Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборотные средства предприятия




Оборотные средства предприятия – источники формирования оборотных средств; состав; структура; показатели эффективности и пути улучшения использования оборотных средств.

Оборотные средства – денежные средства предприятий, авансированные в оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды, к которым относятся предметы труда, являются частью производственных фондов, которые потребляются в каждом производственном цикле полностью, изменяют свою натуральную форму, их стоимость целиком переносится на вновь созданный продукт.

Фонды обращения составляют средства, обслуживающие сферу обращения, различные этапы процесса реализации продукции.

Источниками формирования оборотных средств предприятия являются: прибыль, устойчивые пассивы, краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств в денежном выражении образует структуру оборотных средств, которая обуславливается характером технологического процесса, уровнем техники и организации производства, качеством нормирования оборотных средств, а также состоянием маркетинговой деятельности на предприятии.

Эффективное использование оборотных средств на предприятии имеет исключительно важное значение, поскольку оказывает большое влияние на общую эффективность всей совокупности средств, привлеченных предприятием. Повышение эффективности использования оборотных средств позволяет высвободить значительные денежные ресурсы и направить их осуществление мероприятий по наращиванию производственных мощностей, решению социальных задач коллектива предприятия, результативную работу на финансовом рынке. Кроме того, лучшее использование оборотных средств приводит к высвобождению материальных ресурсов, в которых они были ранее размещены. В этом случае речь идет о значении повышения эффективности использования оборотных средств.

Эффективное использование оборотных средств промышленных предприятий характеризуют следующие основные показатели:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств определяется делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии.

Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (год, квартал) или показывает объем реализованной продукции, приходящейся на один рубль оборотных средств. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на один рубль оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Коэффициент загрузки оборотных средств, величина которого обратна коэффициенту оборачиваемости, – это показатель суммы оборотных средств, затраченных на один рубль реализованной продукции и показывает, какая сумма оборотных средств должна быть закреплена за предприятием для выпуска и реализации продукции.

Длительность одного кругооборота в днях,которая находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств.

В том случае, если объемы растут быстрее, то имеет место относительное высвобождение оборотных средств, свидетельствующее о повышении эффективности их использования. Чтобы определить его, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год, исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств. Если потребность в оборотных средствах к концу отчетного периода оказывается меньшей, чем на его начало при выполнении всех принятых обязательств производственной программы, то на предприятии имеет место абсолютное высвобождение средств.

Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, а также в повышении уровня рентабельности производства.

Таким образом, ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается следующими путями.

На стадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складной системы материально-техни-ческого обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.

На стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологи, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

На стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовление продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами. Планируются оборотные средства путем разработки норм и нормативов оборотных средств непосредственно на предприятии.

Основные фонды

Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, постепенно изнашиваясь и перенося свою стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Основные производственные фонды – это те основные фонды, которые участвуют в производственном процессе непосредственно или создают условия для производственного процесса.

Основные непроизводственные фонды –это объекты культурно-бытового назначения.

Первоначальная стоимость основных фондов включает стоимость приобретения, транспортные расходы по доставке и стоимость монтажа.

Восстановительная стоимость основных фондов – это затраты на их воспроизводство в современных условиях.

Остаточная стоимость основных фондов – представляет собой разность между их балансовой стоимостью и суммой износа.

Ликвидационная стоимость основных фондов – это стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных их объектов.

Рыночная стоимость основных фондов – это наиболее вероятная цена их продажи с учетом реального состояния, соотношения спроса и предложения.

Износ – это процесс действующих основных фондов как в физическом, так и в экономическом отношении.

Физический износ – это изменение механических, физических, химических и других свойств материальных объектов под воздействием процесса труда, сил природы и других факторов. В экономическом отношении физический износ представляет собой утрату первоначальной потребительской стоимости вследствии снашивания, ветхости и устаревания.

Моральный износ – проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока полного физического износа.

Амортизация основных фондов – это перенос части стоимости на вновь созданный продукт для последующего воспроизводства по времени их полного износа.

Фондоотдача – это показатель, характеризующий выпуск продукции на 1 единицу среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондовооруженность труда – это показатель, характеризующий стоимость основных фондов, приходящихся на одного работающего.

 

Планирование деятельности предприятия

Планирование – это функция управления, представляющая собой способ объединения усилий членов организации для достижения ее общих целей. Планирование деятельности предприятия предполагает установление стратегических и тактических целей развития бизнеса и мероприятий (средств) по их достижению.

Принципы планирования

- непрерывность – обеспечивается сочетанием и взаимоувязкой долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов;

- научность – означает, что планирование должно осуществляться на основе использования достоверной информации, научно обоснованных методов, а также инноваций в науке и технике, передовых методов работы других предприятий;

- оптимальность – предполагает достижение максимальных результатов в минимальные сроки;

- экономичность – означает получение максимальных финансовых результатов по каждому проекту и предприятию в целом при рациональном использовании всех ресурсов;

- принцип ведущих звеньев и приоритетности их реализации – предполагает определение главной цели и обеспечение подчиненности промежуточных целей ее безусловной реализации;

- принцип взаимной увязки и координации – означает обеспечение сбалансированности деятельности всех структурных подразделений предприятия.

Методы предплановой работы и планирования

- статистический метод – основан на анализе статистических данных о развитии отрасли и международных сравнениях;

- метод экспертных оценок – основан на мнении группы экспертов в данной области науки или производства;

- математическое моделирование – заключается в построении математических моделей различных производственных процессов и выявлении условий их оптимизации;

- системный анализ – основан на анализе взаимоотношений производства как сложной системы с внешней средой;

- SWOT- анализ – основан на анализе соотношения сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами внешней среды;

- метод экономического анализа – основан на расчетах, отражающих динамические и структурные изменения в организации, позволяет выявить факторы, повлиявшие на эти процессы;

- бюджетирование и консолидация – заключается в разработке бюджетов подразделений организации с последующим объединением их в финансовый план (бюджет) организации;

- балансовый метод – заключается в разработке балансов, отражающих необходимость и источники поступления различных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных);

- сетевое планирование – заключающееся в графическом поэтапном отображении планируемых процессов;

- нормативный метод – основан на использовании в планировании норм и нормативов;

- программно-целевой метод – заключается в детальной проработке целевого направления.

Основные задачи планирования

1. Выбор целей и оптимальной долгосрочной стратегии, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции;

2. Увязка целей и средств их достижения по определенным этапам на весь плановый период;

3. Эффективное использование всех видов ресурсов: финансовых, трудовых, производственных, интеллектуальных, информационных;

4. Организация взаимодействия всех подразделений предприятия с целью обеспечения выпуска и реализации указанных объемов продукции определенного качества в указанные сроки;

5. Контроль за исполнением планов.

Классификация планов

- по времени: долгосрочные (на 10-15 лет), среднесрочные (на 3-5 лет), краткосрочные (на 1 год с разбивкой по кварталам), оперативно-календарные (от 1 смены до 1 месяца);

- по уровням управления: планы холдинга, предприятия, структурного подразделения, конкретного исполнителя;

- по степени охвата: частные – охватывающие определенные сферы деятельности, общие – охватывающие деятельность всего предприятия;

- по предмету планирования: целевое (определение целей); планирование средств (материальных, финансовых и др. ресурсов); программное планирование (программы производства и реализации); планирование действий (специальные продажи, маркетинг и др.).

- по функциям назначения: стратегический план, инвестиционный проект, финансовый план, бизнес-план, план материально-технического снабжения, план по новой технике и др.

Стратегический план – предполагает выработку миссии организации (основной общей цели), представление миссии в виде долгосрочных и краткосрочных целей, а также выработку стратегий их достижения.

Финансовый план (бюджет) – план формирования распределения и использования финансовых ресурсов, капитала и резервов и предприятий.

Бизнес-план - разрабатывается с целью привлечения инвестиций при создании предприятия или в переломные моменты его существования: расширение масштабов деятельности, выпуск новой продукции, организация эмиссии ценных бумаг, состояние предбанкротства, введение внешнего управления.

 

Последовательность разработки краткосрочного, текущего плана предприятия (плана производственно-хозяй-ственной деятельности)

1. Уточнение параметров стратегического плана по производству и реализации продукции.

2. Разработка прогноза продаж (сбыта) в натуральном и стоимостном выражении по рыночным ценам.

3. Утверждение технологии, планирование операций (основных, вспомогательных, обслуживающих), расчет баланса производственной мощности.

4. Определение норм расхода на единицу продукции по сырью, материалам, топливу, энергии, трудовым затратам и т.д. в натуральном измерении.

5. Установление тарифов, цен, расценок в денежном измерении.

6. Калькулирование удельных издержек с учетом косвенных расходов (п. 4 × п. 5).

7. Сравнение удельных издержек с ценами, отраженными в прогнозе продаж.

8. а) Если сравнение удельных издержек с рыночными ценами свидетельствует об эффективности производственно-хозяйственной деятельности, то план дорабатывается по всем позициям и утверждается.

б) Если удельные издержки превышают рыночные цены, то необходима корректировка технологии производства, перерасчет производственной мощности и прочих операций (п.п. 3-8)

Структура краткосрочного текущего плана предприятия (плана производственно-хозяйственной деятельности)

1. План маркетинга.

2. Баланс производственной мощности.

3. План по новой технике и капитальным вложениям.

4. План производства и реализации продукции.

5. План материально – технического обеспечения.

6. План по персоналу и заработной плате.

7. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

8. Финансовый план.

Оперативно-календарное планирование включает

1. Детализацию текущего плана и доведение его до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы, графики и задания при этом составляются на месяц, декаду, неделю, сутки, смену, час;

2. Организацию схемы доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, вывоза готовой продукции, отходов производства, обеспечения исправности оборудования, подачу энергии, топлива, организацию контроля качества.

3. Обеспечение сплошного контроля за ходом производства, оперативное устранение неполадок и сбоев на каждом рабочем месте.

Пути повышения качества планирования

1. Проведение в необходимом объеме всех видов предплановой работы и, в частности, разработка многовариантных прогнозов;

2. Применение при разработке планов современных принципов и методов планирования;

3. Соблюдение необходимой логики разработки планов: стратегический план – долгосрочный план – среднесрочный план – краткосрочный план – оперативный план.

4. Учет требований рынка при планировании производства и реализации продукции;

5. Разработка производственной программы с учетом современных достижений научно-технического прогресса (высокопроизводительной техники, автоматизации, новых технологий).

6. Нацеленность планов на эффективное использование всех видов ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...