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями.

  • Учить с интересом рассматривать картинки в книжке, узнавать персонажей.

  • Учить слушать потешки, стихи, песенки.


Активная речь:


  • Учить имитировать звуки, слова по просьбе взрослого («лаять», «пищать», «гудеть»).

  • Учить употреблять слова в индивидуальном произношении: в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности, по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе игровых действий.

  1. Социальное развитие

  • Учить пить из чашки.

  • Учить держать ложку в кулачке, доносить до рта густую пищу.

  • Учить «вытирать» руки и лицо при умывании.

  • Учить проситься на горшок.

  1. Физическое развитие

  • Учить ходить самостоятельно.

  • Учить устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться.

  • Учить подниматься на лесенку детской горки приставным шагом.

  • Учить ходить по доске, лежащей на полу.

  • Учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину, вращать (стоя, сидя, лежа).

  • Учить шевелить пальцами, вращать кистями рук.

 

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев


  1. Стимуляция познавательного развития

  • Продолжать учить действовать с одноместными дидактическими игрушками, двухместными геометрическими фигурками-вкладышами; выполнять прямые и обратные действия.

  • Учить собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из двух-трех колец разных размеров, собирать пирамидку на прямой основе (стержне) из двух колец, резко отличающихся размером.

  • Привлекать внимание детей к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.


Сенсорное развитие:


  • Учить ориентироваться в двух величинах (большой и маленький): находить после показа по просьбе взрослого.

  • Учить собирать пирамидку из двух контрастных по величине колец после показа.

  • Учить подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию (совместные действия, показ).

  • Учить подбирать предмет такой же формы, как образец; ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – кирпичик).

  • Учить ориентироваться в 2 – 3 цветах; находить игрушку такого же цвета, как показывает взрослый.

  • Учить отображать в функциональной игре 1 – 2 часто наблюдаемых действия (кормить и причесывать куклу); действовать с предметами в зависимости от их функционального назначения; использовать в игре предметы-заместители («читать» книгу, катить перед собой коляску, тянуть игрушку за веревочку за собой).

  • Учить решать некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами; проявлять сообразительность при решении проблемной ситуации: что-то подставить, использовать дополнительный предмет.

  • Учить строить домик из кубика и призмы.

  • Учить строить загородку из кирпичиков, ставя кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро.

  • Учить строить дорожку, плотно прикладывая кирпичик к кирпичику.

  • Учить строить стол, накладывая кирпичик плашмя на кубик, стул из крупного кирпичика и куба.


Развитие наглядно-действенного мышления:


  • Развивать умение хватать: брать в руку нитку, захватывая ее с двух сторон «пинцетом».

  • Закреплять умение находить предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани.

  • Закреплять умение вставлять большой штырек в гнездо доски со штырями и гнездами, вкладывать кругляши в круглые отверстия доски, строить башню (из 2 – 6 кубиков).

  • Закреплять умение манипулировать предметами; формировать умение складывать бумагу.

  • Закреплять умение решать несложные практические задачи и головоломки.

  • Учить подбирать предметы к образцу (без вариантов – однородные предметы: только прищепки - к прищепкам, шишки - к шишкам, каштаны - к каштанам).

  • Учить подбирать предметы к образцу (из двух вариантов – однородные предметы двух видов: шишки - к шишкам, а каштаны - к каштанам).

  • Закреплять умение оставлять на бумаге следы воскового мелка, рисовать вертикальные линии; оставлять следы пальцев на посыпанной мукой картонке.

  • Закреплять навыки обращения с книгой, формировать умение переворачивать по одной бумажные страницы книги.

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Стимулировать появление социально значимых жестов и мимики («жалеть»).

  • Учить привлекать внимание взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями; реагировать на эмоциональный тон голоса взрослого (подражать радостным возгласам, эмоциональному отношению взрослого к ситуации), интересоваться действиями других детей.

  • Учить повторять знакомые движения под музыку.

  1. Речевое развитие


Восприятие и понимание речи:


  • Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания (указывать на предмет, давать предмет по просьбе говорящего).

  • Формировать умение выбирать из 2 – 4 предметов, картинок то, что нужно по просьбе; указывать 1 –7 частей тела; выбирать 3 предмета одежды.

  • Формировать умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

  • Учить показывать части тела, игрушки по просьбе.

  • Учить понимать смысл предложений, выполнять знакомые бытовые действия по просьбе.


Активная речь:


  • Учить произносить 40 индивидуально облегченных слов.

  • Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?» в реальной ситуации и по картинке.

  • Учить связывать два облегченных слова в предложение.

  • Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.

  • Учить сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, контактом глаз.

  1. Социальное развитие

  • Учить есть полужидкую и жидкую пищу, держа в кулачке ложку.

  • Учить самостоятельно пить из чашки, ничего не проливая.

  • Учить сообщать о физиологических потребностях, отрицательно относится к нарушению опрятности.

  • Учить показывать и давать игрушки.

  • Учить имитировать работу по дому.

  1. Физическое развитие

  • Учить хорошо самостоятельно ходить (прямо, по кругу, огибая предметы).

  • Учить перешагивать через препятствия на полу приставным шагом.

  • Учить входить и сходить по лестнице чередующимся шагом.

  • Учить самостоятельно садиться на стул, скамеечку.

  • Учить бросать мяч вниз, вперед, вверх.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...