Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т а б л и ц а 7.3. Расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих 8 глава




В этой задаче неизвестной является величина предельного уровня материальных затрат для обеспечения прибыли. Для ее определения подставим в формулу (2.28) из­вестные значения, чтобы определить искомую величину т:

,йт) 12 00012 000

120 000? 6000^1 38-го' • 3000 I т 30001

откуда т = 34 руб., или в расчете на месячную потребность: 34 • 3000 = 102 000 руб.

Нулевая прибыль ресторана по данному изделию достигается при материальных затратах не более 102 тыс. руб., а предлагают поставку сырья за 90 тыс. руб., сделка явно выгодная, на нее следует согласиться.

П р и м е р 2.12. Фирма ежемесячно продает 8000 единиц товара по цене 50 руб. при прямых расходах на единицу 20 руб. Постоянные (накладные) расходы составляют в среднем 180 000 руб. в месяц.

1. Каков критический объем продаж в количественном и суммовом выражении?
В количественном измерении:

180 000,„пп,. 50-20 =(еД'); в стоимостном выражении:

50 • 6000 = 300 000 (руб.)

2. Сколько получает фирма прибыли в настоящее время?

Пр = 50 ■ 8000 - 180 000 - 20 ■ 8000 = 60 000 (руб.).


92 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

3. Сколько нужно продать единиц товара, чтобы получить прибыль в размере
72 000 руб.?

72 000 = 50 -А"- 180 000-20 -Л";

Х- 8400 (ед.).

4. На сколько нужно увеличить цену, чтобы получить прибыль на 10 000 руб. больше
при прежнем количестве продаж?

60 000 + 1000 + 8000 р - 180 000 - 20 ■ 8000;

р = 51,25 (руб.);

51,25-50,00 =1,25 (руб.).

5. Сколько прибыли получит фирма при снижении цены и прямых затрат на 10% и
накладных расходов на 10 000 руб.? Оправданно ли это при сохранении количества
продаж?

Пр = 45 • 8000-170 000 - 18 ■ 8000 = 46 000 (руб.).

Нет, неоправданно, поскольку прибыль снизилась с 60 000 до 46 000 руб.

6. Есть ли смысл снижать цену, если из-за этого объем продаж увеличится на
2000 ед.?

Пр = 45 ■ 10 000 - 180 000 - 10 000 • 20 = 70 000 (руб.).

Прибыль возросла на 10 000 руб., следовательно, снижение цены оправданно.

7. Сколько нужно продать дополнительно товаров, чтобы считать оправданной арен­
ду торговых площадей за 12 000 руб. в месяц?

Необходимо иметь дополнительную выручку от продажи не менее 420 000 руб.

Производные показатели

На основе соотношений, положенных в основу расчета ТНП, может быть исчислен ряд производных показателей, таких как кромка финансовой безопасности, коэффициенты риска убытков, запас проч­ности сбыта, величина эффекта операционного рычага и др.

Кромка (граница) финансовой безопасности — это разница между безубыточным объемом реализации и максимальным прогнозируемым объемом продаж. Чем меньше эта величина, тем рискованнее произ­водство и продажа данного товара. Запас финансовой безопасности представляет собой объем товаров в количественном и стоимостном выражениях, который предприятие надеется продать сверх объема, обеспечивающего ему безубыточность.

Уровень кромки безопасности особенно важно знать при прогнозах продаж, поскольку они всегда допускают возможность погрешностей. Если погрешность будет выше кромки безопасности, существует веро­ятность того, что предприятие не только не получит прибыли, на что надеялись при прогнозировании, но и станет убыточным.


Пример2.13. В примере 2.12 при цене и переменных издержках на единицу товара соответственно 50 и 20 руб. и постоянных расходах 180 000 руб. точка безубыточности находится на уровне 6000 ед. или 300 000 руб. выручки. Существующий запас безопас­ности составляет 2000 ед. (8000 - 6000) или 100 000 руб.

Уровень кромки безопасности можно выразить в процентах как отношение разницы в объемах достигнутой (ожидаемой) и безубыточ­ной реализации к фактическому (прогнозируемому) объему продаж. В примере 2.13 кромка финансовой безопасности в процентах ф6) равна:

Коэффициент риска убытков позволяет предпринимателю видеть, насколько допустимо сокращение выручки от продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки. Нетрудно заметить, что этот пока­затель характеризует тот же запас финансовой прочности в абсолют­ном и относительном выражении только с обратным знаком. Его при­меняют не для прогнозирования или оценки прогнозов, а для анализа текущего соотношения затрат и выручки. В реальной практике менед­жер ориентируется на то, что при возрастании коэффициента риска убытков предприятию необходимо обеспечить улучшающиеся условия предпринимательства.

Запас прочности в стоимостном измерении — это разница между фактически полученной выручкой от продаж и значением точки без­убыточности в стоимостном выражении. При достаточном запасе прочности прибыль предприятия равна сумме удельного маржиналь­ного дохода, полученного от количества единиц продукции, работ, услуг, реализованных сверх критического объема.

М=(р1-г,)-(Хт0). (2.29)

Любое изменение объема продаж в силу непропорциональности затрат и результатов деятельности вызывает еще большее изменение прибыли. Это так называемый эффект операционного рычага. Его ха­рактеризует отношение маржинального дохода к прибыли от реализа­ции:

где /оп — индекс эффекта операционного рычага.

По величине этого показателя можно судить, на сколько процентов изменится прибыль при снижении или увеличении выручки на 1%. Чем больше удельный вес постоянных расходов в общей сумме вало-


94 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

вых затрат, тем сильнее действие операционного рычага и выше риск. Поэтому при падении объема продаж рекомендуется снижать посто­янные расходы, поскольку даже небольшое уменьшение выручки при­водит к более значительному относительному сокращению прибыли. Если спрос стабилен, можно допустить увеличение постоянных расхо­дов при сохранении постоянного прироста прибыли.

Долю маржинального дохода в выручке характеризует коэффициент выручки, рассчитываемый по формуле

Он показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки. Высокий коэффициент выруч­ки характеризует эффективную работу организации, но в то же время свидетельствует о высокой чувствительности ее бизнеса к колебаниям объемов продаж. В условиях нестабильной ситуации на рынке такое предприятие рискует получить убытки.

Рискованность деятельности хозяйственной организации характе­ризует показатель запаса прочности. Он рассчитывается в количествен­ном и стоимостном выражении как разность между фактическим объ­емом производства и продаж и точкой безубыточности. Чем больше запас прочности, тем стабильнее финансовое положение предприятия, тем меньше у него риск убытка в результате снижения объемов сбыта.

Практическое использование показателей

Данные о величине сумм и ставок покрытия и основанные на их значениях производные показатели, в том числе используемые для рас­чета параметров ТНП, получили довольно широкое распространение для прогнозирования издержек, цены реализации продукции, допус­тимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целе­сообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать», «ремонтировать или заменять новым» и в других расчетах на оптимизацию управленческих решений.

Во многом это объясняется сравнительной простотой, нагляднос­тью, доступностью расчетов точки нулевой прибыли для широкого круга пользователей. Вместе с тем при осуществлении расчетов без­убыточности на основе сопоставления величин постоянных затрат и маржинального дохода на единицу продукции, работ, услуг необходи­мо иметь в виду, что формулы ТНП годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализа-


2.3. Маржинальный доход и ставка покрытия



ции единицы продукции и переменные издержки на единицу продук­ции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета этих ограничений, могут привести к неправильным выводам.

Расчет пределов и условий безубыточности, построение соответст­вующих графиков — всего лишь инструменты для анализа соотноше­ний затрат и результатов продаж, способы обоснования, но не средства прогнозирования будущих коммерческих результатов.

При расчете ТНП мы исходили из принципа линейного наращи­вания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. Между тем по мно­гим видам товаров игнорирование скачкообразного роста и снижения объемов производства и продаж неправомерно. Кроме того, при изго­товлении сложных технических изделий (например, крупнотоннажно­го оборудования, судов, мощных турбин), требующих длительного производственного цикла, предприятие много месяцев осуществляет и постоянные, и переменные затраты, и лишь после завершения всех операций изготовления и испытаний изделие поступает на продажу. Для этих случаев более реалистичные результаты позволяют получить расчеты безубыточности, выполненные с учетом реальных временных процессов изменения объемов затрат и выручки от продаж.

При определении условий достижения безубыточности и постро­ении соответствующих графиков важно правильно задавать данные о степени использования производственных мощностей. Зависимости затрат и результатов деятельности, определенные для условий полного, 100%-ного использования производственных мощностей, реализации всей изготовленной продукции, могут оказаться неадекватными реаль­ным возможностям предприятия и привести к необоснованным реше­ниям.

Наряду с несомненными достоинствами методология расчета пара­метров ТНП обладает и определенными недостатками, которые связа­ны прежде всего с допусками, заложенными в его основу.

Необходимо всегда помнить, что при применении методов анализа точки нулевой прибыли действуют определенные ограничения, вслед­ствие которых полностью адекватно и эффективно данный анализ ■может быть применен лишь в определенной экономической ситуации. Выводы и решения, основанные на результатах расчета ТНП, должны учитывать следующие обстоятельства:

• показатели, определяемые в системе расчета ТНП, не являются абсолютно точными данными, а представляют собой некоторые целе­вые величины, на которые должно ориентироваться управление пред­приятием при принятии решений в вопросах максимизации прибыли;


96 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

«все важнейшие величины и определяющие их факторы (напри­мер, постоянные расходы отчетного периода, переменные затраты еди­ницы продукции или цены на нее) принимаются неизменными, что возможно лишь в краткосрочном периоде времени, и то не всегда;

• выводы анализа ТНП всегда ориентированы только на опреде­ленный продукт или на определенную группу продукции, их нельзя распространять на всю совокупность производимых и реализуемых то­варов, работ, услуг;

• все факторы, которые не находятся в прямой взаимосвязи с ре­ализованной продукцией, но оказывают влияние на затраты и прибыль (например, повышение ставки банковского процента, осуществленное на основе решений правительства, изменение ставок налогов и т.п.), из анализа нулевой точки прибыли должны быть исключены.

Таким образом, анализ ТНП не является абсолютно универсальным инструментом управления прибылью, а его расчет в определенной сте­пени абстрагируется от экономической реальности. Однако анализ точки нулевой прибыли является одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку его точность при комбиниро­ванном применении с другими методами анализа, например анализом сумм и ставок покрытия, является вполне достаточной для обоснова­ния управленческих решений в реальной жизни.

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Что означает понятие «затраты»? Чем затраты предприятия отличаются от его расходов?

2. Назовите цели и задачи учета затрат и расходов предприятия. В чем различие?

3. Приведите примеры, когда:

а) издержки не представляют собой затраты на выпуск продукции;

б) затраты не являются издержками производства;

в) издержки производства одновременно являются затратами на вы­
пуск продукции.

4. В чем различие в содержании расходов по обычной деятельности в уп­равленческом и финансовом учете?

5. Что означает понятие «нейтральные затраты»?.

6. Чем отличаются доходы и расходы предприятия от притока и оттока денежных средств?

7. В чем различие понятий «экономическая выгода» и «доход»?

8. Как бы вы определили полученную предприятием добавленную стои­мость?

9. Для чего нужно разделять релевантные и нерелевантные расходы?

 

10.Дайте определение прямых и косвенных затрат, приведите примеры.

11. Чем различаются постоянные, переменные и полупеременные расходы?


Контрольные вопросы, задания, тесты 97

12. Как изменятся издержки предприятия при изменении степени исполь­зования производственной мощности?

13. Относится ли заработная плата следующих лиц к оплате труда за ос­новную производственную работу по изготовлению продукции или к заработ­ной плате обслуживающего персонала:

а) заработная плата работников охраны;

б) заработная плата крановщиков;

в) заработная плата рабочих на конвейере;

г) заработная плата работников отдела контроля?

К каким затратам, постоянным или переменным, вы бы отнесли заработ­ную плату этого персонала?

14. К постоянным или переменным относятся следующие затраты пред­
приятия:

а) сырье и материалы;

б) амортизация машин и оборудования;

в) заработная плата производственного персонала;

г) плата за аренду складских помещений;

д) отопление и освещение цехов и заводоуправления;

е) затраты на гарантийное обслуживание и ремонт;

ж) амортизация зданий цехов и заводоуправления;

з) топливо и эйергия на технологические цели;
и) расходы на рекламу;

к) затраты на упаковку продукции.

15. Дайте определение предельных и средних затрат.

16. В каких случаях дополнительные постоянные расходы можно считать оправданными?

17. В какой ситуации решение о продаже части оборудования можно счи­тать правильным?

18. Какие методы разделения расходов на постоянные и переменные вы знаете? Почему ни один из них не может считаться абсолютно точным?

19. В чем состоит разница между маржинальным доходом и прибылью?

20. В чем различие между суммой и ставкой покрытия?

21. Назовите, по крайней мере, два плюса и два минуса для принятия решений по управлению на основе анализа сумм и ставок покрытия.

22. Чем отличается уровень кромки безопасности от коэффициента риска убытков?

23. Какие затраты считаются устранимыми, а какие неустранимыми?

24. Маржинальные затраты на изготовление и сбыт продукции в расчете на единицу при увеличении объема продаж снижаются. Объясните, почему это происходит.

25. В чем различие производственной функции и функции издержек про­изводства?

26. Что вы понимаете:

а) под количественной адаптацией издержек;

б) под адаптацией к условиям интенсификации производства;

в) под адаптацией затрат к изменениям времени?

4 - 2028


98 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

27. Какие ограничения необходимо иметь в виду при расчете параметров точки нулевой прибыли?

28. Почему на российских предприятиях расчеты точки нулевой прибыли используются еще сравнительно редко?

29. На производственном участке за прошедшие десять отчетных периодов при различной степени нагрузки на рабочие места имели место следующие фактические затраты (табл. 2.9).

Таблица2.9. Объем выпуска и фактические затраты

 

Отчетный период Объем продукции, ед. Фактические затраты, тыс. д.е.
     
2 '    
     
     
     
     
     
     
     
     

Произведите деление затрат в зависимости от степени их переменности по методу высшей и низшей точек. Определите мини- и макси-функцию за­трат и найдите их прогнозируемую величину при 2000 ед. объема.

30. Следует ли фирме увеличить или сократить объем производства:

1) если рыночная цена продукта А — 120 денежных единиц (д.е.) за 1 кг, а при увеличении производства на 1 кг расходы изготовителя возрастают на 70 д.е.; 100 д.е.; 200 д.е.;

2) издержки изготовителя продукта Б увеличились на 300 д.е. на единицу, а рыночная цена установилась на уровне 150 д.е.; 300 д.е.; 360 д.е.?

31. Предприятием выпускается три вида продукции: А, Б и В. Максималь­
ная производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск
10 000 шт. продукта А, 5000 шт. продукта Б и 5000 шт. продукта В. Переменные
затраты и цены на единицу продукции в отчетном месяце приведены в
табл. 2.10.

Табл ица 2.10. Затраты, себестоимость, цена единицы продукции

 

Продукт Переменные затраты на единицу продукции Полная себестоимость единицы продукции Цена на единицу продукции
А 20,09 27,36  
Б 33,04 45,16  
В 20,64 ■31,01  

Контрольные вопросы, задания, тесты



На основе анализа сумм покрытия определите, есть ли смысл дирекции предприятия изменять производственную программу (включить в нее какие-либо другие виды продукции и отказаться от старых) или лучше оставить ее в неизменном виде?

32.Фирма изготавливает и реализует один вид продукции. При постоян­ных затратах в течение года — 18 млн д.е., переменных прямых расходах на единицу — 870 д.е. и договорной цене за единицу — 1380 д.е. каким должен быть,объем реализации, чтобы выпуск продукции был оправданным?

33.Постоянные затраты предприятия за месяц составили 72 000 д.е., а переменные 6 д.е. на 1 шт. Цена изделия 15 д.е. Определите его стоимость, прибыль от реализации и ставку покрытия при выпуске и продаже:

 

1) 12 000 шт.

2) 7000 шт.

34. Для изготовления продукции предприятие может использовать два раз­
личных агрегата со следующими характеристиками (табл. 2.11).

Таблица2.11. Характеристика агрегатов для изготовления продукции

 

Агрегаты Постоянные затраты, Д.е. Переменные затраты на 1 м2, д.е. Предельная мощность, м3
       
       

1). Назовите важнейшие факторы, влияющие на величину постоянных и переменных затрат каждого вида оборудования.

2). Какой из агрегатов следовало бы приобрести при производстве 20 м /ч?

3). Какой агрегат обеспечит минимум затрат при загрузке от 10 до 40 м /ч?

4). Предположим, что на предприятии установлены оба агрегата. На каком из них следует изготовить продукцию при объеме производства от 20 до 50 м3/ч?

35. Предприятие производит один вид продукции. Постоянные расходы предприятия в отчетном месяце — 25 000 д.е., а переменные — 18 д.е. на 1 шт. Производственная мощность предприятия составляет 2500 шт. в месяц. До­стижимая цена единицы продукции — 32 д.е. На основе анализа точки нуле­вой прибыли определите величину полных затрат, выручку от реализации, финансовый результат продажи, коэффициент риска убыточности, возмож­ную величину снижения объема производства.

36. Согласно условиям предыдущего задания критический объем реализа­ции составил 1786 шт. Однако предприятие получило заказ только на 1500 шт., что недостаточно для достижения точки нулевой прибыли. Принято решение, что оптимизация прибыли должна осуществляться за счет снижения постоян­ных расходов (уменьшения арендной платы и амортизации оборудования). Определите предельно минимальную величину постоянных расходов в этом случае.

37. Максимальная мощность предприятия (о котором шла речь в зада­нии 35) составляет 2500 шт. продукции в месяц. Постоянные расходы и пере-

4"


100 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

менные затраты на единицу продукции остаются неизменными — 25 000 д.е. в месяц, 18 д.е. на 1 шт.

Определите, на сколько возможно в этих условиях снизить цену продаж, чтобы:

1) не подвергнуться риску банкротства;

2) покрыть полные валовые расходы.

38. Вследствие изменений тарифов оплаты труда на анализируемом нами
предприятии (см. задание 35) постоянные расходы в отчетном месяце повы­
сились и составили 28 000 д.е., а переменные затраты достигли 19 д.е. на 1 шт.
Цена на единицу продукции осталась неизменной — 32 д.е.

Определите критическую величину выручки в этих условиях.

39. Предприятие производит один вид продукции. Постоянные расходы в
отчетном месяце составили 60 000 д.е., а переменные — 20 д.е./шт. Производ­
ственная мощность предприятия — 2500 изделий в месяц. Достижимая цена
единицы продукции — 50 д.е.

Определите величину полных затрат предприятия, максимальную выручку от реализации продукции; рассчитайте максимально возможную прибыль от реализации; определите точку нулевой прибыли в количественном и стои­мостном выражении; рассчитайте коэффициент риска возможного снижения объема продаж. Если предприятие получило заказ только на 1500 изделий, на сколько нужно сократить постоянные расходы, чтобы обеспечить безубыточ­ную работу? При условии полной загрузки предприятия до каких пределов может быть снижена цена продажи?

40. Компания производит изделия X и У, имея следующие показатели
(табл. 2.12).

Таблица2.12. Показатели деятельности компании

 

  X У
1. Цена реализации, д.е. у__ 6  
2. Переменные издержки, д.е.    
3. Количество реализованной продукции, шт. 70 000 30 000

Найти точку безубыточности для фирмы в целом, если постоянные затра­ты составляют 300 000 д.е.

41. Что выгодно предприятию: изготовить инструмент самому или купить у другой организации, если годовая потребность в инструменте — 1200 шт., цена на рынке — 200 д.е. на единицу, нормативные затраты на материал — 100 д.е., заработная плата с начислениями — 50 д.е. на единицу, накладные расходы составляют 180% к заработной плате? Для изготовления инструмента потребуется приобрести станок за 600 000 д.е. с годовой амортизацией 10%.

42. Фирме предлагают оптовую поставку материала, достаточного для ее работы в течение года, за 2,4 млн д.е. Сейчас фирма производит и продает в год 3000 изделий, расходуя 6 млн д.е. заработной платы и 1,2 млн д.е. посто­янных затрат. Годовая выручка составляет в среднем 12 млн д.е. Соглашаться на приобретение данной партии материалов или нет? Произведите расчеты и поясните их.


 

Контрольные вопросы, задания, тесты 101

 


43. Постоянные затраты составили в течение месяца 960 000 д.е., а пере­
менные —' 600 д.е. на 1 шт. Цена изделия 1200 д.е. за штуку.

Определите себестоимость изделия, прибыль от его реализации и ставку покрытия при продаже: 1) 2000 изделий; 2) 500 изделий.

При каком минимальном объеме реализации выручка от продаж полнос­тью покрывает затраты на производство и сбыт продукции?

44. На рынке продуктов А, Б и В (см. задание 31) произошли изменения,
и предприятие вынуждено работать с недогрузкой производственных мощнос­
тей. Точные объемы возможной реализации каждого из продуктов неиз­
вестны.

Используя данные задания 31 о затратах и ценах на единицу продукции, определите, на каком из продуктов необходимо сосредоточить усилия по про­изводству и продвижению на рынок в первую очередь, на каком — во вторую и т.п.

45. Предприятие включает в себя три места затрат, имеющих следующие
производственные мощности (табл. 2.13).

Таблица 2.13. Производственные мощности мест затрат на предприятии

 

Места затрат Производственная мощность, ч/мес.
I Заготовительный цех 20 000
II Механический цех  
III Сборочный цех 14 000

В следующем месяце предприятие имеет возможность производить про­дукты А, Б, В и Г. Заказ на каждый продукт — 1000 шт. Каждый из продуктов характеризуется различными потребностями в производственной мощности изготовления, а также суммами затрат и выручки на единицу продукции (табл. 2.14).

Т а б л и ца 2.14. Характеристики производимых продуктов

 

 

 

 

Продукт Загрузка производственной мощности места затрат, ч/мес. Выручка на единицу продукции, д.е. Переменные затраты на производство единицы продукции, д.е.
место затрат I место затрат II место затрат III
А          
Б          
В          
Г          

Определите оптимальную по затратам и прибыли программу производства и сбыта продукции. Рассчитайте коэффициент риска убытка от реализации.

46. Между затратами и результатами деятельности предприятия сущест­вуют:

а) количественные взаимосвязи;


102 Глава 2. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности

б) стоимостные зависимости;

в) количественные и стоимостные зависимости.

47. Расходы, связанные с получением доходов от операционной и финан­
совой деятельности, к затратам в управленческом учете:

а) относятся;

б) не относятся;

в) вопрос решается службой контроллинга.

48. Затраты предприятия за отчетный период и отток платежных средств,
связанный с предпринимательской деятельностью:

а) это одно и то же;

б) различаются по форме осуществления расходов;

в) различаются по форме, содержанию и величине затрат.
Поясните ваш ответ.

49. Величина добавленной стоимости:

а) народно-хозяйственный статистический показатель, невозможный
к определению в рамках предприятия;

б) налогооблагаемый показатель без определения его реальной вели­
чины;

в) показатель, который может использоваться в управленческом учете.

50. Предельные затраты:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...