Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы реализации стратегии




 

Основной экономический механизм реализации Стратегии – экономическая политика, территориальное планирование и государственная финансовая поддержка. К экономическим механизмам относится такжепроведение многоцелевого мониторинга реализации Стратегии и оценка эффективности реализации поставленных целей и задач. В ходе реализации Стратегии может возникнуть потребность внесения корректив в развитие стратегических направлений.

В настоящее время разработка Стратегии совпала с изменением федерального законодательства по организации государственного управления и местного самоуправления. Федеральные инициативы устанавливают новую конструкцию власти: полномочия, функции, ответственность государственной и муниципальной власти, форматы взаимодействия. В рамках формируемой методологии государственного планирования необходимо совершенствование системы управления и планирования с целью сокращения сроков и качества принятия решений, обеспечения эффективности осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ.

Органическая связь перспективных и текущих планов обеспечивается общностью целей и путей решения экономических и социальных задач в рамках Стратегии развития Республики Карелия, единой методологий планирования, согласовывающей Стратегию на государственном и муниципальном уровнях, а также координирующей решения и действия субъектов, направленных на преодоление технологической неоднородности экономики и осуществление крупных экономических проектов.

Планы осуществляются путем формирования и реализации региональных целевых программ, с проработкой возможности участия со стороны федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и использования других инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. В то же время это не только расходы, но и в большой степени инструмент для повышения эффективности существующих расходов за счет институциональных и иных решений, осуществляемых в рамках системы мер экономической и социальной политики республики.

В комплекс региональных программ по обеспечению реализации стратегии развития входит и система мероприятий кадрового обеспечения, основными задачами которой являются: организация системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации проектов и программ развития территории и организация управленческого консультирования.

К другим механизмам реализации Стратегии относятся:

- правовой механизм,

- механизм самофинансирования;

- механизм согласования с российскими и международными форматами,

- механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия.

Правовой механизм реализации Стратегии включает следующие сферы: социально-экономическое развитие территории, тарифы субъектов монополий, предпринимательская деятельность, инвестиционный процесс, градостроительная деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение БОР, частно-государственное партнерство (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам и т.д.), местное самоуправление и другие вопросы. Предусматривается изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов Республики Карелия, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти республики, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы.

Реализация инвестиционных проектов осуществляется через механизм самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности. Отбор наиболее эффективных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам, и поддержка их Правительством РК, осуществляется в рамках формирования региональных целевых программ.

Согласование Стратегии Республики Карелия с российскими и международными форматами необходимо, поскольку при стратегическом управлении предусматривается выход за административные границы, а также осуществление совместных (с другими субъектами управления в рамках транснационализации экономики) проектов.

Механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия при реализация Стратегии в целом и отдельных проектов предполагает:

- согласование основных направлений экономической политики между государством и участниками рынка, определение необходимых и приемлемых форм снятия барьеров со стороны государства и ответных шагов участников рынка;

- принятие взаимных гарантий соблюдения правил игры всеми сторонами (в рамках гражданского общества);

- установление легитимных механизмов контроля за соблюдением договоренностей и разрешения конфликтов.

Для реализации Стратегии республиканской власти в соответствии с Концепцией административной реформы РФ в 2006-2008 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2008 годах, одобренными распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. №1789-р и Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах, одобренной постановлениями Правительства РФ от 22.05.2004 г. №249, формируется благоприятная институциональная среда, определяющая экономический порядок и форматы действенных соглашений, доступные и понятные правила игры.

 

 

10. Мониторинг Стратегии развития
Республики Карелия

 

В целях эффективной реализации Стратегии, осуществления оперативной оценки социально-экономического развития республики Карелия и установления контроля за достижением результатов планируется совершенствование системы мониторинга, созданной в ходе выполнения Концепции развития Республики Карелия. Мониторинг выступает в качестве:

- специфического инструмента «обратной связи» в территориальном управлении, обеспечивающего динамичность экономического и социального развития;

- основы для выявления причин отклонений от запланированного хода событий для принятия решений, коррекции стратегических документов.

Место мониторинга определяется необходимостью создания информационного обеспечения управленческих решений для повышения их качества.

Основным критерием оценки процесса реализации Стратегии является Интегральный Критерий Развития территории, формируемый на основе частных показателей (демографических, социальных, экономических) и рассчитываемый ежегодно по официальным данным Карелиястата.

В качестве интегрального агрегированного показателя оценки уровня жизни предлагается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) по методике ООН, применяемой для субъектов РФ, включающий три компоненты уровня жизни: долголетие, образование и доход. Для отслеживания динамики качества жизни в регионе предлагается использовать Индекс качества жизни населения региона(ИКЖ), включающий следующие показатели: отношение душевых денежных доходов к прожиточному минимуму; доля населения с доходами выше прожиточного минимума; уровень занятости; ожидаемая продолжительность жизни, коэффициент младенческой смертности.

При проведении мониторинга реализации Стратегии в качестве основных показателей для оценки уровня социально-экономического развития республики используется следующий набор отдельных показателей и их целевые ориентиры (табл. 14).

Табл. 14. Показатели уровня развития территории

Показатели Ед. измер. Факт 2005 Ориентир 2020
Уровень жизни
Среднедушевые денежные доходы населения (в сопоставимых условиях) Руб./чел. 6 993 16 100
Среднемесячная начисленная заработная плата (в сопоставимых условиях) Руб./чел. 8 730 19 000
Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения % более чем 10:1 5:1
Уровень относительной бедности (доля населения, имеющего доход не выше 50 % среднего душевого дохода по данному региону) % свыше 17%  
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума % 17,3  
Уровень безработицы: зарегистрированной по методике МОТ (по республике и по районам) % 3,5 по РК, самый высокий уровень – в Пудоже – 13,7% около 2,3 (в районах не более 5)
Численность населения Тыс. чел. 697,5  
Естественный прирост Тыс. чел. -5,8  
Миграционный прирост Тыс. чел. 0,2  
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении год мужчины – 56 женщины – 69  
Младенческая смертность (число умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) 10,4  
Уровень развития экономики
ВРП на душу населения (в сопоставимых условиях) Руб./чел. 102 300 245 000
Инвестиции в основной капитал на душу населения руб./чел. 17 000 52 700
Структура ВРП (доля услуг) %    
Соотношение добавленной стоимости и промежуточного потребления % 50,4 / 49,6 60 / 40
Густота транспортных сетей: - железных дорог - автодорог общего пользования с твердым покрытием   км/1000 кв.км км/1000 кв.км   12,3  
Доля производства малых предприятий в ВРП % около 10%  
Доля постоянно занятых в сфере малого предпринимательства % 12,6  
Количество туристов, посещающих РК Тыс. чел. 1 600 3 500

 

Для оперативного мониторинга реализации Стратегии используется перечень показателей, приведенных в разделе 4 для оптимального сценария, позволяющих в наиболее общих чертах оценить эффективность реализуемых в рамках Стратегии мероприятий.

Организацию проведения мониторинга реализации Стратегии и контроль за ее выполнением осуществляет Правительство Республики Карелия.

Основной информацией, характеризующей выполнение поставленных задач, приоритетов Стратегии и состояния социально-экономических процессов в республике, является периодическая отчетность, формирующаяся в Территориальном органе федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, информация министерств, комитетов, иных ведомств, Законодательного Собрания Республики Карелия, СМИ, экспертов, а также данные социологических измерений.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...