Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патронирование беспризорных. Унификация системы детских учреждений




Патронирование беспризорных

 

Местные советские и партийные власти призывали всемерно усилить внимание к борьбе с беспризорностью, добивались улучшения работы детских комиссий районов, округов, привлечения к этой работе советской общественности, организовывали работу по передаче детей в семьи по договорам патроната.

 

Патронирование детей в первой половине 1930-х гг. вышло на одно из первых мест, как наименее затратный способ помощи беспризорным детям.

 

Постановление Свердловского облисполкома от 19 июня 1934 г. обязало «облоно, районы и горсоветы развернуть широкую кампанию по передаче воспитанников детских домов в порядке патронирования не менее 1 тыс. детей на воспитание в семьи колхозников в течение июня — июля месяцев».

 

Результаты кампании были следующие: 1934 г. из детских учреждений области были переданы в патронат 3958 детей, в 1935 г. — 1976, в 1936 г. — 314 детей54 Часть детей была размещена среди колхозников с последующим усыновлением, часть — без усыновления и часть размещена группами по 5-6 человек в колхозных домах с прикреплением для обслуживания одного технического работника 60.

 

В 1936 г. количество детей, переданных в патронат, резко уменьшилось из-за невозможности обеспечить их одеждой, обувью, бельем, питанием.

 

В этот год в колхозах области был собран низкий урожай сельскохозяйственных культур, и колхозники отказывались брать детей из-за нехватки продовольствия. В Свердловской области в патронате находилось 5, 5 тыс. детей, 33 % из них были дошкольного возраста, 67 % — школьного 61.

 

Идея патронирования была, безусловно, положительной, поскольку давала детдомовцу, вчерашнему беспризорнику с улицы, возможность включения в семейные отношения, адаптации к нормальной жизни.

 

Однако ввиду несформированной нормативно-правовой базы, регламентирующей систему патронирования, нередко встречалось ухудшение условий жизни воспитанников после передачи в отдельные семьи.

 

Положенные на содержание ребенка денежные средства задерживались или не выплачивались вовсе, поэтому были случаи возвращения детей в детские дома.

В докладной записке о результатах проверки условий жизни патрониро- ванных детей от 15 ноября 1934 г. в Казанском районе Челябинской области (документ № 97) отмечалось, что в Чинчерском сельсовете «ребята приходят со слезами в правление колхоза и просят хлеба.

 

Колхозники от содержания и воспитания детей отказываются, приводят их в правление колхоза и оставляют их там. Дети живут в правлении колхоза, валяясь в грязи на полу».

 

Пятеро ребят самостоятельно вернулись обратно в Верхотурский детдом, трое уехали на родину, один умер. Как отметил автор документа, условия, в которых находились дети, «равнялись условиям жизни на улице».

 

В середине 1930-х гг. вновь было обращено внимание на патронирование как одну из форм сокращения беспризорности — распределение детей на проживание до совершеннолетия в отдельные семьи или колхозы. 1 апреля 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» 62).

 

Однако в документе отсутствовали четкие механизмы отслеживания функционирования системы патроната, нередко встречалось ухудшение условий жизни воспитанников после передачи в семьи.

 

Унификация системы детских учреждений

 

В середине 1930-х гг., с окончательным утверждением сталинского тоталитарного режима, многообразие видов детских учреждений исчезло и было

 

заменено унифицированной системой домов ребенка, детских домов и школ- интернатов, которая существовала на протяжении всего советского периода.

 

Детский дом как одна из форм государственного попечения о детях был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим требованиям коммунистического воспитания детей того времени, нуждающихся в помощи государства.

 

На основе постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. была проведена реорганизация сети детских учреждений.

 

 В Свердловской области к марту 1936 г. в системе облоно осталось 20 смешанных детских домов, 17 — школьных и 5 — дошкольных; в систему облздравотдела было передано 5 детских домов (Невьянский и Туринский для трахомотозных больных, Сы- сертский — для больных костно-железистым туберкулезом, Пермский — для кожно-больных и Верхотурский — для венериков); в систему облсобеса передали два детских дома (Режевской — для глубоко умственно отсталых детей и Ирбитский — для физических калек); в систему НКВД СССР передали 14 детских приемников и 1 трудколонию 63.

 

В Челябинской области ситуация перехода к новой структуре детских учреждений затянулась, что было связано, в частности, с неурожаем 1936 г., когда выросло нищенство детей и массовое подкидывание младенцев (см. документ № 164).

 

Проверка областным отделом социального обеспечения в 12 районах выявила 298 детей-сирот колхозников, из них было патронировало 124 ребенка. В 1936 г. кассы колхозной взаимопомощи патронировали 2562 детей, а в 52 районах области требовалось помогать 3197 детям в колхозах.

 

 Обследование патронируемых детей-сирот показало, что большинство из них живет в тяжелых материальных условиях, так как колхозы в 1936 г. совершенно не отчисляли продуктов. «В настоящее время, — сообщает источник в июле 1937 г., — дети живут за счет колхозов и колхозных касс, выдаваемой им ссуды государством» (см. документ № 165).

 

В документе № 173 отмечено, что председатели колхозов просят милицию забрать детей и поместить их в детские дома.

 

 В колхозе им. Буденного Долматовского района мальчик-сирота спал за печкой в правлении колхоза, нормальным питанием не был обеспечен, бросил учебу. Причины подобной работы заведующий областным отделом социального обеспечения Филимонова, заведующий отделом КОВК Кочетков и инструктор Гертман видели в том, что «враги народа, долгое время орудовавшие в ряде районов области, совершенно развалили работу колхозных касс».

 

К 1938 г. в системе Челябинского облоно было 56 детдомов (школьных — 44, дошкольных — 12), в системе облздравотдела — 15 лечебных детских домов (10 для больных трахомой, 3 для детей с грибковыми заболеваниями, 1 смешанный, 1 для детей с венерическими заболеваниями); в системе облсобеса — 2 детских дома (Черкаскульский — для умственно отсталых детей, Кусинский — для физически дефективных детей); в системе НКВД — 6 детских приемников (в Челябинске, Троицке, Златоусте, Кургане, Камышлове, Шадринске) и Атлянская трудовая колония закрытого типа. На государственном иждивении находилось 9490 детей и кроме того на патронат было передано 2876 чел. (см. документ № 178).

 

В 1936-1937 гг. были проведены большие работы по приспособлению, оборудованию и ремонту помещений — покраска полов, потолков, устройство уборных, вестибюлей, спален, столовых.

 

В городских детских домах проводился водопровод, устанавливалось пароводяное отопление.

 

Тем не менее в ряде детдомов царили антисанитария, питание оставалось плохим. Неудивительно, что воспитанники при удобном случае бежали, возвращаясь вновь в беспризорное состояние.

 

Условия содержания беспризорных в предназначенных для них детских учреждениях стали улучшаться, однако в ряде из них они оставались плохими, дети убегали оттуда, предпочитая остаться без крыши над головой, но на свободе.

 

В марте 1940 г. Наркомздрав и Наркомпрос РСФСР издали специальный приказ «Об улучшении санитарного состояния и медицинского обслуживания детских домов» 64, в котором отметили недопустимое антисанитарное состояние помещений; отсутствие в большинстве детских домов изоляторов; редкое проведение профилактических осмотров детей;

 

неналаженность противоэпидемической работы (больные не госпитализировались в лечебные учреждения,

 педагогический персонал не занимался привитием гигиенических навыков).

 

 Детским местным органам здравоохранения приказывалось медицинское обслуживание детдомов осуществлять поликлиниками в городах, а в сельской местности — сельскими врачебными пунктами, в каждом детском доме, имевшем 100 воспитанников, должна быть одна медицинская сестра.

 

 Государственная санитарная инспекция обязывалась проверять санитарное состояние детского дома не реже одного раза в месяц.

И только в совместном приказе по НКПросу и НКЗдраву РСФСР от 2 июля 1941 г. предписывалось в детских домах отводить помещения в соответствии с основными минимальными санитарно-гигиеническими требованиями — изолированность детских комнат от помещений взрослых, отдельная уборная-горшечная, изолятор, раздевальня, кухня и помещение для хранения продуктов, организовать охрану колодцев65.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...