Главная | Обратная связь
МегаЛекции

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ




Биол. – термин, принятый в биологии

Бихев. – термин, введенный в бихевиоризме

Вет. – определение или термин, принятые в ветеринарной медицине

ВНД – высшая нервная деятельность

ИИ – искусственный интеллект

ИС – информационная структура

Кинол. – термин, принятый в кинологии

Н.К. – термин, введенный автором

ОАС – общий адаптационный синдром

ППР – процесс принятия решения

СИМ – субъектная информационная модель

СИМП – субъектная информационная модель партнера

СИН – синдром информационной недостаточности

ТД – теория дрессировки

ЦНС – центральная нервная система

Этол. – термин, введенный в этологии

А

Абстрактное мышление – способность субъекта использовать информацию в отрыве от конкретной ситуации и сиюминутных реалий; иногда толкуется как способность к обобщению образов и ситуаций; одним из вариантов абстрактного мышления является восприятие знака и языковое мышление.

Абстракция (ИИ) – операция обобщения фактов, объектов, явлений, действий и объединения их в более крупные классы и категории на основе выделения общих дифференциальных признаков и отбрасывания несущественных.

Агрессия – тип поведения, имеющий целью устранение или физическое уничтожение партнера; основными видами являются агрессия самозащиты и агрессия конкуренции; форма проявления агрессии – боевое (атакующее или оборонительное) поведение.

Адаптивность поведения (Н.К.) – одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает динамику изменения поведения, соответствующего смене возбуждения торможением.

Адаптивный невроз (Н.К.) – форма невроза, при которой невротическое поведение восходит к стремлению разрядить стрессовое напряжение (у собак это чаще всего нецеленаправленное движение и/или лай, а при тяжелых невротических состояниях – стремление разрушать предметы и калечить себя).

Активное научение (бихев.) – инициативный сбор информации в ходе исследовательского поведения и формирование поведения с самостоятельным принятием решений, реализацией поведения, анализом результатов и запоминанием эффективных форм поведения (обычно методом проб и ошибок).

Активность поведения (Н.К.) – одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает силу реакции на раздражитель (громкость лая, дальность броска и бега и т.п.).

Альтруистическое поведениеповедение, адекватное целям и интересам сообщества в целом; может противоречить индивидуальным потребностям субъекта.

Аналитическое мышление – тип мышления, включающий установление парадигматических отношений между элементами и блоками информации о мире, сравнение объектов с выделением и ранжированием дифференциальных признаков.

Аномальное поведение (Н.К.) – поведение субъекта, не являющееся результативным с точки зрения удовлетворения той или иной потребности.

Анонимность-индивидуальность (этол.) – личное распознавание членов сообщества, основанное на разделении ответственности при коллективном поведении; термин введен Конрадом Лоренцем как характеристика типа сообщества.

Аппетентное поведение (консуматорныйповеденческий акт) – поведение, направленное на удовлетворение собственных консуматорных (потребительских)потребностей и вызываемое событиями во внутренней среде.

АРАКС (Н.К.) – система оценки динамических характеристик поведения по критериям активности, реактивности, адаптивности, конструктивности и стабильности поведения; дополняет понятие темперамента.

Ассоциативно-интуитивная обработка информации (ИИ) – психическая деятельность, использующая информацию, которая не может быть определена заранее жестким набором признаков, а значения их не обязательно упорядочены по какой-то шкале; операции ассоциативно-интуитивного мышления не описываются строгой последовательностью выполняемых действий, а представляют собой довольно сложный нелинейный путь к желательному результату.

Б

Бегствоформа поведения, реализующая самосохранение; активная форма избегания.

Безусловный рефлекс – врожденный рефлекс, не требующий научения в жизненном опыте; в этологии – то же, что и комплекс фиксированных действий.

Бихевиоризм – направление в зоопсихологии, изучающее методы формирования желательного (для человека) поведения и развивавшееся в США (основоположник – Дж.Б.Уотсон).

Благоприобретенные поведенческие стереотипы – поведенческие комплексы, вырабатывающиеся жизненным опытом в онтогенезе животного и обеспечивающие его приспособление к реальной среде, к условиям и образу жизни, а у домашних животных – и к влиянию человека как вида-лидера.

Боевое поведение – активная форма поведения конкуренции или самосохранения, направленная на устранение противника.

В

Вариативное мышление – способность живого существа выбирать разные варианты поведенческих программ для достижения одной и той же цели; предполагает развитие представлений о результативном поведении.

Вариативное подкрепление (бихев.) – несистематическое (50%-ное или даже 30%-ное) подкрепление желательного поведения в последовательности, не поддающейся прогнозированию со стороны обучаемого субъекта.

Взаимодействие – совокупность событий, реализующих воздействие субъекта на среду и наоборот.

Видосохраняющая функция (этол.) – одно из основных понятий этологии; совокупность определенных форм поведения, присущих виду в целом и обеспечивающих его приспособление к среде, выживание и эволюцию.

Видоспецифичные формы поведения (этол.) – формы поведения, свойственные только данному виду; могут совпадать с поведением другого вида по форме, но иметь иное значение.

Вмешательство – целенаправленные действия партнера, вызывающие ответные изменения поведения субъекта.

Внешняя среда – реалии действительности (одушевленные и неодушевленные), существующие вне живого существа.

Внутренняя среда – совокупность физиологических, биохимических, психических и физических факторов, действующих в организме живого существа.

Вожак (Н.К.) – высший ранг, предусматривающий максимальную ответственность за выживание стаи в целом.

Возбудимость поведенческая (Н.К.) – повышенная активность и реактивность поведенческих реакций, связанная с ситуацией и характером стимула.

Возбудимость физиологическая – способность клеток и тканей реагировать на раздражение процессом возбуждения; пороговая чувствительность ЦНС к раздражителям, предполагающая высокую активность и реактивность соответствующего поведения; возбудимость может различаться по разным категориям раздражителей.

Возбудимый тип поведения (ТД) – интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий холерическому темпераменту.

Возбуждение – совокупность физических, физико-химических и функциональных изменений, возникающих в возбудимых тканях под влиянием раздражения; в физиологии ВНД – общая реакция ЦНС на раздражители.

"Возрастной бунт" (кинол.) – процесс окончательной социализации стайных животных, примерно совпадающий по времени с половым созреванием и заканчивающийся выработкой самооценки и определением своего ранга в структуре сообщества.

"Возраст страхов" – возрастной период, характеризующийся высокой познавательной активностью и повышенным эмоциональным откликом на события, когда детеныша, еще неспособного к самостоятельному выбору наиболее эффективного поведения, защищает страх по отношению к новым для него предметам и явлениям.

Воин (Н.К.) – стайный ранг боеспособного члена стаи, подчиненного Вожаку (и только в его отсутствие – Старшей Матери) в вопросах, касающихся стратегии выживания.

Временная стая (Н.К.) – сообщество животных одного вида, существующее в течение некоторого времени (например, при встречах на прогулке), в котором могут вырабатываться определенные социальные отношения, хотя и менее жесткие, чем в постоянной стае; существует только у домашних животных.

Врожденные поведенческие стереотипы – последовательности действий, закрепленные генетически и обеспечивающие целесообразное поведение, максимально приспособленное к условиям существования.

Вторичное научение (бихев.)– предоставление субъекту инициативы в выборе выполняемых действий или комбинации ранее разученных действий, которое способствует развитию стратегического мышления.

Выборповеденческих программ (Н.К.) – определение конкретных форм поведения, обеспечивающих достижение окончательной или промежуточной цели.

Г

Генерализация механизмов психической деятельности – обобщение механизмов мышления и экстраполяция их на широкий круг ситуаций, что становится возможным благодаря общему "принципу минимизации", приводящему к стандартизации даже самых сложных мыслительных алгоритмов.

Гипер-охрана (Н.К.) – гипертрофированное охранное поведение собаки, возникающее при наличии высокой самооценки и высокой социальной ответственности собаки; может сочетаться со стремлением к доминированию или выступать как самостоятельное явление.

Гипер-эмоциональность (Н.К.) – повышенный эмоциональный отклик собаки на события, особенно – в отношениях с хозяином; в сочетании с недостаточно развитым мышлением и поведением служит предпосылкой для возникновения истерии.

Д

Депривационное развитие – физиологически – ограничения в процессе развития, приводящие к недоразвитию организма в целом и его отдельных систем; психологически – развитие субъекта в обедненной среде, приводящее к дефициту познаний о мире и недоразвитию стереотипных форм поведения.

Депривация – ограничение возможностей удовлетворения субъектом каких-либо своих потребностей, как физиологических, так и психологических.

Дикий типконтакта (Н.К.) – отношения между собакой и хозяином, основанные на взаимном непонимании и недоверии животного и человека.

Динамические характеристики – характеристики протекания психических процессов в их динамике и в отрыве от смысла и цели поведения.

Динамический стереотип – сложная форма поведения, состоящая из некоей последовательности более простых стереотипов; составляющие ее простые стереотипы могут варьироваться, но динамический стереотип в целом используется как рефлекс, по принципу жесткой однозначной связи.

Дистанция бегства (этол.) – то расстояние, с которого животное отступает в направлении своей зоны безопасности при появлении более сильного конкурента; термин введен Конрадом Лоренцем.

Дифференциальные признаки (ИИ) – признаки и факторы, имеющие значение для распознавания и оценки ситуации, набор которых определяется целями поведения; характеристики среды, ее объектов, субъектов, явлений и т.п., существенно влияющие на выбор возможных форм поведения.

Доверие (здесь) – отношение субъекта к партнеру, основанного на благоприятном прогнозе его вмешательств; обязательное условие и первая стадия партнерских отношений.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в нервной системе, обуславливающий вероятность реализации соответствующего поведения (термин введен А.А.Ухтомским); соответствующая приоритетная мотивация (Н.К.).

Допустимое поведение – ситуативно обусловленные формы поведения, не полностью отвечающие представлениям партнера, но не вызывающие у него сильных отрицательных эмоций.

Дрессировка – выработка условных рефлексов и стереотипов поведения (навыков), однозначно соответствующих стимулу (команде или действиям партнера); не включает в себя выбор форм поведения в зависимости от ситуации.

Дрессируемость 1. (Н.К.) – комплексная динамическая характеристика, основанная на системе АРАКС; имеет прогностический смысл, отражая относительную скорость и надежность выработки новых навыков; 2. (ТД) качественный показатель, характеризующий способность животного к выработке условных рефлексов.

Дядюшка (Н.К.) – подранг Опекуна, взрослый кобель, не имеющий своей семьи и помогающий Матери в выращивании потомства.

Е

Ж

Желательное поведение (бихев.) – ситуативно обусловленные формы поведения, полностью отвечающие представлениям и критериям партнера.

З

Зависимость (от хозяина) – отношение собаки к хозяину, основанное на утрате самостоятельности в удовлетворении своих потребностей.

Заместительное поведение (бихев.) – желательные или, по крайней мере, допустимые формы поведения, вырабатываемые взамен нежелательных.

Запечатление (этол.) – то же, что импринтинг.

Захват добычи – этап пищедобывательного поведения, включающий действия, направленные на завладение добычей и умерщвлениеее; характерен для пищедобывательного поведения хищников и отсутствует у травоядных.

Защищенность – субъективное ощущение отсутствия угрозы; важная составляющая партнерских отношений.

Значимость события – степень влияния события на психическую деятельность субъекта; зависит от приоритета затрагиваемой потребности и тяжести возможных последствий.

Зона безопасности (этол.) – минимальная территория, содержащая ресурсы, обеспечивающие выживание животного на некоторое время; центром этой зоны является логово или место пребывания сообщества.

Зона претензий (этол.) – часть "нейтральной" территории, прилегающая к зоне уверенности, которая может быть использована животным или сообществом на равных правах с другими претендентами.

Зона уверенности (этол.) – территория, содержащая достаточные для выживания ресурсы, которую животное или сообщество может эффективно охранять от конкурентов; эта территория обозначается метками.

И

Идеальный уровень СИМ ИС, содержащая представления субъекта о закономерностях функционирования высшей системы, определяющей состояние среды и возможные взаимодействия с ней; для домашней собаки главной компонентой идеального уровня являются представления о закономерностях жизнедеятельности человека.

Избеганиеповедение, целью которого является предотвращение какого-либо взаимодействия с другим субъектом или со средой.

Избирательность внимания – организация восприятия информации по принципу максимальной значимости в данный момент.

Импринтинг (запечатление) – биологически обусловленное запоминание детенышами субъекта в качестве покровителя и эталона поведения (обычно в этой роли выступает мать, но в экспериментах использовались даже неодушевленные предметы); это явление изучено впервые Конрадом Лоренцем и выявлено у очень многих видов животных.

Инвалид (Н.К.) – физически немощное (старое или увечное) животное, обладающее большим жизненным опытом и достаточной интеллектуальной ценностью для стаи в целом; выступает в роли "советчика".

Индивидуальное поведение – совокупность действий субъекта, реализуемых независимо от партнера (партнеров).

Информационная насыщенность – количество информации, воспринимаемой субъектом в данный момент и в данной среде, и ее новизна, предоставляемые субъекту в данный момент и в данной ситуации.

Информационная структура (ИС) – условное формализованное представление информации, отображаемой в мозгу мыслящего субъекта.

Информация (ИИ) – свойство материального мира; отображение состояния внешней и/или внутренней среды, воспринимаемое и обрабатываемое мозгом.

Искусственная депривация – намеренное ограничение удовлетворения психологических потребностей собаки в целях подготовки к смене хозяина.

Исследовательские игры – средство обучения, игры, направленные на целенаправленное изучение свойств какого-либо объекта.

Исследовательское поведениеповедение, направленное на активное получение информации о способах взаимодействия с объектами окружающей среды (в том числе, и экспериментальное поведение); в отличие от ориентировочного поведения использует не наблюдение, а принцип "стимул-реакция"; формирует программы поведения и, тем самым, способствует развитию стереотипного уровня СИМ. Само это поведение отвечает когнитивному уровню СИМ. Предполагает активное воздействие на объект с целью выявления его признаков, функций и т.п., а также закономерностей его существования и взаимодействий с миром.

Истерия – форма невроза, для которой характерна социальная обусловленность, т.е. зависимость от поведения партнера и стремление воздействовать на него; выраженность состояния коррелирует с развитием социальной структуры и субъективных представлений о ней.

К

Когезия – стремление животных держаться вместе и осуществлять коллективное поведение с целью выживания; минимальный признак сообщества; термин введен Дж.Э.Эйзенбергом.

Когнитивный уровень СИМИС, содержащая представления об общих закономерностях взаимодействий с внешней средой и способах их выявления.

Коллективное поведение – совокупность целенаправленных действий, реализуемых совместно группой живых существ; при этом на индивидуальное поведение субъекта налагаются определенные ограничения.

Коллективный стереотип поведенияколлективное поведение, закрепленное в качестве врожденного или благоприобретенного стереотипа; у стайных животных обеспечивает эффективное совместное выживание.

Комбинаторное мышление – способность последовательно сочетать разные программы поведения, осуществляя пошаговое достижение цели.

Коммуникативное поведение – совокупность благоприобретенных стереотипных форм поведения, служащих для межвидового общения.

Компенсаторный невроз – форма невроза, при которой невротически закрепленное поведение восходит к попытке удовлетворить ту же потребность каким-либо иным способом (например, собака в страхе "прячется", закрывая голову лапами).

"Комплекс сверхценности" – аномальное состояние психики (главным образом, ее модально-эмоциональных структур), при котором наибольший приоритет приобретают эгоистические мотивации – от выживания до комфорта, вследствие чего развивается эмоциональная зависимость от хозяев, тревожные ожидания и страхи; приводит к формированию истероидных состояний и неврозов разных типов.

Комплекс фиксированных действий (этол.) – последовательность действий, реализующих удовлетворение определенной потребности.

Конкуренция – возможность взаимодействия с объектом лишь одного из нескольких возможных субъектов; в зоопсихологии поведение конкуренции – удовлетворение одним из претендентов потребностей, которые не могут быть удовлетворены несколькими субъектами.

Конституциональный тип (тип конституции) – интегральная характеристика телосложения и физиологии животного.

Конструктивность поведения (Н.К.) – одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает способность субъекта извлекать и использовать новую информацию.

Контакт – комплексный качественный показатель, характеризующий уровень и тип взаимодействия собаки и хозяина; по одному из определений в ТД, "условный рефлекс доверия и привязанности к человеку".

Конфликтное поведение (этол.) – форма поведения, сознательно или непреднамеренно приводящая к конфликту.

Конфликтность (этол.) – склонность к конфликтному поведению, приоритет мотиваций конкуренции (термин принадлежит К.Лоренцу); чаще всего под конфликтностью подразумевается конфликтное поведение.

Концептуальное мышление – совокупность интеллектуальных операций, приводящая к обобщению реальной информации в понятия высокого уровня абстракции и к порождению новых понятий и связей между ними; результатом концептуального мышления может быть, например, прогнозирование не наблюдавшихся в реальности свойств, функций, связей и т.п.

Коррекция поведения – совокупность общих и специальных приемов, направленных на изменение конкретных поведенческих проявлений и нежелательных форм поведения собаки, главным образом за счет реформирования поведенческих доминант и изменения индивидуального баланса мотиваций.

Коррекция психики собаки – совокупность общих и специальных приемов, направленных на устранение первопричин неадекватного поведения путем реформирования структур любого из уровней СИМ, совершенствования процесса принятия решений, развития отношений с хозяином, а также (при необходимости) изменения динамических характеристик поведения.

Критериальный уровень СИМ ИС, содержащая правила выбора вариантов стереотипов и построения стратегий поведения, наиболее адекватных данной ситуации; играет определяющую роль в приспособлении поведения субъекта к среде; предполагает развитие вариативного мышления.

Критическая дистанция (этол.) – радиус зоны безопасности животного; термин введен Конрадом Лоренцем.

Кумулятивный (накопленный) стресс – разновидность хронического С.; характеризуется тем, что поведенческие изменения наступают под влиянием суммирующегося эмоционального отклика на последовательность событий, когда накопленное остаточное возбуждение превышает индивидуальные пределы психической адаптации.

Л

Логическая обработка информации (ИИ) – психическая деятельность, базирующаяся на явных признаках и параметрах объектов, которые могут быть заданы заранее, и на последовательно отображаемых последовательностях действий; реализуется сознанием субъекта; логические операции могут быть описаны последовательным пошаговым алгоритмом.

Ложная беременность (здесь) – частный случай синдрома депривации, сочетающий в себе депривацию стереотипного, критериального, эмоционального и, возможно, социального уровней и выражающийся главным образом в материнском поведении (подготовка "гнезда", "усыновление" неодушевленных предметов); возможны также имитация физиологических процессов, протекающих при беременности и родах (увеличение живота, опущение его и т.п.) и реальные физиологические проявления (лактация).

М

Малоподвижный, спокойный тип поведения (ТД) – интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий флегматическому темпераменту.

Мать (Н.К.) – взрослая сука, имеющая щенков и несущая ответственность за их выращивание; в отсутствие собственных щенков взрослая сука может выполнять функции Матери по отношению к чужому потомству.

Методинформационного моделирования (Н.К.) – формализованная совокупность приемов и действий, основанных на достижениях прикладной математики, прикладной лингвистики, теории принятия решений и теории ИИ; обеспечивает дедуктивный анализ состояния психики субъекта и целенаправленную выработку воздействий на нее.

Метод мотивационного анализа поведения (здесь) – прикладное развитие метода информационного моделирования психики, совокупность действий и приемов, позволяющих выявить индивидуальную сравнительную значимость различных мотиваций при принятии поведенческих решений.

Модальный уровень СИМ – то же, что Эмоциональный уровень.

Молодняк (Н.К.) – временный стайный ранг собаки в возрасте от 6 месяцев до окончательной социализации; занимает место между Щенком и окончательным взрослым рангом.

Мотивация – субъективная побудительная причина поведения, отражающая стимул и опосредованная индивидуальным и сиюминутным состоянием психики.

Н

Наказание – активное отрицательное подкрепление, исходящее от хозяина.

Накопление инстинкта (этол.) – образование мощной поведенческой доминанты, реализующей врожденный стереотип поведения, с постепенным повышением вероятности ее активизации; термин принадлежит Конраду Лоренцу.

Научение (бихев.) – выработка поведенческих программ, обеспечивающих более или менее эффективное приспособление к среде; реализуется за счет образования причинно-следственных связей.

Начальные действия (этол.) – незавершенная форма того или иного стереотипного поведения.

Неадекватное поведение – поведение, не приводящее к удовлетворению потребности по причине его несоответствия состоянию внешней среды.

Невроз1. (вет.) болезнь, характеризующаяся функциональным нарушением ЦНС; патогенез объясняется нарушением баланса процессов возбуждения и торможения под воздействием сильных раздражителей; 2. (Н.К.) – реактивное состояние, возникающее вследствие невозможности полного удовлетворения той или иной потребности субъекта и развивающееся по механизму адаптивного или компенсаторного невроза.

"Невроз замещения" (Н.К.) – (форма невроза навязчивого поведения) навязчивое поведение собаки, состоящее в попытках установить социальные контакты с любым человеком ("поиски хозяина"); возникает при недостаточности отношений с хозяином.

Невроз навязчивого поведения (Н.К.) – аномалия психики, выражающаяся в устойчиво повторяющемся стереотипном поведении, возникающем как результат невозможности удовлетворения той или иной приоритетной потребности; двумя основными формами невроза навязчивого поведения являются компенсаторный невроз и адаптивный невроз.

Невроз одиночества (Н.К.) – невроз, проявляющийся в отсутствие хозяев; имеет три основных формы (вой и лай; порча вещей; разгром квартиры), выраженность которых зависит от причин невроза.

Невротические игры (Н.К.) – любые устойчиво повторяющиеся формы игрового поведения, лишенные функционального и обучающего смысла, в том числе, противоречащие породным функциональным стереотипам.

Нежелательное поведение (бихев.) – ситуативно обусловленные формы поведения собаки, не соответствующие представлениям и критериям хозяина и вызывающие у последнего сильные отрицательные эмоции.

Нейрофизиология – отрасль физиологии, изучающая процессы, протекающие в нервной системе; выделяются два тесно связанных основных направления: собственно нейрофизиология, исследующая процессы на уровне нервного волокна, и физиология ВНД, исследующая возникновение и реализацию рефлексов.

Непроизвольное поведение – как правило, безусловно-рефлекторные формы поведения, не затрагивающие процесса принятия решения и не служащие осмысленной реакцией субъекта на события (часто – спинальные рефлексы); никак не связано с удовлетворением потребностей субъекта.

Непроцедурный тип мышления (ИИ) – способность субъекта принимать решения без заранее определенного пошагового алгоритма обработки информации, лишь по характеристике желательного результата.

Новизна информации – структурная характеристика связей между данными, воспринимаемыми субъектом; например, новые признаки или функции предмета, требующие образования новых логических отношений.

Норма поведенческой реакцииреакция, выраженная в поведении, наиболее адекватная условиям (возрасту, ситуации и т.п.) и присущая большинству представителей данного вида.

Нормальная среда (здесь) – среда, отвечающая возможностям психической адаптации субъекта по информационной насыщенности и динамике событий.

Нулевое подкрепление (бихев.) – отсутствие результата поведения, способствующее его прекращению ввиду того, что оно оценивается субъектом как нерезультативное или неэффективное.

О

Обедненная среда (здесь) – среда, ограничивающая возможности психики и поведения субъекта по своей информационной насыщенности и динамике событий.

Обучаемость – интегральная характеристика психики, отражающая способность к обучению, то есть способность учитывать логические связи между объектами, субъектами и событиями, анализировать и оценивать ситуацию в целом, устанавливая соответствия между смыслом происходящего и эффективностью собственного поведения.

Обучающие игры – естественное средство обучения детенышей; при коррекции психики – игры, направленные на пополнение СИМ, тренировку мыслительной деятельности и обучение.

Обучение – целенаправленное формирование поведенческих программ у субъекта в их связи с состоянием среды, осуществляемое партнером; представляет собой частный случай научения.

Объем информации – количество новых для субъекта данных, воспринимаемых им в конкретной ситуации, в сравнении с ранее накопленными.

Окончательная мотивация – "равнодействующая" двух и более мотиваций, провоцируемых двумя и более стимулами.

Окончательная социализация (социализация по взрослому типу) – выработка субъективной самооценки и определение своего ранга в сообществе.

Онтогенез (биол.) – индивидуальное развитие живого существа; иногда имеется в виду возникновение в ходе индивидуального развития какого-либо признака у конкретного животного.

Опекун (Н.К.) – член стаи, несущий ответственность за воспитание и обучение щенков и молодняка и помогающий в этом Матери.

Ориентировочное поведение (ТД) – поведение, направленное на сбор информации об окружающей среде без активного исследования взаимодействий; основывается преимущественно на пассивном наблюдении событий; служит механизмом заполнения фактографического уровня СИМ.

"Особый раздражитель" – объект, событие или фактор окружающей среды (например, присутствие кошки, близость транспорта и т.п.), вызывающий чрезмерно активную поведенческую реакцию собаки (лай, рывки поводка, попытки любого взаимодействия и т.п.).

Острый стрессстресс (ОАС), представляющий собой непосредственную и немедленную реакцию на одиночное событие при превышении индивидуальных пределов психической адаптации силой реактивных эмоций.

Открытость-закрытость сообщества – возможность (невозможность) свободного вхождения в сообщество новых особей; термин введен Конрадом Лоренцем как характеристика типа сообщества.

Отложенная оценка – выражение отношения к поведению субъекта, оторванное во времени от реализации поведения (отложенное поощрение и отложенное наказание).

Отрицательное подкрепление (бихев.) – стимул, вызывающий у субъекта отрицательные эмоции и обуславливающий прекращение нежелательного поведения.

Оценка – отношение к фактам внешней и/или внутренней среды, вырабатываемое сравнением с уже известными фактами по выделенному набору дифференциальных признаков.

П

Парадигматические отношения (ИИ) – логические отношения ("часть-целое", родо-видовые, причинно-следственные и т.п.), связывающие между собой реальные объекты и представления в психике, а также связывающие между собой разные понятия в Субъектной Информационной Модели.

Партнер – другой субъект, вступающий в некоторые взаимодействия и отношения с рассматриваемым субъектом.

Партнерские игры – игры, подразумевающие активное участие партнера и используемые как средство коррекции психики и отношений с хозяином (например, поисковые игры, "перетягивания", "ладушки" и пр.).

Пассивное научение (бихев.) – сбор информации и выработка поведения путем наблюдения и/или под влиянием внешних принуждающих воздействий, без принятия самостоятельных решений и попыток осуществить некоторое поведение.

Пассивно-трусливый тип поведения (ТД) – интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий меланхолическому темпераменту.

Первичная социализация (социализация по детскому типу) – установление специфических детских отношений с более сильными членами сообщества, основанное преимущественно на потребности детеныша в защите.

Переключение1. прием тренировки ЦНС за счет прерывания возбуждающей игры паузами торможения (например, по команде "Сидеть") и дальнейшего наращивания длительности пауз и "амплитуды" возбуждения и торможения; 2. (кинол.)– одно из проявлений смещенной (переадресованной) реакции, когда вместо возможного соперника собака кусает собственного хозяина.

Пестун (Н.К.) – молодая собака, младшая в стае по социальному рангу, выполняющая обязанности Опекуна.

Пищевая зависимость – изменение критериев и механизмов пищедобывательного поведения у домашних животных, связанное с отсутствием самостоятельной охоты и получением корма из рук хозяина, благодаря чему смысл пищедобывательного поведения переносится на те формы поведения, которые желательны для человека.

Пищедобывательное поведение – комплекс форм поведения, направленных на добывание и потребление пищи.

Планирование действий – выработка стратегии поведения, определяющей так называемое "дерево целей".

Поведение – форма активности живого существа, обеспечивающая достижение некоторой цели; система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде; последовательность произвольных действий и непроизвольных проявлений психической деятельности живого существа, доступных наблюдению извне.

"Поведение загнанной в угол крысы" (этол.) – ничем не сдерживаемая реакция самозащиты под действием безусловной угрозы и при отсутствии других вариантов поведения самосохранения; обычно наступает в пределах зоны безопасности.

Поведение метки – форма территориального поведения, обеспечивающая опознание территории как принадлежащей данному субъекту.

Поведение самопожертвования – крайнее выражение альтруистического поведения, имеющего приоритет по отношению к мотивациям самосохранения; возникает при угрозе безопасности партнера или сообщества.

Поведение самосохранения – комплекс форм поведения, обеспечивающих индивидуальное выживание животного (включает в себя не только избегание, бегство, боевое поведение, но и пищедобывательное поведение).

Поведенческие стереотипы – автоматические поведенческие формы; подразделяются на врожденные и благоприобретенные.

Поведенческий акт – последовательность действий живого существа, предназначенная для удовлетворения потребности (или "равнодействующей" нескольких потребностей), активной в данный момент.

Подвижность нервных процессов – одно из описанных И.П.Павловым свойств ЦНС, характеризующее скорость перехода из





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.