Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Внешняя политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе




1. Россия и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономи­ческий рост Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно стран Вос­точной и Юго-Восточной Азии, что значительно расширяет сферу региональных экономических связей. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, и это облег­чило им сотрудничество друг с другом. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира. Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии и начали менять географию сво­их внешнеэкономических связей, придавая все меньшее значение от­ношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета - ТЭС в 1967 г. В 1968 г. возникли Ти­хоокеанская конференция по торговле и развитию, а в 1980-м - Совет по Тихоокеан­скому экономическому сотрудничеству – СТЭС. Все эти организации были неправительствен­ными. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN), цель которой заключалась в содействии региональному сотрудничеству и ускорении экономического роста.

Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и ста­ло надежной основой для создания АТЭС — межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC), который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. Форум АТЭС был создан в ноябре 1989 г. на первой конференции министров иностранных дел и экономики двенадцати стран Азиат­ско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Р. Хоука. В него вошли шесть стран — участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зе­ландия, Соединенные Штаты и Канада. На этой встрече были опре­делены цели и принципы работы форума. Ее участники договори­лись, что, во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок. Во-вторых, АТЭС — экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли. В-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осу­ществляться постепенно, путем переговоров на равноправной осно­ве. Эти цели и принципы определили характер и направление работы АТЭС. Значительная веха в развитии АТЭС — Сеульская встреча 1991 г., на которой членами форума стали Китайская Народная Республика, Гонконг, бывший тогда британской колонией, и Тайвань. Встреча в Сиэтле в 1993 г. стала другим поворотным моментом в процессе развития АТЭС. Лидеры АТЭС решили создать «Сообщество Азиат­ско-Тихоокеанских экономик» путем либерализации торговли и ре­жима инвестиций и развития сотрудничества, которое будет способствовать устойчивому росту и уменьшению экономических различий в регионе. Богорская встреча в Индонезии в 1994 г. углубила процесс развития АТЭС. Ее наиболее важным достижением было принятие Богорской декларации, которая установила сроки для достижения торговой и инвестиционной либерализации: не позднее 2010 г. для раз­витых стран, на долю которых приходится 85% торговли в АТР, и 2020 г. — для развивающихся стран.

Таким образом, развитие АТЭС шло быстрыми темпами, что по­зитивно влияло на экономические и политические связи в регионе. Однако Россия, чья физико-географическая принадлежность к АТР неоспорима, вплоть до середины 1990-х гг. ориентировалась в своей внешней политике прежде всего на европейские страны, на сотруд­ничество с ЕС. И только с середины 1990-х гг. РФ все больше внима­ния стала уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными организациями. В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со стра­нами АТР. В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихооке­анского экономического сотрудничества (СТЭС), а в мае 1994 г. — в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). В марте 1995 г. Россия заявила о своем намерении принять участие в АТЭС и напра­вила в Секретариат форума соответствующую заявку. В 1997 г., в Ван­кувере, на 5-й ежегодной встрече лидеров стран, входящих в форум АТЭС, Россия вместе с Вьетнамом и Перу стала членом данной орга­низации. Этот шаг имел важной значение для трансформации АТЭС в универсальную организацию экономического взаимодействия в АТР. После вступления России в АТЭС доля этой организации в миро­вой экономике превысила 55%, а во внешней торговле достигла 54%. С 1998 г. Россия стала участвовать в формировании рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в АТЭС. Объем российского экс­порта и импорта с азиатскими странами увеличивается. Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой фор­ме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по разви­тию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР и создание в ее бассейне зоны свободной торговли; проект развития экономической зоны Японского моря; проекты строительства маги­стральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, про­ходящих через территории нескольких стран; уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов ост­рова Сахалин и др. Для дальневосточных районов России все более важным становится регулирование международной трудовой мигра­ции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансо­вом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Форум АТЭС, состоявшийся в 1998 г. в Куал-Лампуре, был по­священ азиатскому финансовому кризису и способам его преодоления. Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, участ­ники встречи высказались за дальнейшее углубление региональной интеграции и либерализацию торговли. На саммите АТЭС 1999 г. в Окленде была принята Декларация лидеров АТЭС. В декларации выделялись три основные линии сотрудничества в АТР: 1) укрепление рынков и обеспечение их открытости; 2) сохранение лидирующей роли АТЭС в мировой экономике; 3) обеспечение социальной ста­бильности. Работа саммита показала, что Россия постепенно утвержда­ется в качестве участника АТЭС, располагающего обширным про­мышленным и ресурсным потенциалом.

Форум в Брунее, состоявшийся в 2000 г., позволил закрепить Рос­сии свои позиции и почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Важным моментом стало участие в саммите президента России В. В. Путина, который в своем выступлении подчеркнул, что Россия представляет собой интеграционный узел, связывающий ме­жду собой Азию, Европу и Америку. Шанхайский форум, состояв­шийся в 2001 г., был посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с тер­роризмом и вопросам международной безопасности. Таким образом, региональная экономическая организация фактически впервые вы­ступила с политическими заявлениями, что свидетельствует о насту­плении нового этапа в ее развитии. На саммите в Лос-Кабосе, состо­явшемся в 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран — участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере. На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались про­блемы вступления стран — участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.

Интеграция России в динамично развивающийся Азиатско-Тихо­океанский регион положительным образом может сказаться на эконо­мике страны. По оценкам экспертов, в целом от участия в АТЭС, в том числе за счет либерализации торгово-экономических связей, Россия может получить эффект в несколько миллиардов долларов. Присо­единение к АТЭС станет стимулом для развития Сибири и российского Дальнего Востока, которые непосредственно прилегают к АТР. Расширение экономических связей России со странами АТЭС будет способствовать развитию инфраструктуры, обрабатывающей промыш­ленности, средств связи и коммуникаций в этих российских регионах. Несомненно, что развитие отношений РФ со странами АТР подтолкнет дальнейшую технологическую и экономическую модернизацию стра­ны, привлечение иностранных инвестиций. Нельзя не упомянуть и тот факт, что Россия, будучи единственным членом СНГ, имеющим выход к Тихому океану, вступив в АТЭС, становится своеобразным связующим звеном между СНГ и странами АТР. В долгосрочной пер­спективе Россия может занять ведущую позицию в отношениях меж­ду Европейским союзом и странами — участницами АТЭС. Развитие АТЭС будет оказывать не только огромное воздействие на экономи­ку АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в ре­гионе и в мире в целом, что наглядно продемонстрировали встречи в Шанхае, Лос-Кабосе, Бангкоке. Таким образом, интеграция России в АТР, прежде всего в АТЭС, является одним из приоритетных на­правлений российской внешней политики.

2. Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения. Китайская Народная Республика - одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн. квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в ко­торой в начале XXI в. проживает более 1 млрд. 276 млн. человек. Еще недавно это было одно из беднейших государств, но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию. Темпы роста китайской экономики были и остаются высо­кими и в среднем составляют 8-9% в год. По общему объему ВВП Китай вышел на одно из ведущих мест в мире. Благодаря политике открытости, емкому рынку и огром­ному экспортному потенциалу роль КНР в мировой экономике воз­растает. Эта страна - весьма привлекательный объект для иностран­ных инвестиций. Китайская экономика функционирует на рыночных началах, но ос­новы политической системы не изменились: монополия на власть по-прежнему принадлежит Коммунистической партии Китая.

Руковод­ство КПК с самого начала реформ подчинило внешнюю политику своей страны задачам экономического роста. Сохраняя полную неза­висимость и самостоятельность во внешних делах, дистанцируясь от союзов и блоков, Китай стремится не брать на себя лишнюю ответст­венность за какие-либо сложные международные ситуации. Так же как и в России, в КНР популярна идея «многополярного ми­ра». Предполагается, что Китай будет одним из его полюсов. Объек­тивно Китай имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из важнейших центров мировой политики, поскольку, наряду с огромным экономическим он обладает немалым политическим и военным по­тенциалом. После удаления представителей Тайваня КНР занимает место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагает третьим в мире (вслед за американским и российским) запасом ядерного оружия. Китайская армия насчитывает 2,5 млн. че­ловек и является самой многочисленной в мире. Правда, по техниче­скому оснащению и боевой подготовке НОАК (Народно-освободи­тельная армия Китая) еще несколько отстает от самых передовых армий, поэтому с самого начала реформ была поставлена задача модернизировать во­оруженные силы. Для выполнения этой задачи КНР закупает совре­менное вооружение и боевую технику, а также налаживает их произ­водство внутри страны.

Руковод­ство страны очень озабочено проблемой восстановления ее террито­риальной целостности. В 1990-е гг. ему удалось добиться определен­ных успехов в этом направлении. В 1997 г. на основе формулы «Одна страна- две системы» в состав КНР был включен Гонконг, до этого 100 лет находившийся под властью Великобритании. Эта же форму­ла предлагается для объединения с Тайванем.

Тайваньская проблема была и остается одной из наиболее острых во внешней политике КНР. В 1949 г. после поражения в гражданской войне правительство партии Гоминьдана во главе с Чан Кайши укры­лось на острове Тайвань, лишь за четыре года до этого возвращенном Китаю. При поддержке США чанкайшистские власти долгое время поддерживали дипломатические отношения с большинством госу­дарств мира. Китайская Республика (официальное название страны до 1949 г.), реально представленная только одним островом, сохра­няла членство в ООН. Правительство Чан Кайши считало, что его суверенная власть распространяется на территорию континенталь­ного Китая, который лишь временно охвачен «коммунистическим мятежом». В свою очередь, руководство КПК рассматривало остров Тайвань в качестве одной из провинций КНР, где «окопались недо­битые контрреволюционеры». По сути дела, и Гоминьдан, и компар­тия исходили из одного и того же принципа единства Китая и китай­ской нации.

Постепенно ситуация вокруг Тайваня менялась. По мере укреп­ления позиций коммунистического Китая официальные отношения с тайваньскими властями прекратили почти все государства. На Тайва­не также происходили серьезные изменения. Вслед за экономической модернизацией после смерти Чан Кайши в 1975 г. началась либера­лизация политического режима. Была принята новая конституция, предусматривавшая прямые выборы президента. Руководство КНР расценило это как шаг к провозглашению полной независимости ост­рова и весьма нервно отреагировало на первые президентские выбо­ры - вплоть до проведения демонстративных военных учений вбли­зи тайваньских берегов. Еще большее беспокойство Пекина вызвало то, что в процессе демократизации Гоминьдан лишился монополии на власть и в итоге уступил ее оппозиционной Демократиче­ской прогрессивной партии. Хотя Гоминьдан был историческим про­тивником коммунистов, он представлял старую политическую элиту, сформировавшуюся из тех, кто бежал на остров еще в конце граж­данской войны. Демократическая прогрессивная партия опиралась на коренное население Тайваня, среди которого были популярны идеи полной независимости острова. Однако на президентских выборах в начале 2008 г. вновь победил представитель Гоминьдана, ориентирующийся на диалог и сотрудничество с КНР. Пекин неоднократно заявлял, что, вы­ступая за мирное воссоединение острова с материковым Китаем, не остановится перед применением силы в случае суверенизации Тай­ваня.

Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отно­шениях между Китаем и Соединенными Штатами Америки. США неоднократно заявляли, что не допустят вооруженного «освобожде­ния» Тайваня со стороны КНР. Несмотря на то, что Вашингтон давно разорвал официальные отношения с островом, между США и Тайва­нем существуют многочисленные связи, в том числе и в военной сфере. Кроме этого, американо-китайские отношения осложняли критика Соединенными Штатами китайской политики в области прав челове­ка, разногласия по вопросам развертывания систем противоракетной обороны и т.д.

США и Китай весьма взаимозависимы в экономической сфере. Дефицит платежного баланса в торговле с КНР в некоторые годы со­ставляет для США огромную сумму в 50 млрд. долларов. Американ­ские инвестиции в китайскую экономику, заинтересованность КНР в доступе на рынок США и другие экономические факторы оказыва­ют влияние на политику этих стран и отношения между ними. Не­смотря на наличие проблем, в последнее время они взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса во­круг северокорейской ядерной программы.

Как известно, в отношениях между СССР и Китаем в 60-70-е гг. XX в. имел место конфликт, проявлявшийся в разных сферах. С на­чалом экономических реформ в КНР и перестройки в Советском Сою­зе двусторонние отношения стали улучшаться. Крах КПСС и развал СССР вначале вызвали настороженность у руководства Китайской компартии, однако исчезновение идеологического фактора повлияло благотворно на отношения между двумя странами. В 1990-е гг. отно­шения между Россией и Китаем развивались весьма успешно, хотя объем торговли не соответствовал и по-прежнему не соответствует их потенциальным возможностям. Российскую Федерацию и КНР связывало тесное военно-техническое сотрудничество. Поскольку стра­ны Запада ввели санкции против Китая, Россия стала единственной страной, где КНР могла делать закупки современных образцов воен­ной техники, решая задачу модернизации своих вооруженных сил.

Позиции России и Китая по большинству вопросов мировой по­литики в 1990-е гг. либо совпадали, либо были близки между собой. В целом удалось решить стоявшую ранее очень остро пограничную проблему. Вместе с постсоветскими государствами Центральной Азии - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном - Россия и Китай начали взаимодействие в рамках Шанхайской орга­низации сотрудничества для обеспечения региональной безопасно­сти. В 2001 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и со­трудничестве, в котором российско-китайские отношения были оха­рактеризованы как стратегическое партнерство.

В результате кадровых изменений, происшедших на XVI съезде КПК в 2002 г., высшие руководящие должности заняли молодые люди, не испыты­вающие личной привязанности к России. Их подход к отношениям с нашей страной, так же как и к международным отношениям в целом, отличается прагматизмом. На этом фоне в отношениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой наметились некоторые проблемы субъективного и объективного характера. Так, руководство Китая выразило недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих страте­гических партнеров об изменении российских позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания не­стратегических систем противоракетной обороны, а также по неко­торым другим вопросам.

Между Китаем, Японией и другими странами Даль­невосточного региона разворачивается конкуренция за доступ к энер­гетическим ресурсам России. Быстро растущая и энергоемкая эконо­мика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе. Одним из вариантов решения энергетической проблемы Китая могло бы стать строительство нефте- и газопроводов из России, в частности нефтепро­вода из российского города Ангарска в центр китайской нефтедобычи и нефтепереработки Дацин. Альтернативный вариант - прокладка трубопровода в порт Находка, откуда нефть могла бы поступать в Япо­нию. Позиция России по поводу возможных маршрутов транспорти­ровки нефти и газа пока не определилась, что вызывает недовольство китайских партнеров. Российские предприятия также не получили тех заказов на поставку энергетического оборудования в Китай, на которые они рассчитывали. КНР, сама лишь недавно ставшая членом ВТО и предпринимавшая значительные усилия для получения этого членства, теперь ставит перед Россией жесткие условия присоедине­ния к этой организации.

Таким образом, российской дипломатии предстоит выстраивать диалог с новым китайским руководством для решения этих проблем и продолжения сотрудничества и партнерства с крупнейшим из всех соседних с Россией государств.

3. Россия и Япония. Среди соседей Российской Федерации на ее дальневосточных рубе­жах особое место принадлежит Японии. Эта страна, как и Россия, от­носится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн. человек, Япония занимает третье место в мире после США и КНР по объему ВВП. Долгое время Япония демонстри­ровала впечатляющие успехи в экономическом и технологическом развитии. В последние годы эта страна столкнулась с определенными трудностями и проблемами, хотя и является одним из центров эконо­мической силы.

Политический вес Японии после окончания Второй мировой вой­ны долго оставался низким. После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полно­стью переориентирована на США. С Соединенными Штатами была связана японская политика в области обороны и безопасности, на японской территории разместились американские военные базы. Са­ма же Япония в соответствии с «мирными» статьями своей консти­туции отказалась от армии. Вместо нее были созданы так называе­мые силы самообороны. Правда, сегодня они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира. Еще в 1967 г. Япония сформулировала три безъядерных принципа, в со­ответствии с которыми взяла на себя обязательство не иметь, не про­изводить и не экспортировать ядерное оружие. Долгое время не допу­скалось направление японских военнослужащих за пределы страны.

Оставаясь союзником США и других западных стран, Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий, ограничиваясь финансовой помощью. Некоторые перемены произошли во внешней политике Японии в начале XXI в. Правительство добилось от парламента принятия решений, которые позволили активизировать Японии свою внешнюю политику, в том числе и по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Япон­ские воинские контингенты были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак. Эти события можно оценить как начало нового эта­па во внешней политике Японии и, возможно, нового этапа в россий­ско-японских отношениях.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие ослож­нены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен первый договор о границах. По этому договору северная часть Курил закреплялась за Россией, а юж­ная - за Японией. Точкой размежевания был выбран остров Итуруп. При этом Сахалин, где к этому времени уже проживали и русские, и японцы, объявлялся неразделенной территорией, на которую име­ли права оба договаривавшихся государства.

В 1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный до­говор, в соответствии с которым страны совершили территориальный обмен: весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских остро­вов - к Японии. Достигнутый баланс был нарушен через тридцать лет. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному до­говору получила его южную часть. Но и после этого Япония не оста­вила попыток расширить свою территорию за счет дальневосточных владений России. Поэтому отношения между двумя странами как до революции 1917 г., так и после нее складываются весьма непросто.

В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан Пакт о нейтрали­тете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке во время Вели­кой Отечественной войны. Однако обстановка на советско-японской границе весь период войны была сложной. С японской стороны со­вершались вооруженные провокации, японские военные корабли то­пили советские торговые суда. Западные союзники СССР - США и Великобритания, боровшиеся против японской агрессии в Тихо­океанском регионе, были заинтересованы в участии Советского Союза в войне с Японией. Но Сталин долгое время воздерживался от такого шага. После наступления перелома в войне с гитлеровской Германией позиция советского руководства стала меняться.

В ходе переговоров с партнерами по антигитлеровской

коалиции - Черчил­лем, Рузвельтом, а после смерти последнего - с

Трумэном - Сталин на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях обусловил вступление СССР в войну с Японией рядом требований. Он потребовал возвращения СССР южной части Сахалина и восстановления утраченного после поражения в Русско-японской войне права арен­ды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним. Кроме того, в качестве компенсации были затребованы Курильские острова и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проданная Японии в 1935 г.

На Потсдамской конференции в июне 1945 г. было достигнуто окончательное политическое соглашение, которое обязывало СССР через три месяца после окончания военных действий в Европе всту­пить в войну с Японией. Взамен СССР получал все то, что просил Сталин. Пятого апреля 1945 г. советское правительство заявило о де­нонсации Пакта о нейтралитете с Японией. Сделано это было на за­конных основаниях, поскольку возможность денонсации через четыре года предусматривалась в тексте документа, а причины заключались в недружественной и агрессивной политике Японии по отношению к Советскому Союзу в предшествующие годы. В августе 1945 г. после объявления войны Японии Красная Армия разгромила японскую Квантунскую армию в Маньчжурии и на прилегающих к ней терри­ториях. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова. В 1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Эти территориальные изменения следовало оформить международ­но-правовым путем.

Вокруг Южного Сахалина и Курильских островов ситуация раз­вивалась следующим образом. Второго сентября 1945 г. Япония подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. Ее территория была оккупирована американскими войсками, и на определенное время Япония лиши­лась суверенитета. Предстояло выработать мирный договор, в кото­ром были бы подведены итоги войны и в том числе зафиксированы территориальные изменения. Между тем, пока шла подготовка к под­писанию этого мирного договора, в международных отношениях также происходили перемены. Советский Союз и США, бывшие союзники во Второй мировой войне, быстро превращались в основных соперников на международной арене. Менялась ситуация в Восточной Азии, в том числе и вокруг Японии. В годы войны в Корее (1950-1952) от­ношения между СССР и США еще более обострились, а Япония фак­тически стала ближайшим тылом американских войск, действовав­ших на Корейском полуострове.

В 1951 г., в разгар Корейской войны, в Сан-Франциско был под­писан мирный договор с Японией, но Советского Союза среди госу­дарств, подписавших этот договор, не было. В тексте документа был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских ост­ровов, но не указывалось, кому переходят данные территории. Кроме того, отмечалось, что Советский Союз должен урегулировать свои отношения с Японией отдельно. Вскоре после подписания Сан-Францисского договора японская сторона выдвинула территориальные пре­тензии к СССР. Основанием для этого стало то обстоятельство, что южная часть Курильских островов входила в одну административ­ную единицу с островом Хоккайдо и считалась его северными терри­ториями. Остальная часть Курильских островов представляла собой отдельную административную единицу. Положения Сан-Францисского договора стали трактоваться как отказ именно от этой части Курильской гряды, а не от «северных территорий». Соединенные Штаты поощряли подобные выпады, оказывая поддержку Японии, которая теперь стала главным союзником США в Восточно-Азиат­ском регионе.

В отношениях между Советским Союзом и Японией в 1-й поло­вине 1950-х гг. сложилась довольно нелепая ситуация. Между этими соседними государствами не было дипломатических отношений, бо­лее того, сохранялось состояние войны. Если до 1951 г. Япония оста­валась побежденным оккупированным государством, а представитель Советского Союза участвовал в работе союзной контрольной комис­сии, то после подписания Сан-Францисского договора режим окку­пации прекратился, а контрольная комиссия была упразднена. Таким образом, СССР потерял официальные каналы связи с японскими вла­стями, а отсутствие официальных контактов затрудняло развитие от­ношений. Для Японии, как и для СССР, сложившаяся ситуация была неудобной, ведь на территории Советского Союза еще находилось несколько сотен тысяч японских военнопленных.

После смерти Сталина в советской внешней политике стали про­исходить изменения, коснулись они и отношений с Японией. В 1956 г. состоялся визит в Москву тогдашнего японского премьера Хатоямы, который вел переговоры с советскими лидерами — Хрущевым и Булганиным. В результате переговоров 19 октября 1956 г. была подписана «Совместная декларация Союза Советских Социалистических Рес­публик и Японии». В этом документе объявлялось о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений между двумя государствами. Стороны зафиксировали намерение активно развивать экономическое сотрудничество и вес­ти подготовку к подписанию мирного договора. В текст декларации было включено и положение о том, что СССР, идя навстречу поже­ланиям Японии и учитывая интересы японского народа, готов пере­дать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Ши­котан и островную гряду Хабомаи, после того как мирный договор будет подписан. Очевидно, делая такое заявление, советское руково­дство рассчитывало на сближение с Японией и улучшение двусто­ронних отношений, что в условиях холодной войны имело большое значение.

Однако Япония продолжала оставаться в сфере влияния США и в 1960 г. подписала с последними договор о безопасности, узаконив­ший дальнейшее пребывание американских военных баз на японской территории. В ответ на это советское руководство в лице Н. Хрущева заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г. Та­ким образом, несмотря на нормализацию советско-японских отно­шений, мирный договор между двумя странами так и не был подписан, тем не менее японская сторона настаивала на возвращении «север­ных территорий».

С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориаль­ных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий», увязывая этот вопрос со все­ми остальными вопросами развития отношений с СССР. В 1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство пред­принимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.

Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как пре­зидентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового ка­чества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств. План предусматри­вает комплекс мер в политической, экономической, культурной областях и, что является новым в отношениях двух стран, в сфере обороны и безопасности. По поводу заключения мирного договора и связан­ных с этим территориальных проблем стороны в рамках принятого плана определили для себя следующие задачи:

1) активизировать переговоры в целях скорейшего решения еще оста­ющихся проблем;

2) продолжать усилия «по разъяснению общественности двух стран важности заключения мирного договора»;

3) прилагать усилия для дальнейшего развития безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами;

4) продолжить на взаимовыгодной основе сотрудничество в области промысла морских биоресурсов;

5) искать устраивающие обе страны формы совместной хозяйствен­ной деятельности в районе островов в рамках функционирования подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности.

Однако быстрого решения спорных вопросов, очевидно, не будет. Серьезным препятствием является бескомпромиссная позиция япон­ских властей, которые увязывают вопрос заключения мирного дого­вора с передачей всех южнокурильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи) Японии и не согласны даже обсуждать условия Московской декларации 1956 г. Очевидно, что стремление к решению политических проблем было бы ярче выражено с японской стороны, если бы между двумя странами существовала большая экономиче­ская зависимость. Но сегодня это не так. Доля России во внешнетор­говом обороте Японии составляет всего около 1%. Без активизации экономических отношений вряд ли можно будет ожидать продвижения отношений в политической сфе­ре, но, в свою очередь, нерешенность политических проблем мешает развитию экономических связей.

4. Россия и проблемы Корейского полуострова. Стратегически и геополитически Корейский полуостров всегда входил в сферу интересов России. Любой конфликт на территории Корей­ского полуострова создает для российского Дальнего Востока пря­мую угрозу — военную, политическую, экономическую. Однако на протяжении уже более полувека на территории полуострова сохраняется очаг напряженности, обусловленный существованием двух антагонистических государств.

Официальной датой создания Республики Корея (расположена к югу от 38-й параллели) считается 15 августа 1948 г., Корейская На­родная Демократическая Республика (расположена к северу от 38-й параллели) была провозглашена 9 сентября 1948 г. Фактическое раз­деление полуострова на две части произошло в сентябре-октябре 1945 г. в ходе совместной советско-американской операции по осво­бождению Дальнего Востока.

Первоначально предполагалось осуществить объединение полу­острова путем дипломатических переговоров, однако формирование биполярной системы международных отношений и начало холодной войны препятствовали этому. Корейская война 1950-1953 гг., одна из наиболее кровопролитных войн XX в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между дву­мя государствами до сих пор не подписан мирный договор, сущест­вует лишь временное Соглашение о перемирии.) Вплоть до начала 90-х гг. XX в. на территории Корейского полуострова существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впослед­ствии и Япония. Корейской Народной Демократической Республике оказывали поддержку СССР и Китай.

С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Советского Союза от КНДР, хотя отношения между этими странами уже с 1960-х гг. в силу определенных идеологических про­тиворечий были непростыми. В отношениях с Южной Кореей по­явились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г.

После распада СССР внешняя политика России претерпела серь­езные изменения. И первая половина 1990-х гг. характеризуется форсиро­ванным развитием сотрудничества с Республикой Корея и свертыва­нием политических, экономических и военных отношений с КНДР. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея развивались на самом высоком межгосударственном уровне. В нояб­ре 1992 г. президент РФ Б. Ельцин и президент Республики Корея Ро Дэу подписали Договор об основах отношений между двумя стра­нами.

Напротив, межгосударственные контакты между РФ и КНДР фактически сошли на нет. В 1995 г. Москва отказалась продлевать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР, заключенный в 1961 г. Пхеньяну предложили обсудить про­ект нового договора, однако вплоть до конца 1990-х гг. этот проект находился в стадии разработки. Одновременно российская сторона прекратила оказывать экономическую и военную помощь КНДР. Та­кая политика ослабила позиции России на Корейском полуострове в целом, а это, в свою очередь, привело к вытеснению России из груп­пы государств, активно участвующих в процессе мирного урегулиро­вания Корейской проблемы и объединения полуострова.

«Ядерный кризис» 1993-1994 гг., связанный с давлением на КНДР в целях прекращения ее плутониевой ядерной программы, еще более ослабил позиции РФ на Корейском полуострове. История создания се­верокорейской ядерной программы началась с середины 1950-х гг. при активной поддержке СССР. В 1965 г. при содействии Китая и Советского Союза в местечке Енбен был запущен первый исследовательский ядерный реактор, там же был создан Научно-ис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...