Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии.




К субрегиону Южной Азии относятся государства, расположенные на полуострове Индостан и в непосредственной близости от него. Это Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка. Среди них особое место принадлежит Индии как крупнейшей в субрегионе и одной из крупнейших стран мира, занимающей второе место по численности населения. На рубеже столетий численность ее населе­ния составляла 1 млрд. человек. Индийская экономика растет довольно вы­сокими темпами — 7-10% в год, сегодня ВВП Индии превышает 1 трлн. долл. В некоторых современных наукоемких отраслях, на­пример, в производстве компьютерной техники и ее программном обеспечении, Индия способна конкурировать с наиболее развитыми странами мира. Можно отметить успехи Индии в промышленности и сельском хозяйстве, ядерных и космических исследованиях, подго­товке научных и инженерно-технических кадров. Есть в этой стране и социально-экономические проблемы, требующие решения, напри­мер крайне низкий уровень жизни большей части населения. Несмотря на это, здесь сохраняется стабильная политиче­ская система, основанная на демократических принципах. Индию час­то называют «самой большой демократией мира».

С момента обретения Индией независимости в 1947 г. ее отноше­ния с Советским Союзом развивались самым благоприятным обра­зом. Индия была важнейшим партнером и другом СССР в третьем мире. На начальных этапах индустриализации СССР оказал существенную помощь Индии, при его участии были построе­ны многие промышленные предприятия и объекты инфраструктуры. Успешно развивались советско-индийские торгово-экономические отношения, которые строились на выгодной в тот период обеим стра­нам клиринговой основе. Позиции СССР и Индии по важнейшим международным проблемам, как правило, совпадали или были близки.

Распад СССР негативно отразился на российско-индийских эко­номических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового обмена. Но со временем возникшие трудности были преодолены, рос­сийско-индийские отношения, основывающиеся на прочных тради­циях сотрудничества СССР и Индии, стали активно развиваться. В 2000-2003 гг. состоялись два визита российского президента в Ин­дию и два визита индийского премьер-министра в РФ, регулярно прохо­дят встречи руководителей ведущих министерств и ведомств двух стран, работают две межправительственные комиссии: одна - по торго­во-экономическому, научно-техническому и культурному, а другая - по военно-техническому сотрудничеству. В ноябре 2003 г. президент В. В. Путин и премьер-министр А. Б. Ваджпаи подписали Декларацию Российской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности. Они отметили, что создание будущего международ­ного порядка, основанного на многополярности, должно определяться не односторонними волевыми действиями, а коллективными и много­сторонними процессами, подчеркнули ключевую роль ООН в реше­нии международных проблем и урегулировании конфликтов. Россия неизменно подтверждает свою поддержку Индии как достойного кан­дидата в постоянные члены Совета Безопасности Организации Объ­единенных Наций в случаеего расширения. Важным направлением сотрудничества двух стран в сфере обеспечения безопасности сегодня является противодействие терроризму, поскольку и в России, и в Ин­дии существует угроза террористических акций. В целом в послед­ние годы позиции России и Индии по многим вопросам междуна­родных отношений совпадали.

В последние годы растут объемы взаимной торговли между Инди­ей и Россией. Если в 2002 г. товарооборот между этими двумя стра­нами составлял 2,1 млрд. долл., то в 2003 г он увеличился до 3,3 млрд. Хотя пока не удалось достичь объемов советско-индийской торговли начала 1990-х гг., структура торгово-экономических связей сегодня выглядит лучше. Реальные возможности увеличения объемов рос­сийского экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции от­крываются в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных долгосрочных программ, в частности разведки, добычи и транспортировки углеводородов; строи­тельства и модернизации ТЭС и ГЭС, строительства металлургических заводов; строительства шоссейных дорог долл; очистки и опреснения воды; развития электроники, информатики, телекоммуникаций, биотехно­логий.

Продолжается сотрудничество ОАО «Газпром» и ЗАО «Зарубежнефтегаз» с индийскими партнерами в рамках российско-индий­ского консорциума по разведке и добыче углеводородного сырья на шельфе в Бенгальском заливе. Осуществляются крупные проекты в энергетике (ГЭС «Тери», ГЭС «Котешвар», ТЭС «Кобра»), металлур­гии (заводы в Бхилаи, Роуркеле, Дургапуре, Бокаро, Висакхапатнаме), строительстве газопроводов, автодорог и других областях. В области научно-технического сотрудничества осуществлено более 200 проек­тов, охватывающих как фундаментальные, так и прикладные иссле­дования.

Индия, так же как и Китай, является основным партнером России в области военно-технического сотрудничества.

В последние годы в отношениях со странами Южно-Азиатского региона в целом и с Индией в частности большое значение приобре­ла проблема распространения ядерного оружия. Еще в 1974 г. Индия осуществила взрыв своего первого ядерного устройства. В 1998 г. в ответ на создание ядерного оружия в Пакистане в Индии были проведены испытательные взрывы пяти ядерных бомб. Хотя с тех пор ядерных испытаний не проводилось, ситуация остается опасной, поскольку обе страны так и не присоединились к Договору о нерас­пространении ядерного оружия. Отношения между Индией и Пакистаном напряженные из-за давнего территориального спора.

Его истоки уходят в 1947-1949 гг., когда происходил раз­дел Британской Индии на два государства. Территория штата Джамму и Кашмир была включена в состав Индии по просьбе местного правителя — махараджи, тогда как мнение населения не было выявлено и учтено. В Кашмир вторглись пакистанские войска, и их столкновения с индий­ской армией прекратились только после вмешательства ООН. С 1949 г. сохраняется перемирие на линии, сформировавшейся в ходе воору­женного конфликта. Пакистан объявил западную часть Кашмира собственной территорией, впоследствии передав ее часть Китаю для строительства стратегической автомобильной дороги. Перемирие несколько раз нарушалось, приводя к вооруженным конфликтам с участием ре­гулярных армий и пограничных войск Индии и Пакистана. Наиболее крупные столкновения произошли в 1965 г. Тогда военные действия удалось остановить благодаря посредническим усилиям Председате­ля Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Очередное обострение индо-пакистанских отношений произошло в конце 2001 г., когда экстремисты, проникшие из находящейся под пакистанским контролем части Кашмира, совершили ряд террори­стических актов на территории Индии, в том числе напали на здание парламента в столице страны - Нью-Дели. Дело чуть было не дошло до крупномасштабной войны, что представляло не только региональ­ную, но и глобальную угрозу, так как конфликтующие стороны вла­деют ракетно-ядерным оружием.

Российская Федерация приложила немало усилий для стабили­зации ситуации. В июне 2002 г. в Алма-Ате по инициативе президен­та РФ В. Путина состоялись его встречи с премьер-министром Ин­дии А. Б. Ваджпаи и президентом Пакистана А. Мушарафом. После этих встреч диалог между Индией и Пакистаном возобновился. Се­годня эти страны ведут переговоры на различных уровнях не только по кашмирской проблеме, но и по вопросам развития торгово-эко­номических связей, сотрудничеству в создании новых транспортных маршрутов, возобновлению и расширению обмена в спортивной, культурной и других областях.

В годы холодной войны разви­тие двусторонних связей осложнялось военно-политическим союзом Пакистана с США и его тесным военным сотрудничеством с КНР в период советско-китайского конфликта. Пакистан активно поддер­живал афганских моджахедов и стоял у истоков движения «Тали­бан», которое создавало угрозу российским интересам в постсовет­ской Центральной Азии.

Сегодня открываются возможности для преодоления наследия прошлого. Существуют неплохие перспективы для двустороннего сотрудничества в области экономических отношений. Геоэкономиче­ское положение Пакистана позволяет ему стать мостом, соединяю­щим нуждающуюся в энергоресурсах Индию с источниками нефти и газа в Центрально-Азиатском регионе и в зоне Персидского залива. Российские компании проявляют заинтересованность в проектах, связанных с прокладкой трубопроводов по территории Пакистана. Россия приветствовала бы политическую стабильность в этой стране, сохра­нение там светского режима, поскольку победа исламских фунда­менталистов могла бы резко усложнить обстановку в Южной Азии и прилегающих территориях.

К числу регионов, потенциальные возможности развития связей с которыми в современной России используются недостаточно, от­носится Юго-Восточная Азия. В прошлом отношения со странами этого региона определялись политико-идеологическими факторами. С государствами, обладающими статусом «социалистических» (Вьет­нам, Лаос) или «социалистической ориентации» (Камбоджа), у СССР были очень тесные связи в самых различных областях. С государст­вами, входившими в орбиту влияния Запада, контакты были сведе­ны к минимуму. В 1990-е гг. ситуация изменилась, поскольку распал­ся Советский Союз, а его бывшие союзники в регионе существенно скорректировали свою внутреннюю и внешнюю политику. Правящие партии Лаоса и Камбоджи отказались от марксистской идеологии.

Компартия Вьетнама пошла по китайскому пути, совмещая рыноч­ные реформы с сохранением основ прежней политической системы.

В 1970-1980-е гг. Вьетнам был главным союзником СССР в Юго-Восточной Азии. Созданный в тот период фундамент до сих пор явля­ется основой современных российско-вьетнамских отношений. Так, успешно действует совместное предприятие «Соввьетпетро», веду­щее добычу нефти на вьетнамском шельфе. Это предприятие прино­сит российскому бюджету 500 млн. долл. ежегодно. Вьетнамская на­родная армия вооружена советским оружием и военной техникой, поэтому и сегодня Вьетнам заинтересован в сохранении и развитии военно-технических связей с Российской Федерацией. Однако Рос­сия ни на государственном уровне, ни на уров­не не пользуется широкими возможностями, которые открываются в связи с бурным ростом вьетнамской экономики в последние годы. Между тем во Вьетнаме почти вся промышленная и транспортная инфраструктура была построена при помощи и участии Советского Союза, значительная часть инженерно-технических кадров получи­ла образование в СССР. Политические отношения между Россий­ской Федерацией и Вьетнамом развиваются успешно, осуществля­ются контакты на самом высоком уровне, позиции двух государств по большинству международных вопросов близки или совпадают.

Сегодня нет политических препятствий для развития взаимоот­ношений с другими ведущими странами Юго-Восточной Азии — Ин­донезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами, Таиландом и други­ми государствами региона. Эти взаимосвязи развиваются и в рамках АТЭС, и по линии сотрудничества России с АСЕАН как ведущей ре­гиональной организацией. Но торгово-экономическое, научно-техни­ческое и военно-техническое сотрудничество пока не соответствует достигнутому уровню политического доверия. Отчасти это объясня­ется закономерными трудностями, которые переживали как Россия, так и страны региона, в частности последствиями азиатского финан­сового кризиса 1997 г. По мере преодоления этих трудностей следует ожидать и изменений в динамике отношений России и государств Юго-Восточной Азии.

Литература: 2, 14, 18, 20, 22, 26, 29, 31, 35, 40, 42, 63, 69

Контрольные вопросы:

1. Что такое Азиатско-Тихоокеанский регион, и какие государства в него входят?

2. Когда Россия присоединилась к АТЭС и какое значение для нашей страны имеет участие в этой организации?

3. Каково место КНР в современной мировой экономике и политике?

4. Что такое «северные территории» и как вопрос о них влияет на российско-японские отношения?

5. Охарактеризуйте отношения России с двумя корейскими государствами.

6. Какое место занимают российско-индийские отношения во внешней политике России и почему?

7. Как развиваются отношения России со странами Юго-Восточной Азии?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...