Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.




В рамках реализации административной реформы, направленной в том числе на формирование атмосферы доверия общества к институтам власти, развитие позитивных форм межсекторной консолидации, предусматривается развитие правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

В Республике Карелия общественный ресурс рассматривается как фактор, позитивно влияющий на процессы социально-экономического развития республики, а становление гражданского общества – как важный элемент стабилизации и безопасности в Республике Карелия.

Меры по развитию гражданского общества рассматриваются в качестве одного из основных механизмов реализации Стратегии развития РК на период до 2020 года.

В настоящее время в республике созданы основы для полноценного системного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

В целях дальнейшего развития диалога власти и общества в Карелии разработана Концепция партнерства органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций.

Приоритетами Концепции выступают расширение форм общественного участия (НПО, бизнеса, населения) в осуществлении государственной социальной политики и укрепление взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, бизнеса.

В целях развития демократических институтов и усиления процесса демократизации общества на основе партнерства предусматривается:

  • создание условий для дальнейшего развития гражданской активности и ответственности населения РК на основе его широкого участия в социально-экономическом и общественно-политическом развитии республики;
  • выработка эффективного алгоритма взаимодействия государственной власти, ОМСУ и институтов гражданского общества;
  • содействие созданию единого, открытого и прозрачного информационного пространства, обеспечивающего этот диалог;
  • достижение максимально возможной прозрачности деятельности государственных институтов;
  • ресурсное обеспечение внедрения, продвижения и развития гражданских инициатив, направленных на укрепление диалога власти и общества, гармонизацию социальной и экономической среды в РК;
  • развитие социальной ответственности бизнеса;
  • создание и развитие гибкой системы гражданского образования и образования взрослых, направленную на повышение общей культуры населения, воспитание патриотизма, на самореализацию личности и улучшение качества жизни населения.

Для решения обозначенных задач органами государственной власти Республики Карелия и институтами гражданского общества предполагается проведение совместной работы по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы, формирующей условия для развития и поддержки гражданских инициатив, заключение соглашений, договоров о межсекторном сотрудничестве.

Одним из приоритетных направлений работы по укреплению взаимодействия между органами исполнительной власти и общественными институтами является создание и развитие общественно-государственных органов, общественных экспертных советов, комиссий, постоянно действующих «переговорных площадок» и гражданских форумов.

 

Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти осуществляется путем создания в Республике Карелия «Электронного правительства» с целью поэтапного обеспечения интеграции создаваемых и существующих государственных информационных ресурсов с учетом целей и задач, стоящих перед органами власти Республики Карелия.

Объединение государственных информационных ресурсов станет основой формирования «Электронного правительства» и позволит органам власти совместно использовать их в рамках работ по созданию электронных административных регламентов. Для решения задачи объединения государственных информационных ресурсов планируется создание единого методологического стандарта, единой региональной модели информационного взаимодействия между государственными органами власти и органами местного самоуправления, построенной на принципах полного взаимодействия и включающей в себя межведомственные, межотраслевые и ведомственные системы.

Таким образом, формирование «Электронного правительства» в Республике Карелия предполагает создание единого комплекса технологически сопряженных между собой информационных систем и элементов информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих новый уровень результативности и эффективности деятельности органов власти Республике Карелия, в том числе – в сфере экономической политики.

 

8. Этапы реализации стратегии и
ожидаемые результаты

 

Реализация стратегии предполагает следующие этапы, отличающиеся по целям, задачам и приоритетам развития, используемым методам управления (табл. 13):

Таблица 13. Этапы реализации Стратегии. Приоритеты этапов

Этапы Институциона-льное развитие Технологичес-кое развитие (развитие науки и техники) Экономическое развитие Пространствен-ное развитие Социальное развитие
1. Инвестиционно-инно- вационный – до 2010 года Развитие рынков факторов производства, учет факторов производства, развитие рынков собственности Подготовка проектов, стимулирующих развитие нового технологического уклада Подготовка проектов и системы мер экономической политики по увеличению темпов экономического роста и структурных изменений экономики и рынка труда Подготовка проектов развития зон интенсивного экономического развития (ЗИЭР) и сетевых и инфраструктурных проектов нового каркаса Реализация национальных и региональных проектов для развития социальной сферы
2. Капитализации – 2011-2015 годы Развитие финансовых рынков и совершенствование рынков собственности Запуск проектов формирующих новый технологический уклад, развитие инновационной инфраструктуры Структурные изменения секторов экономики и рынка труда, запуск проектов по производству и реализации новых товаров и услуг Запуск проектов развития ЗИЭР и сетевых и инфраструктурных проектов нового каркаса Совершенствование социальной инфраструктуры и создание условий для формирования человеческого капитала
3. Сбалансирован-ного развития – 2016-2020 годы Совершенствование рынков собственности и финансовых услуг Формирование нового технологического уклада и информационного общества Производство инновационных товаров и услуг при доминировании рынка услуг Развитие опорных территорий, формирование нового каркаса развития территории Развитие человеческого капитала в контексте формирования информационного общества и гражданского общества

На первом - Инвестиционно-инновационном этапе реализации Стратегии предполагается подготовить и запустить пилотные проекты и программы, направленные на осуществление структурных изменений в экономике, формирование зон интенсивного развития, становление инновационной инфрастуктуры. Будет продолжен процесс разработки и согласования проектов, реализуемых при поддержке федерального центра, совместно с субъектами РФ, входящими в Северо-Западный федеральный округ, а также с участием крупных российских корпораций и иностранных инвесторов. Особое внимание будет уделяться проектам, направленным на развитие инфраструктуры: транспортной, энергетической, погранично-таможенной и т.п.

На данном этапе предстоит создать все необходимые условия для развития рынков факторов производства и собственности, обеспечить реализацию национальных проектов и развитие социальной инфраструктуры.

В качестве среднесрочных целей до 2010 г. рассматриваются:

- последовательное повышение уровня и качества жизни на территории Республики Карелия; снижение уровня бедности на основе интенсивного экономического роста;

- формирование территориального каркаса экономики Республики Карелия для эффективного использования и распределения ресурсов;

- рост валового регионального продукта и инвестиций;

- обеспечение роста конкурентоспособности Карелии.

В ходе первого этапа должны быть определены пилотные территории, условия и

требования по формированию экономических кластеров с производственной, транзитной и сервисной специализацией.

Результатами деятельности на первом этапе станут:

- Документы территориального планирования Республики Карелия и муниципальных образований, в том числе:

- Схема территориального планирования Республики Карелия;

- Схемы территориального планирования муниципальных районов Респуб­лики Карелия;

- Генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений Республики Карелия.

- формирование портфеля инфраструктурных и инвестиционных проектов и начало их реализации;

- совершенствование системы мер государственной поддержки бизнеса, инвестиционной и инновационной деятельности;

- создание инновационной инфраструктуры;

- разработка проектов и программ территориального развития на уровне муниципальных образований.

 

На втором этапе «капитализации» предполагается полный запуск проектов развития зон экономического развития на базе опорных территорий и коридоров развития, совершенствование финансового рынка и совершенствование рынков собственности для увеличения ликвидности капитала, развитие инновационной инфраструктуры. Планируется развитие сотрудничества Республики Карелия в первую очередь в рамках Российского и Европейского научно-инновационных пространств, расширение сети контактов и взаимодействия, мобильность научно-инновационного персонала, развитие транзитного потенциала (в том числе и с точки зрения развития информатизации и телекоммуникаций).

Результатами деятельности на втором этапе станут:

- формирование условий для комплексного развития территорий и создания конкурентоспособных экономических кластеров в пределах опорных территорий и коридоров развития в Республике Карелия;

- значительное повышение инвестиционной привлекательности республики за счет совершенствования рынков собственности;

- развитие инфраструктуры инновационной экономики в республике;

- формирование мультимодальных транспортных центров, развитие транспортной инфраструктуры и увеличение транзитного потенциала РК;

- значительное повышение конкурентоспособности экономики Карелии в целом и отдельных карельских товаров;

- дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения, стабилизация демографической ситуации и обеспечение прироста населения за счет миграции.

- существенное увеличение средней заработной платы работников бюджетной сферы и среднего размера пенсий, что создаст дополнительный спрос на потребительском рынке и вызовет рост розничного товарооборота.

На стадии капитализации будут созданы все необходимые условия для перехода к этапу сбалансированного развития. Основной производственный потенциал (прежде всего перерабатывающих отраслей и производств), трудовой, инновационный потенциал в республике будет сосредоточен в зонах интенсивного экономического развития. Использование дифференцированного подхода к пространственному развитию республики определит выделение и развитие следующих функциональных зон:

- транзитные и контактная (приграничная) зоны;

- локальные рекреационные зоны;

- локальные инновационно-промышленные зоны (например, Петрозаводск-Кондопога, Сегежа-Надвоицы, Костомукша);

- ресурсные зоны (зоны ресурсного освоения).

Каждая из представленных функциональных зон характеризуется собственными приоритетами развития, в соответствии с чем, система стратегического планирования и управления в республике будет складываться как многоцелевая.

Будут созданы условия для диверсификации экономической специализации Республики Карелия на внешних рынках. Активное развитие получают новые секторы экономики – информационные услуги, туризм, транспортная логистика, производства, связанные с углубленной переработкой ресурсов, и другие глобальные услуги. Рост потребительского потенциала республики стимулирует развитие малого предпринимательства и создаст фактор социальной привлекательности территории Республики Карелия.

 

На третьем этапе «сбалансированного развития» предполагается развитие опорных территорий и коридоров развития, формирование территориально-производственных кластеров.

В результате сформируются нескольких устойчиво развивающихся территорий, активно интегрирующихся в мировую экономику за счет преимущественного использования методов контрактного производства, международного производственного кооперирования.

Зоны с интенсивным экономическим развитием предполагается вывести на уровень производства ВРП на душу населения, соразмерный мировому. Зоны будут выступать в качестве значимых центров развития республики, оказывающих максимально возможное мультипликативное влияние на соседние территории, собирающих территорию Республики Карелия и формирующих эффективный территориальный экономический каркас.

Помимо формирования территориального экономического каркаса и развития территориально-производственных кластеров в рамках третьего этапа планируется целенаправленное преобразование структуры экономики Республики Карелия. Это предполагается сделать на основе реализации предпосылок, созданных на предыдущем этапе, за счет встраивания отдельных производственных комплексов республики во внешние логистические системы и за счет генерации собственных товарных цепочек на основе резидентных структур. Данные действия позволят консолидировать цепочки создания стоимости и в значительной мере увеличить объем добавленной стоимости, создаваемой на территории республики.

Центрами консолидации цепочек создания стоимости и формирования конкурентных преимуществ Республики Карелия на данном этапе реализации стратегии станут территориально-производственные кластеры, концентрирующие в себе основную массу производственных, трудовых, финансовых и иных ресурсов (таб. 5).

Идеальным вариантом при консолидации цепочки создания стоимости – это концентрация на территории республики фактически 100% всей добавленной стоимости, создаваемой при производстве, распределении и обмене конкретного товара (услуги).

Результатами деятельности на третьем этапе станут:

- Построение республиканской информационной системы, включая активное применение ИКТ, создание баз данных и программных продуктов.

- Дальнейшее развитие технопарков и инновационных центров, создаваемых вокруг научных и промышленных центров, которые должны способствовать развитию малых инновационных предприятий, внедрению и использованию результатов НИОКР в экономике.

- Создание центров трансферта технологий через вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, что обеспечит дополнительные источники финансирования НИОКР.

- Создание зон интенсивного экономического развития – зон подключения интеллекта, внедрения инновационных продуктов и технологий, привлечения венчурного и банковского капитала, продвижения компаний на мировые высокотехнологические площадки.

- Уменьшение рыночной утечки экономического, финансового, налогового результата за пределы республики как следствия проведения согласованной с собственниками Стратегии развития республики.

В качестве опорных точек развития науки и инноваций рассматриваются города Петрозаводск, Сегежа и Костомукша. В данных местах планируется создание инновационных зон содействия научной и инновационной деятельности (наукограды; технограды; научные парки; технико-внедренческие зоны) с формированием сети инновационных центров, технопарков, центров трансфера технологий. Это позволит оказать содействие развитию малого и среднего бизнеса.

 

Результаты, достигаемые при содействии Российской Федерации,
значимые для федерального центра:

 

1. Укрепление экономического и социального единства Российской Федерации за счет развития инфраструктуры территории РК как одного из опорных ее регионов.

2. Сохранение и обеспечение российского экономического контроля над приграничной территорией в условиях эффективной интеграции в контексте европейского выбора России.

3. Эффективное выполнение функций приграничной территории (буферной и контактной) в соответствии с европейскими требованиями за счет развития пограничной и таможенной инфраструктуры, а также дорожной сети и дорожного хозяйства в целом.

4. Эффективный опыт интеграции приграничных территорий при сближении «Северо-Запад России - Северная Европа»

5. Реализация пилотного проекта изменения модели региональной экономики от «сырьевой экономики» через «товарную экономику» к «экономике услуг и информационной экономике».

6. Формирование лесного кластера как явления постиндустриального лесопользования в условиях транснационализации экономики и контексте промышленной политики РФ и РК

7. Создание близкой и доступной для мегаполисов РФ и Северной Европы туристско-рекреационной зоны

8. Обеспечение эффективного контроля и политического руководства федерального центра выполнением национальных проектов на территории Карелии

9. Развитие человеческого капитала и социальной сферы, сохранение культурного разнообразия северного субэтноса как составной части российского этноса

10. Формирование гражданского общества, апробирование новых общественных форматов и институтов гражданского общества, а также адаптация европейских общественных институтов и стандартов.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...