Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перекрещивание, пересечение -понятия, объемы которых совпадают частично




А-Онегин-умный малый

В-Онегин был педант

Подчинение, субординация –объем одного понятия входит в объем другого

А-Пирожное

В-эклер

Виды несовместимых отношений:

Соподчинение, координация- не имеют общих признаков, но входят в более общее понятие.

А-драгоценности

-жемчуг

-кулон

-перстень

Контрарность, противоположность- Объемы двух понятий, которые противоположны

А-черный плащ

В-красный плащ

Противоречие, контродикторность- или, или, третьего не дано

А-живой

В-не живой

Языковые формы выражения понятий. Логические приемы образования понятий.

Языковой формой выражения понятий являются слова и словосочетания (общие имена, сроки, предложения). Одни и те же понятия могут иметь разные языковые формы выражения. Смысл связывает слово с соответствующим предметом, и слово выступает как непосредственный представитель этого предмета, неся в себе определенное значение. Поскольку понятия вне слова не существует, может сложиться мнение, будто они находятся в исключительно жесткой взаимосвязи, даже в отношении тождественности. Однако понятие и слово отличаются по своей природе (слово материально, а понятие идеально), и связь между ними в определенной степени условна. Об этом свидетельствует и то, что одни и те же понятия в разных национальных языках обозначаются разными словами; и наличие таких явлений, как омонимия и синонимия; и то, что одно понятие нередко выражается не одним словом, а целым словосочетанием.

Понятие и слово:

1) Понятие выражается словом(всегда существительное!!) или словосочетанием.

2) Не всякое слово, может выражать понятие, только существительное может выражать понятие.

3) Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу.

Термины(граница с лат.) – это понятия, которые предельно точно выражают содержание понятия.

Основными логическими приемами образования понятий являются:

1) Сравнение – мысленное выявление сходства и различия объектов по их существенным и несущественным признакам.

2) Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные части с целью выявления существенных и несущественных признаков.

3) Синтез – процедура мысленного соединения признаков, выделенных в ходе анализа в единое целое.

4) Абстрагирование – прием, при котором осуществляется мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных в данном случае признаков объекта.

5) Обобщение – прием мысленного объединения существенных признаков в некое понятие.

6. Логическая структура понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Понятие обладает 2 компонентами:

1) Объем понятия – совокупность всех предметов, которые мыслятся в этом понятии, т.е. все, что есть, были и будут.

2) Содержание понятия – совокупность существенных признаков того объекта, который мыслится в этом понятии.

Логический класс – эта такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются собственным понятием. Могут включать в себя более мелкие классы.

Понятие, из которого выделяют элементы – это род, а элементы, которые выделяют – это виды, а, в общем, это родовидовые отношения.

Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем.

Классификация понятий.

Понятия

По объекту: По содержанию:

*общие(стул-множество объектов) * конкретные(реально существующие объекты

*единичные(один объект-первый космонавт) *абстрактные(неопределенные-любовь,скука,синева)

*нулевые(не могут существовать-вечный двигатель) *безотносительные(существ.вне связи с чем-либо)

*относительные(существ.во взаимосвязи с чем-либо)

*положительные(наличие признака)

*отрицательные(отсутствие признака)

*собирательные(экипаж,класс,команда)

*Не собирательные(понятия,которые можно применить к каждому

предмету входящему в его объем)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...