Художественные тексты (дополнительные)
Самостоятельная работа студентов. СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания.................................................................................................................................. 1 Тематика коллоквиумов.................................................................................................................................................. 1 Методические рекомендации:.............................................................................................................................................. 1 Коллоквиум 1. Тема первой Мировой войны и «потерянного поколения» в зарубежной литературе первой половины ХХ века....................................................................................................................................................................... 1 Коллоквиум 2. Специфика условных средств и их функции в научно-фантастических романах и утопиях / антиутопиях.................................................................................................................................................................................. 2 Художественные тексты (основные)................................................................................................................................ 2 Художественные тексты (дополнительные)................................................................................................................. 2 Критическая литература..................................................................................................................................................... 3 Коллоквиум 3. Идейно-эстетические искания модернизма................................................................................... 4 Коллоквиум 4. Новаторские идеи и их реализация в области драматургии.................................................. 4 Коллоквиум 5. Философская проза и ее жанровое своеобразие........................................................................... 4 Коллоквиум 6. Специфика эволюции реалистического социально-психологического романа.......... 5 Коллоквиум 7. Жанровые и идейно-художественные особенности новеллы и рассказа....................... 5 Рефераты и творческие работы.................................................................................................................................. 5
Методические рекомендации............................................................................................................................................... 5 Тематика работ............................................................................................................................................................................. 6 Рекомендуемая литература (основная).............................................................................................................. 8 Рекомендуемая литература (дополнительная)........................................................................................ 10 Общие методические указания
Комплекс разных форм организации и контроля самостоятельной работы студентов (темы коллоквиумов, темы рефератов и творческих работ) обусловлен крайне малым количеством учебных часов, отводимых на аудиторную работу по курсу истории зарубежной литературы, и нацелен на углубленное изучение специфики литературного процесса первой половины ХХ века, на осмысление закономерностей развития западноевропейской и американской литературы в целом и на выработку и закрепление знаний и умений литературоведческого анализа, интерпретации отдельных литературных явлений и художественных произведений в единстве их формы и содержания, поэтики и авторского стиля. Студенты старших курсов университетов к 8 семестру должны уже достаточно хорошо владеть теоретической базой и методикой литературоведческого анализа, приемами историко-литературного комментария. Поэтому система работы и студента, и преподавателя в процессе самостоятельной работы существенно отличается от организации занятий на младших курсах самим творческим характером учебного процесса и профессиональным научным поиском, отбором и обобщением источников при подготовке материала. Этим обусловлено выделение общего списка критической литературы по курсу в конце данного комплекса. Тематика коллоквиумов Методические рекомендации: · критические исследования по каждому из авторов (не меньше 5) подбираются участниками коллоквиумов самостоятельно, анализируются дома, конспектируются и предъявляются преподавателю;
· при анализе произведений необходимо обращать внимание на годы создания, историю создания и авторский замысел, название, эпиграф, жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений, своеобразие стиля автора - т.е. соблюдать единство формы и содержания; · планы обсуждения и вопросы к некоторым темам можно найти в разработках по практическим занятиям (См. Практические занятия под ред. Михальской и Пуришева и планы практических работ в папке по курсу); · общий список критической литературы по курсу представлен в конце разработки после Планов рефератов и творческих работ.
Коллоквиум 1. Тема первой Мировой войны и «потерянного поколения» в зарубежной литературе первой половины ХХ века.
История и смысл термина «потерянное поколение». Специфика литературы «потерянного поколения» в отличие от литературы о войне вообще. Художественная биография Э. Хэмингуэя, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона, Л.-Ф. Селина, А.Барбюса, Я.Гашека, В.Вулф, Д. Дос Пассоса, О. Хаксли, Ф.С. Фицджеральда, У. Фолкнера. Идейно-художественные особенности каждого из романов.
Хэмингуэй Э. Фиеста, И восходит солнце (1926); Прощай, оружие! (1929) Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. (1929) Олдингтон Р. Смерть героя. (1929) Вулф В. Миссис Дэллоуэй (1925). Комната Джекоба (1922). Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.(1921 - 1923) Барбюс А.Огонь.(1913 - 1916)
Дос Пассос Д. Три солдата (1921) Хаксли О. Желтый Хром (1921) Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби (1925) Фолкнер У. Солдатская награда (1926) Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи. Коллоквиум 2. Специфика условных средств и их функции в научно-фантастических романах и утопиях / антиутопиях.
Понятие научной фантастики, утопии, антиутопии. Исторические, общественно-культурологические причины возникновения и развития жанра. Обзор истории жанра. Творческая биография Г. Уэллса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, К. Чапека. Идейно-художественный анализ произведений. Функции фантастики, гротеска, сатиры в романах каждого из авторов. Сравнительно-сопоставительный анализ с русскоязычными образцами жанра (В.Набоков, А.Платонов, Е.Замятин)
Художественные тексты (основные)
Уэллс Г. Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол. Игрок в крокет. Хаксли О. Прекрасный новый мир.(NB! Эпиграф из Н.А.Бердяева) Чапек К. Война с саламандрами. Оруэлл Дж.. Скотный двор. 1984.
Художественные тексты (дополнительные)
Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // ИЛ. – 1992 - № 7. Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь, 1992. – Т.2: Почему я пишу. – С.7 – 14; Артур Кестлер. – С. 174 – 185; Политика против литературы: Анализ "Путешествий Гулливера". – С.257 – 277. Оруэлл Дж. Обаяние зверя / Подг. Б.Гиленсона // Новое время. – 1991. - № 31. – С. 42 – 43.
Замятин Е. Мы. Платонов А. Чевенгур. Набоков В. Приглашение на казнь. Мерль Р. Разумное животное. Мальвиль. Мадрапур. Критическая литература · Аллен У. Традиция и мечта. – М.: Прогресс, 1980 – С.86 – 89. · Анастасьев Н. Нераспавшаяся связь // Вопр.лит. – 1993. – Вып.1. – С.3 – 27. · Белов С. Бойня номер "Х". Литература Англии и США о войне и военной идеологии. – М., 1991. · Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.72 – 77. · Зарубежная литература ХХ века: Практикум. Под ред Н.М.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.260 – 296. · Зверев А. Зеркала антиутопий // Антиутопии ХХ века. - М., 1989. – С.336 – 349. · Зверев А. "Когда пробьет последний час природы…": Антиутопия. ХХ век // Вопр.лит. – 1989. – № 1. – С.26 – 69. · Зверев А. Неудобный собеседник // Джордж Оруэлл. Скотный двор. Эссе. Статьи. Рецензии.- М., 1989. – С. 5 – 17. · Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? – М., 1974. · Кеттл А. Введение в английский роман. – М.: Прогресс, 1996. – С.384 – 388. · Кузнецов С. 1994. Юбилей неслучившегося года. // ИЛ. - 1994. - № 11. · Ландор М. Олдос Хаксли: попытка диалога с советской стороной // Вопр.Лит. – 1995. – Вып.5. – С.211 – 229. · Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии // Общественно-политические науки. – 1993. - № 5. – С.254 – 259. · Мосина В.Г. История "русского Оруэлла". – М., 1997 · Мортон А.Л. Английская утопия. – М., 1956. · Недошивин В.М. Можно ли погасить звезды? Проза отчаяния и надежды Дж.Оруэлла // Оруэлл Дж. Роман. Сказка. Эссе. – Л., 1990. – С 391 – 428.
· Недошивин В.М., Чаликова В.А. Неизвестный Оруэлл // ИЛ. – 1992. – № 2. – С.215 – 225. · Палиевский П. Непрощенный мир // ИЛ. – 1988. – № 4. – С. 125 – 126. · Тоталитаризм как исторический феномен / Под ред. А.А.Кара-Мурзы. – М., 1989. · Тоталитаризм: что это такое? Исследования западных политологов: В 2-х ч.. – М., 1993. · Утопия и утопическое мышление. – М., 1991. · Чаликова В. Неизвестный Оруэлл. // ИЛ. – 1992. - № 2. · Чаликова В. Размышления о "Скотном дворе" под названием "Встреча с Оруэллом" // Антиутопии ХХ века. – М., 1989. – С.327 – 336. · Чаликова В. Утопия и свобода. – М., 1994. · Черноземова Е. Хаксли, Олдос. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч.. – Ч.2. – С.375 – 377. · Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск, 1984.
Коллоквиум 3. Идейно-эстетические искания модернизма.
Концепция личности, проблема «личность и окружающий мир» в произведениях модернистов. Понятие «модернизма», его идейно-эстетические истоки, периодизация. Основные течения, их характеристика и представители. Творческая биография Ф.Кафки, М.Пруста, Дж. Джойса, В.Вулф, Д.Г.Лоуренса, У.Фолкнера, Г.Гессе. Идейно-художественный анализ произведений, выявление особенностей модернизма в каждом из них. Специфика и функции новаторских средств выразительности (поток сознания, элементы сюрреализма, ассоциативный монтаж, коллаж, временные и пространственные сдвиги и пр.). Методологические поиски внутри одного текста.
Ф.Кафка. Новеллы «Приговор», «В исправительной колонии», «Превращение», роман «Процесс»/«Замок». М.Пруст. В поисках утраченного времени (1 из романов цикла). Дж.Джойс. Улисс. В.Вулф. Миссис Дэллоуэй. Д.Г.Лоуренс. Любовник леди Чаттерли. Радуга. У. Фолкнер. Шум и ярость. Г.Гессе. Степной волк. Коллоквиум 4. Новаторские идеи и их реализация в области драматургии.
"Интеллектуальныее" пьесы, «политические экстраваганци» и парадоксы позднего Б.Шоу. Специфика социально-психологического анализа в "детективных" пьесах Дж. Б. Пристли. Сочетание модернизма и реализма в драмах Ю.О’Нила. «Эпический» театр Б.Брехта. Специфика драматургии Л.Пиранделло. Драматургия К.Чапека ("Р.У.Р.")
Б.Шоу. Тележка с яблоками. Горько, но правда. Дж. Б. Пристли. Время и семья Конвей. Опасный поворот. Ю.О’Нил. Косматая обезьяна. Продавец льда грядет. Л.Пиранделло. Шестеро персонажей в поисках автора. Кто-то, никто, сто тысяч. Б.Брехт. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж. К. Чапек. Р.У.Р. Коллоквиум 5. Философская проза и ее жанровое своеобразие. Идейно-тематическое и сюжетно-композиционное своеобразие произведений. Иносказание, притча, парабола, символика и их функции. Лирический элемент в тексте. Образ автора.
Г.Гессе. Игра в бисер. Т.Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус. Р.Музиль. Человек без свойств. А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Планета людей / Военный летчик. Э.Хэмингуэй. Старик и море. Т.Уайльдер. Мост короля Людовика. Коллоквиум 6. Специфика эволюции реалистического социально-психологического романа.
Творческая биография каждого из авторов. История создания произведения. Идейно-художественный анализ. Степень использования новаторских открытий модернизма.
Р.Роллан. Очарованная душа (1 книга). Ф.Мориак. Тереза Дескейру. И.Во Возвращение в Брайтсхед / Незабвенная Д.Голсуорси. Современная комедия. Т.Драйзер. Американская трагедия. Д.Стейнбек. Гроздья гнева. Э.Хэмингуэй. По ком звонит колокол. Смерть после полудня. Снега Килиманжаро. Зеленые холмы Африки. Ф.С.Фицджеральд. Ночь нежна. К.Гамсун (романы 20-30-х гг.)
Коллоквиум 7. Жанровые и идейно-художественные особенности новеллы и рассказа.
Особенности психологизма новелл Ст.Цвейга (психологический импрессионизм). Притчевый характер и сложный психологизм новелл Кафки. Тематика и композиционные особенности рассказов Моэма. Специфика психологизма новелл Д.Г. Лоуренса. Идейно-художественное своеобразие жанра «Short story» в американской литературе (Ш. Андерсон, Ф.С. Фицджеральд, Э.Хемингуэй). Теория «айсберга» Э.Хемингуэя.
С.Цвейг. 10 – 15 новелл из разных сборников. Ф.Кафка. Новеллы (10). С.Моэм. Рассказы и новеллы (10) Д.Г.Лоуренс (10). Ш.Андерсон (10). Э.Хемингуэй. (10) (В том числе "Кошка под дождем").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|