Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УРОК ПЯТЫЙ. От вопросов к источникам




Если вы начинающий исследователь и рассчитываете найти большую часть ваших данных в библиотеке или Интернете, воспользуйтесь этим уроком, чтобы разработать план своего исследования. Если вы более опытный исследователь, то можете перейти к следующему уроку. Если вы очень опытный исследователь, переходите к Части III.

Если вы до сих пор ясно не сформулировали свой исследова­тельский вопрос, вам необходимо потратить некоторое время на чтение, для того чтобы найти тему, которую вы сумеете сузить, и сформулировать вопрос, как мы это описали в Уроке 4. Но если у Вас есть вопрос и хотя бы один вариант правдоподобного ответа (философ Ч.С. Пирс метко назвал это гипотезой на поруках), вы можете начать поиск данных, чтобы подтвердить его. Это не означает, что вы должны разложить перед собой все источники, которые сумеете найти, и перечитать их все, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Вы хотите найти надежные источники, чьи данные дадут вам возможность проверить эту гипотезу либо потому, то поддерживают ее, либо, что еще важнее, потому, что побуждают вас изменить или отбросить ее.

Однако если вы углубитесь в поиск источников, не имея плана, то рискуете увязнуть в трясине книг и статей. Источники могут завести вас куда угодно, поэтому легко бесцельно «прогуливаться» от одного источника к другому. Конечно, эта бесцельная прогулка может доставить удовольствие: все, кто любят познание, любят и прогулки от одной книги к другой, от одной идеи к другой. Эта прогулка может оказаться на удивление продуктивной: много важных открытий было сделано благодаря случайному столкновению с новой идеей, которую никому не приходило в голову искать целенаправленно. Поэтому мы не отвергаем все нецеленаправленное чтение: каждый из нас троих часто это делает.

Но если вы работаете, имея конкретный срок сдачи отчета, у вас нет времени полагаться на случай, вы должны искать целенаправленно. В следующем уроке мы расскажем о том, как работать с ресурсами, когда вы их найдете. Но, как мы сказали, не рассчитывайте получить прямолинейный план, который проведет вас от старта до финиша без единого поворота. Вы будете возвращаться назад так же часто, как и продвигаться вперед. Про­сто помните, что вы ищете в источниках данные, аргументацию и взгляды, которые либо подтверждают вашу гипотезу, либо пре­доставляют вам доводы, чтобы отвергнуть ее.

ТРИ ВИДА ИСТОЧНИКОВ

ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Это те материалы, о которых вы пи­шете непосредственно, «сырые данные». В таких областях, как ис­тория и литература, которые изучают писателей и документы, пер­вичными данными являются тексты этого периода или тексты писа­теля, которого вы изучаете. В этих областях вам редко удастся написать исследовательскую работу, не пользуясь первичными ис­точниками.

ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Это исследовательские отчеты, кни­ги или статьи, опирающиеся на первичные данные или источники. Вы можете цитировать их или ссылаться на них, чтобы поддержать свое собственное исследование. Если бы какой-то исследователь процитировал ваш исследовательский отчет для поддержки своей аргументации, ваш отчет стал бы его вторичным источником. Если бы он писал вашу биографию, ваша работа была бы его первичным источником.

ТРЕТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Это книги и статьи, опирающиеся на вторичные источники. Они синтезируют и объясняют исследования в какой-либо области, как правило, для широкой аудитории. Обычно они просто пересказывают написанное другими. Третичные ис­точники могут помочь на ранних этапах исследования, когда вы ста­раетесь получить общее представление о вашей области в целом, но являются слабой поддержкой для новых утверждений, поскольку чрезмерно упрощают предмет; редко обновляются и поэтому не пользуются доверием у большинства экспертов.

 

5.1. ПРОВЕРКА ИСТОЧНИКОВ НА НАДЕЖНОСТЬ

Ваши вопрос и гипотеза представляют собой важнейшую опору для проверки источников: они помогают сфокусировать внима­ние только на тех, которые проверяют вашу гипотезу, либо под­держивая ее, либо оспаривая. Если источник относится к вашей теме, но не к вашей гипотезе, он может быть интересным, но не наиболее полезным.

Разыскивая подходящие источники, вы также должны выпол­нить и второй вид проверки: Надежен ли этот источник? Как один подходящий источник ценнее дюжины неподходящих, точ­но так же один надежный источник ценнее дюжины ненадежных. Разыскивая источники, прежде всего обращайте внимание на те, которым можно доверять.

Не существует формулы для проверки надежности источника. Если вы студент-первокурсник, вам обычно достаточно опереться на несколько признаков надежности. Считается, что опытные исследователи проверяют надежность источников непосредствен­но, но даже новички удовлетворят большинство читателей, если их источники имеют хотя бы одну из следующих характеристик:

• Источник опубликован уважаемым издательством. Большинство университетских издательств надежны, особенно если это университет, чье название вам знакомо. В некоторых областях коммерческие издательства имеют такую же высокую репутацию, как и университетские, например: «Нортон» в литературе, «Аблекс» в точных и естественных науках, «Уэстло» в праве.

• Издательство пользуется рецензиями для всего, что публикует. У вас не будет большей гарантии надежности публикации, чем ее рецензирование и одобрение для печати независимыми экспертами в данной области. Большинство книг уважаемых изда­тельств рецензируются, хотя многие сборники статей рецензиру­ются только указанным(-и) в них редактором(-ами). Большин­ство лучших научных журналов требуют рецензии, но некоторые хорошие журналы их не требуют.

• Автор — уважаемый ученый. Книги и научные журналы обычно говорят вам что-нибудь о послужном списке автора, и вы легко можете узнать о нем боль­ше посредством Интернета.

• Источник современен. Вы должны пользоваться только новейшими источниками, но что считать новейшим, зависит от природы источника и области деятельности. В компьютерных науках статьи могут устаревать в течение нескольких месяцев. В философии первичные источники современны на протяжении столетий, вторичные — десятилетий. В целом источник, вводящий новые позицию или теорию, кото­рые большинство других исследователей принимают, остается современным дольше, чем источники, реагирующие на них или их развивающие. Считайте большинство учебников несовременными (за исключением, конечно, этого). Для вторичных источников вы можете выяснить стандарт современности по списку использованной литературы в журнальных статьях: какая дата самая ранняя? какой период охватывает большая часть дат? Для первичных источников (романы, пьесы, письма и т.п.) попробуйте выяснить, какое издание считается стандартным; иногда более ранним изданиям доверяют больше, чем позднейшим.

Эти признаки не гарантируют надежности. Рецензии иногда рекомендуют уважаемому издательству, чтобы оно опубликовало слабо аргументированную работу или работу, имеющую сомнительные данные, потому что другие аспекты этого исследования очень важны и их было бы жаль потерять, — каждый из нас троих делал это. Поэтому не думайте, что вы можете читать некритически все, что написано уважаемым исследователем и опубликовано уважаемым издательством. В Уроке 6 мы поговорим о критическом чтении, а в Уроке 9 — об оценке данных, которые вы нахо­дите в источнике. Но на первых порах руководствуйтесь этими признаками для выбора источника, заслуживающего внимания. Самый быстрый совет относительно наиболее надежных ис­точников по исследуемой теме вы можете получить, познакомив­шись с библиографией в конце этой книги или полистав одно из руководств по исследованиям в вашей области (приведенных там же). Как только вы нашли одну надежную книгу или статью — вы нашли начало тропы, по которой пойдете дальше: примечания, списки использованной литературы укажут источники, которые вы можете найти, а ссылки в этих источниках поведут вас по этой тропе еще дальше.

КОМУ ВЫ МОЖЕТЕ ДОВЕРЯТЬ?

Согласно рецензионному комитету, назначенному «Журналом Американской медицинской ассоциации», одним из наиболее ува­жаемых медицинских научных журналов, «в опубликованных рабо­тах было отмечено много статистических и методологических ошибок», даже несмотря на то, что эти работы были отрецензированы экспертами в данной области («Когда рецензия выдает ненадежный научный результат», New York Times, June 11, 2002, p. D6). У некоторых из вас могут просто опуститься руки, и вы можете отказаться от идеи надежности: если даже сверхвнимательные рецензенты из этого журнала не гарантируют надежности данных, что делать простому студенту? Вы делаете то, что все мы делаем, — лучшее, на что вы способны. Читайте критически, а когда сообщаете данные, делайте это как можно точнее. Мы вернемся к этому вопросу в Уроке 8.

 

5.2. НАХОЖДЕНИЕ ОПУБЛИКОВАННЫХ И ДРУГИХ ФИКСИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если только вы не собираете данные из экспериментов или наблюдений, вы, вероятно, будете находить нужные данные в книгах и статьях, иногда в фотографиях и кинопленке или видео- и аудиозаписях. Первая остановка должна быть в библиотеке ва­шего вуза или ближайшей публичной библиотеке. Даже можно найти библиотеку, которая специализируется по вашей теме: коллекция литературы семнадцатого столетия — в Библиотеке У.А. Кларка в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес); по конкретному общественному вопросу — Библиотека Националь­ной ружейной ассоциации в Фейрфаксе (штат Вирджиния); или даже по конкретной личности — Библиотека Мартина Лютера Кинга в Атланте и множество президентских библиотек.

Если библиотеки в вашем районе небольшие и не имеют книг и научных журналов по исследуемой теме, начните свой поиск заранее, с тем чтобы у вас осталось время получить нужные кни­ги по межбиблиотечному абонементу (МБА). Но независимо от того, насколько мала ближайшая библиотека, вы, возможно, найдете в ней больше помощи, чем подозреваете, в том числе справочные работы, как общие, так и специализированные, ру­ководства по исследованиям и большой выбор каталогов, биб­лиографий и баз данных.

Предостережение: некоторые хорошо знакомые с Интерне­том студенты думают, что лучший способ начать свое исследова­ние — ввести свою тему в поисковую систему и посмотреть, что она выдаст. Это может оказаться хорошим способом для того, чтобы найти материал, из которого вы сможете сформулировать иссле­довательский вопрос, но это очень плохой способ для того, что­бы находить надежные источники. Начните свой поиск с библио­теки: ее каталога, библиографий и баз данных, к которым вы сумеете получить доступ через Интернет.

5.2.1. БИБЛИОТЕКАРИ

Если вы знаете свою библиотеку, начинайте искать источни­ки. Но, если это ваша первая попытка выполнить серьезное ис­следование, вам, возможно, следует сначала переговорить с биб­лиотекарем. Библиотекари, как правило, рады помочь, когда вы не знаете, с чего начать. Многие библиотеки имеют специальных библиотекарей-консультантов (библиографов), а крупные библио­теки — даже специалистов по отдельным темам. Они могут пока­зать вам, как пользоваться онлайновыми каталогами — важней­шее знание в наши дни для любого исследователя. Если вы слиш­ком робки или горды, чтобы задавать вопросы, узнайте, дает ли ваша библиотека справки по электронной почте. Если нет, про­сто обратитесь к библиотекарю.

Самая важная работа, которую вы можете сделать на этом ран­нем этапе, — составить план. Если вы не подготовлены, ни один библиотекарь вам не поможет. Вы сэкономите свое время и не потратите впустую его время, если подготовите свои вопросы. Начните с описания вашего проекта: попробуйте воспользовать­ся трехступенчатой моделью из Урока 3, для того чтобы сочинить свою «историю в лифте», обобщающую то, что вы планируете сделать:

Я работаю над темой, потому что хочу, чтобы мои читатели поняли лучше

На первых порах ваши вопросы могут быть общими: Какие указатели периодической литературы приводят статьи о политике в области образования в 1950-е годы? Но по мере сужения вашей темы, формулируйте вопросы так, чтобы библиотекарь мог точно понять, что вам нужно: Как мне найти судебные решения по докт­рине «раздельного-но-равного» образования в начале 1950-х годов?

5.2.2. СПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

Если вы знаете о вашей теме достаточно, сосредоточьтесь на специализированных источниках, которые вам потребуются. Если вы знаете о ней мало, начните со справочных работ общего ха­рактера, таких, как энциклопедия «Британника», или специали­зированных изданий, таких, как «Энциклопедия философии». Они дадут надежный обзор вашей темы, в конце статей обычно при­водится список источников, которые составляют базовые тексты в данной области. Если вы ничего не найдете под одним заголов­ком, посмотрите вашу тему под другим заголовком. Например, в справочнике «Книги, вышедшие из печати» за 1993 год ничего не значилось под словом гендерный, термином, который теперь является стандартным для исследователей по женским вопросам, но было много названий под заголовком половой.

Одной студентке Чикагского университета понадобилось три похода в университетскую научную библиотеку, чтобы выяснить, где хранится большая часть книг. Она потратила два первых похода на блуждание между семью этажами читальных залов, находя там только справочные работы. Лишь на третий день она, наконец, собралась с духом и спросила библиотекаря, где же находятся все книги. Ей показали дверь, ведущую в главное книгохранилище. Мораль этой истории: спрашивайте!

5.2.3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ

В большинстве областей имеются богатые библиографические ресурсы, как печатные, так и онлайновые. Крупные библиотеки предлагают онлайновый доступ к библиографическим базам данных, охватывающим большинство областей, многие из которых предлагают рефераты статей. В некоторых новейших или узкоспециализированных областях вы можете найти библиографические списки на веб-сайтах, созданных отдельными учеными, факультетами вузов или научными ассоциациями. Они могут оказаться менее надежными, чем большие базы данных, но могут помочь вам начать вашу работу.

Вам также следует найти печатные библиографии, охватывающие всю вашу область или ее конкретные аспекты. Если вам повезет, вы найдете аннотированную библиографию, которая кратко описывает последние книги и статьи; это может оказаться самым лучшим способом, чтобы получить быстрый обзор того, что счи­тают важным другие исследователи. В большинстве научных обла­стей имеется журнал, делающий ежегодный обзор новых иссле­дований; он будет еще более полезен. Если вам нужны самые пос­ледние источники, «Хроника высшего образования» приводит список новых книг ежемесячно; а многие научные журналы пере­числяют «полученные книги» (новые книги, присылаемые изда­тельствами в надежде, что журнал их отрецензирует).

5.2.4. РУКОВОДСТВА ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ

Каждая основная область деятельности имеет хотя бы одно руководство (путеводитель) по ее ресурсам, которым пользуются опытные исследователи: библиографические списки, местонахож­дение основных первичных материалов, методы исследования и т.п. В зависимости от того, сколько у вас времени, вы можете захотеть изучить такие руководства-путеводители, особенно если ваша библиотека имеет материалы, на которые они ссылаются. Первый шаг в познании «азбуки» исследования — узнать, где эта «азбука» хранится. (Мы перечислим несколько наиболее популяр­ных руководств в нашем «Приложении для поиска источников».)

5.2.5. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ

В библиотечном компьютеризированном каталоге вы можете начать поиск источников по ключевому слову. Но ваша работа будет эффективнее, если сначала вы проверите конкретные на­звания в библиографиях. Если в библиотеке нет нужного изда­ния, закажите его по МБА (если позволяют сроки).

Как только вы найдете несколько источников, которые счи­таете надежными, можете расширить свой поиск двумя способа­ми: по ключевому слову и с помощью «прогулки». Для поиска по ключевому слову начните с ввода специфических понятий из на­званий книг, которые вы уже нашли, — например, Аламо, техас­ская независимость, Джеймс Боуи. Чтобы расширить поиск, ищи­те тематические заголовки в библиографических данных для каждого названия (они могут быть на странице «Подробности» он­лайнового каталога или, если вы имеете «физическую» книгу, — на обратной стороне титульной страницы). Эти заголовки — руб­рики Библиотеки Конгресса США для всех книг, вышедших в Соединенных Штатах. Поиск по ним укажет вам книги по вопро­сам, родственным вашему, но также и немало случайных книг.

Быстрый способ продвинуться по каталогу небольшой биб­лиотеки — проконсультироваться с онлайновым каталогом Биб­лиотеки Конгресса США (www.loc.gov). Пользоваться им легко, и вы сможете найти почти любую книгу, киноленту или звукоза­пись, какие пожелаете. Он также связан со многими каталогами университетских библиотек. Ваша библиотека может иметь только малую часть того, что вы найдете здесь, но она может заказать большую часть того, что вам может потребоваться. Относительно недавно вышедших книг, которых еще нет в библиотечном ката­логе, проконсультируйтесь в онлайновом книжном магазине. Эти книги вам, возможно, придется купить.

Имейте в виду, что, если ваша библиотека крупная или вы пользуетесь каталогом Библиотеки Конгресса, поиск по ключе­вому слову может дать огромное количество названий. Библиоте­ка Чикагского университета насчитывает почти 300 книг о Напо­леоне и более 3000 книг со словами окружающая среда в своих названиях. Если ваш поиск даст слишком много названий, сузьте этот список, пользуясь приемами, о которых мы рассказали в Уроке 3.

С другой стороны, если вы исчерпали все понятия, которые смогли придумать, и все равно ничего не нашли, быть может, ваша тема слишком узка или слишком удалена от «проторенной дорожки», чтобы дать быстрые результаты. Или вы, возможно, набрели на важный вопрос, о котором никто не размышлял до вас или не размышлял, по крайней мере, в течение долгого времени. Несколько столетий назад, например, «дружба» являлась важной темой для философов, но затем о ней забыли и долго не включали в основные энциклопедии. Недавно, однако, она возродилась в качестве серьезной исследовательской темы. Как бы то ни было, скорее всего, вам удастся что-то извлечь из своей темы только в результате собственной усиленной интеллектуальной работы. В конце концов, ваша тема может сделать вас знаменитым, но она не годится для письменной работы, срок сдачи кото­рой истекает через несколько недель.

5.2.6. КНИГОХРАНИЛИЩЕ

Второй способ, как можно расширить ваш поиск, — это по­тратить некоторое время на «прогулку», которую мы вам реко­мендовали выше. Если вы имеете доступ в книгохранилище[4], про­смотрите названия книг, стоящих на полке по обе стороны от вашей темы (смотрите прежде всего на книги с самыми новыми обложками). Многие книги окажутся неподходящими, но вы, веро­ятно, найдете и такие книги, которые, к вашему удивлению, прольют новый свет на ваш вопрос. (Каждый из нас троих нахо­дил бесценные источники таким способом.) Вам, быть может, удастся совершить такую прогулку и по Интернету. Многие биб­лиотечные каталоги дают возможность читателям прогуляться не только по шифрам книг или их адресам на полках в книгохрани­лище, но также по темам или авторам. Если этого нет в вашем каталоге, попробуйте прогуляться по каталогу Библиотеки Конг­ресса.

И последнее: наш совет предполагает, что ваша библиотека имеет онлайновый каталог. Если в вашей библиотеке его нет или ее каталог только частично размещен онлайн, вы можете выпол­нить большую часть вышеназванных задач с картотечным катало­гом, хотя и медленнее, но мы рекомендуем, чтобы вы начали не с карточек, а с Интернета — с каталога Библиотеки Конгресса. Несколько попыток поиска в нем дадут обзор всего того, что вы можете найти в своей библиотеке или по МБА.

5.2.7. ОНЛАЙНОВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Если большая часть ваших источников не книги, а статьи в научных журналах, оставьте каталог и «входите» прямо в онлай­новую базу данных вашей библиотеки. Хотя их поисковые воз­можности различны, почти все они позволяют искать по назва­ниям и ключевым словам всеми теми способами, которые мы описали выше (возможности для «прогулок», однако, встречают­ся редко). Помимо библиографических сведений многие базы дан­ных также содержат рефераты, которые могут ускорить процесс принятия решения, какие книги заслуживают внимательного чте­ния. Некоторые базы данных даже приводят полные тексты ста­тей, хотя часто за плату. За информацией слишком «свежей» для научных журналов обращайтесь к указателям периодической ли­тературы или проверяйте онлайновые архивы ведущих газет.

 

5.3. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Интернет меняется так быстро, что любые обобщения рискованны. Вот принцип, который справедлив сегодня, но может не быть таковым завтра; Если только у вас нет веских доводов в пользу источника, найденного в Интернете, предпочитайте печатный источник. (Нежелание идти в библиотеку к числу веских доводов не относится.) Хотя вам не следует слепо доверять ни одному источнику, большинство ваших читателей будут доверять источникам, опубликованным в надежных издательствах и научных журналах охотнее, чем почти любому источнику, появившемуся в Интернете.

Печатные источники пользуются большим уважением оттого, что большая часть данных, которые вы можете найти в Интернете, недостаточно надежны для серьезного исследования. Это обобщение усложняется тем, что каждый день в Интернете появляется информация, не уступающая по надежности лучшим печатным данным. Вы можете найти скрупулезно отредактированные онлайновые научные журналы, сбалансированные дискуссионные списки, чьи рецензии и другие отредактированные материалы предлагают надежный научный продукт, издания первичных текстов, превосходящие лучшие печатные издания и многое другое, что является достаточно надежным. Но подобные Интернет-источники находятся в тени некомпетентно отредактированных журналов; дискуссионных списков, изобилующих пустяками; очень ненадежных изданий первичных текстов и других данных, которые оказываются необъективными, искаженными, выдуманными или просто бредом сумасшедшего.

Сильная сторона Интернета — его же проблема: он не имеет контролеров. Это — как издательство без редакторов или библиотека без библиотекарей. Следовательно, вам доступны более зна­чительные ресурсы, чем те, которые вам предоставляют издатель­ства и библиотекари, но вы же несете и риск незнания того, какая часть этих ресурсов достойна чтения, заслуживает доверия, очищена от ошибок и т.д. Поэтому избегайте пользоваться Интер­нет-источниками, если не уверены в их надежности и не сможете убедить в их надежности ваших читателей. И никогда не полагай­тесь на Интернет, если хотите получить сбалансированную или полную подборку источников. По большей части люди размеща­ют в Интернете то, чем они страстно увлечены, поэтому необъек­тивностью страдают не только отдельные сообщения, но зачас­тую и целые подборки.

С другой стороны, есть несколько ситуаций, в которых вы можете воспользоваться информацией, находимой вами в Ин­тернете, вполне уверенно:

• Она размещена надежным научным журналом или онлайновым издательством.

• Она имеет точно такую же форму, какую вы бы нашли в библиотеке. Отчеты многих государственных, общественных и коммерческих организаций публикуются одновременно и в печати, и в Интернете.

• Она дополняет печатные источники. Некоторые научные журналы используют Интернет, чтобы хранить данные, не вошедшие в статьи; распространять иллюстрации, слишком дорогие для печати; или организовывать дискуссии между авторами и читателями.

• Она слишком «свежая», чтобы ее можно было найти в биб­лиотеках.

• Она размещается только в Интернете. Сегодня уже многие государственные и научные базы данных размещаются только онлайн.

• Она — ваш первичный источник. То, что размещается в Интернете, представляет собой первичные данные о мыслях отдельных людей, взглядах конкретных групп и т.д.

Но помните: прежде чем вы сочтете сообщение надежным для работы с ним, оцените компетенцию автора сообщения и тех, кто владеет веб-сайтом, обслуживает или поддерживает его.

Предостережение: Вы можете найти в Интернете много печатных материалов, размещенных там в нарушение авторских прав. Осмотрительные читатели не доверяют неавторизованным копиям, поскольку те очень часто воспроизведены неточно. Этически щепетильные читатели не любят видеть ссылки на эти копии, так как эти копии противозаконны. Если вы не знаете точно, размещен ли текст с разрешения автора (как в базах данных), пользуйтесь лучше печатной, чем Интернет-версией данного текста.

Для поиска источников в Интернете пользуйтесь теми же самыми приемами, которые мы описали для библиотечных каталогов, в данном случае — с помощью поисковой системы. Вы не найдете здесь тематических заголовков, но сможете воспользоваться теми же самыми ключевыми словами, которыми пользовались ранее. Будьте готовы, однако, отсеять немало «породы». (В разделе «Несколько слов о некоторых наших источниках» мы приводим ряд путеводителей (руководств) по исследованиям в Интернете. Они содержат более подробные советы по исследованиям, опирающимся на Интернет, чем мы можем предложить здесь.)

 

5.4. СБОР ИНФОРМАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО У ЛЮДЕЙ

Большинство проектов могут быть выполнены исключитель­но с помощью книг или Интернета, но вам также могут понадо­биться данные, которые можно получить только из бесед с дру­гими людьми. И опять: важнейшая работа, которую вы можете сделать, прежде чем беседовать с ними, — это составить план. Вы сэкономите время, если подготовите конкретные вопросы. Помо­гите вашему источнику понять, что вы хотите, превратив трех­ступенчатую модель из Урока 3 в «историю в лифте», заканчива­ющуюся тем, как, по-вашему, этот человек может помочь вам:

Я работаю над темой, чтобы узнать… что хочу, чтобы мои читатели поняли лучше. Я надеюсь узнать от васэто...

5.4.1. ЭКСПЕРТЫ КАК ИСТОЧНИКИ БИБЛИОГРАФИИ

На каждой стадии исследования обычно можно найти кого-нибудь, кто направит вас. На первых порах ваши преподаватели помогут вам сформулировать вопрос и найти источники. Здесь также: качество получаемой вами помощи зависит от качества задаваемых вами вопросов. Чем лучше вы подготовитесь к беседе с преподавателями, тем больше они смогут вам помочь. Ваши преподаватели могут не знать всех ответов, поэтому, возможно, придется обратиться за помощью к другим людям. (Вы можете даже быть уверены, что ваши преподаватели не знают всех отве­тов, и тогда у вас будет нечто, чему вы можете научить их, и они прочтут ваш отчет с интересом.)

Вы никогда не сможете предвидеть, как много помощи вам потребуется. На одном полюсе: мы знаем студента-старшекурсни­ка, который встречался со своим научным руководителем каж­дый день за завтраком, сообщая о том, что он нашел за предыду­щий день, и получая указания на предстоящий день. (Это, воз­можно, неплохо, потому что студенты редко получают подобную помощь от кого бы то ни было.) На другом полюсе — те незави­симые ученые, которые исчезают в библиотеке и никогда не раз­говаривают ни с кем, пока в один прекрасный день не появляют­ся с готовым проектом, иногда годы спустя. (Мы, право, не знаем ни одного такого человека, но слышали, что они существуют.) Большинство исследователей выбирают средний путь, опираясь на неформальные беседы при выборе чтения, которое, в свою очередь, вызывает у них новые вопросы и догадки для их даль­нейшей «обкатки» на других людях.

5.4.2. ЛЮДИ КАК ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В некоторых областях приходится собирать первичные данные у людей. Даже если ваше исследование не о людях непосредствен­но, вы все равно можете найти людей, готовых поделиться информацией, если сумеете помочь им понять вашу заинтересован­ность в их знаниях. Не избегайте людей из коммерческих, госу­дарственных и общественных организаций вашего населенного пункта. Например, если вы исследуете десегрегацию школ в ва­шем городе, вы, быть может, читали судебные решения по доктрине «раздельного-но-равного» образования, которые вам помог найти библиотекарь-консультант, но вы можете также обратить­ся в управление местного школьного округа и узнать, работают ли там еще люди, которые готовы поделиться с вами своими вос­поминаниями.

Мы не имеем возможности объяснить трудности проведения интервью, но помните: чем лучше вы отфильтруете то, что вы знаете, от того, что вы хотите узнать, тем больше вероятность получить то, что нужно. Короче — планируйте. Вам необязательно строить сценарий интервью вокруг строго установленного набора вопросов — на самом деле это плохая идея, поскольку такой под­ход может «парализовать» вашего собеседника. Но подготовьтесь, чтобы избежать нецеленаправленного разговора с вашим источ­ником. Вы всегда можете вернуться к книге, которую неправиль­но поняли, но люди, как правило, не относятся к тем источни­кам информации, к которым можно возвращаться многократно просто потому, что вы подготовились недостаточно, чтобы полу­чить то, что вам нужно, с первого раза.

ЭТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ

В последние годы наше общество начинает понимать все больше и больше, что, когда исследователи изучают людей, они могут неумышленно навредить им — не только физически, но и эмоционально, — ставя их в затруднительное положение или вторгаясь в их частную жизнь. Поэтому сегодня во всех вузах учреждены комитеты по гуманитарным вопросам, которые проверяют все исследования, прямо или косвенно вовлекающие людей, выполняются ли эти исследования студентами или профессиональными исследователя­ми. Цель этих комитетов — удостовериться, что исследователи сле­дуют максиме, которая должна руководить исследованиями так же, как она руководит медициной: Прежде всего не навреди. Поэтому проконсультируйтесь в таком комитете, если вы используете людей в качестве источников данных — интервьюируя, анкетируя их, воз­можно, даже просто наблюдая за ними. Вам не потребуется разре­шение, если вы неформально побеседуете с несколькими соседями по общежитию для письменной работы по первому курсу письмен­ного изложения (из вежливости, однако, вам все-таки следует ска­зать им, что вы собираетесь сделать с информацией, которой они вами поделятся). Разрешение вам, скорее всего, потребуется, если вы старшекурсник и хотите провести в общежитии опрос, чтобы по лучить личные данные любого рода. Но, если вы аспирант или про­фессиональный исследователь, вы обязаны без промедления получить разрешение, прежде чем начнете какое-либо исследование, в котором участвуют люди. Преодоление этих «препон» может показаться бюрок­ратической псевдоработой, но, если вы этого не сделаете, вы можете навредить тем, кто помогает вам, самым непредсказуемым образом, а отвечать, возможно, придется вашей организации.

 

5.5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРОПЫ

Когда вы нашли книгу, которая кажется вам полезной, про­смотрите ее предисловие. В нем автор может перечислять своих друзей и членов своей семьи, но также он может сообщить и о тех людях, которые, по его мнению, сделали хорошую работу. Затем просмотрите ссылки на работы и предметный указатель. Список использованной литературы перечисляет книги и статьи на ту же самую или близкую тему, а предметный указатель подскажет, какие из них использовались чаще всего (как правило, чем больше стра­ниц посвящено какому-нибудь автору или книге, тем более они важны). Статьи обычно начинаются с обзора предшествующих исследований, а большая часть из них имеет сноски или список источников.

Теперь начинается второй раунд. Если ваш список короткий, прочтите все, что в него входит. Если он длинный и вам необхо­димо укоротить его, начните с источников, упомянутых чаще всего в работах, которые вы прочли в первом раунде. Сосредоточьтесь на тех, которые лучше всего соответствуют вашей проблеме, однако не пропустите работы, не упомянутой там, но соответствующей вашей теме: вы получите более высокую оценку за оригинальность, если сошлетесь на хороший источник, который находили очень немногие. Идя по этой «библиографической тропе», вы сумеете отыс­кать дорогу даже через самую пересеченную исследовательскую местность, так как один источник всегда ведет к другим.

 

5.6. ЧТО ВЫ НАХОДИТЕ

Среди этих ресурсов вы можете найти несколько названий прямо по вашей теме. Вас даже может охватить минутная паника, когда вы найдете статью, название которой может оказаться точь-в-точь, как ваше: «Трансформация Легенды об Аламо: история на службе у политики». В этот момент вы можете подумать: Вот он — мой проект, ничего нового я добавить не смогу. Возможно, вы пра­вы, но, возможно, и нет. Изучите этот источник, чтобы понять, отвечает ли он на ваш вопрос. Если да, тогда вам следует сформу­лировать новый вопрос. Но, когда вы увидите, каким образом анализировалась ваша тема, вы, возможно, найдете, что сказать об этом анализе. В самом деле, увидев, как кто-то другой работал над вашей темой, вы, как правило, сможете сделать это лучше. Если автор не сумел изложить предмет как следует, то благодаря ему вы неожиданно получили хорошую помощь для формулиро­вания вашей проблемы и получили «суть» вводных абзацев ваше­го собственного отчета (см. с. 88—90).

Самая важная вещь, которую вы можете сделать на этом эта­пе, — это держать перед своим мысленным взором вопрос своего исследования. Вы обязаны проверить свои источники на надеж­ность, но также обязаны проверить их на соответствие: считаете ли вы, что они помогут ответить на ваш вопрос? или даже прояс­нить его? Не оставляйте без внимания источники, которые всего лишь по вашей теме, поскольку вы, безусловно, найдете их по­лезными. Секрет в том, чтобы читать непредубежденно — настолько «всеядно», насколько позволяет вам время, но с мыслью, кото­рая способна отсекать те источники, которые не относятся к ва­шему конкретному вопросу и к возможным ответам на него.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...