Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила проведения приемочной экспертизы по качеству




1. Перед началом экспертизы целесообразно ознакомиться со все­
ми необходимыми нормативными документами: стандартами или
техническими условиями на конкретные виды продукции, упаковку и
маркировку, методы испытаний.

2. При проведении экспертизы необходимо определять качество
принимаемых товаров в соответствии с требованиями действующих
стандартов, технических условий, договоров. При необходимости
принимаемые товары могут оцениваться путем сопоставления с об­
разцами и эталонами.

Выбор показателей качества при приемочной экспертизе опреде­ляется ее целями и условиями проведения. Чаще всего эксперты огра­ничиваются оценкой органолептических показателей, в основном внешнего вида, и части физико-химических показателей (например, массы, длины, объема, относительной плотности и т. п.), используя простейшие средства измерения. Физико-химические и микробиоло­гические показатели, для определения которых требуются сложные методы оценки качества, при приемочной экспертизе, как правило, не применяются, что вызвано в основном довольно продолжительным временем их проведения. Лишь в отдельных случаях эксперт может рекомендовать определение таких показателей после завершения приемки по качеству.

3. Для оценки качества отбирается выборка или объединенная
проба, размер которой должен быть не менее установленных норм.
Порядок отбора проб предусмотрен стандартами или техническими
условиями и должен неукоснительно соблюдаться экспертами. Экс­
перту необходимо проводить отбор образцов (проб) самостоятельно.

Выборочный контроль качества, применяемый при приемочной экспертизе, связан с большой вероятностью случайных погрешностей



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 3. Экспертиза по качеству



 


при отборе проб, поэтому нормы предусматривают минимально до­пустимые размеры выборок или проб. Определение качества товара в меньшей пробе и перенос результатов на всю товарную партию явля­ется грубейшей ошибкой, из-за которой результаты проведенной экс­пертизы будут признаны недействительными.

Наоборот, увеличение размера выборки или пробы, отбираемой от товарной партии, не является нарушением, так как повышается досто­верность полученных данных.

4. При неоднородности товарной партии, содержащей товары раз­ных градаций качества (стандартные, нестандартные, брак, отход, высшего, 1-го или других сортов и т. п.), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции.

Если товары разных категорий качества упакованы в разную тару и есть соответствующая маркировка, работники склада обязаны рас­ставить партию по данным градациям. В этом случае эксперт отбира­ет пробы и оценивает их для каждой категории качества отдельно.

При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Он также может при необходимости или по просьбе заказчика дать рекомендации по использованию или унич­тожению дефектной продукции. В акте экспертизы должно быть от­ражено процентное содержание продукции с различными или наибо­лее характерными дефектами.

В ряде случаев целесообразно направить образцы дефектной про­дукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и при­чин возникновения, особенно если эксперт затрудняется в определе­нии дефектов.

Иногда для длительно хранящихся товаров рекомендуется образ­цы дефектной продукции оставить у получателя или направить в экс­пертную организацию. При этом эксперт сам должен отобрать образ­цы и снабдить их соответствующими этикетками и/или актом отбора проб.

Отсутствие в актах экспертизы указания на характерные виды де­фектов или неправильное определение их вида могут послужить ос­нованием для отклонения акта экспертизы, устанавливающего несо­ответствие качества товара.


Особенно важно правильно отразить результаты приемочной экс­пертизы по качеству, если разногласия, возникшие между поставщи­ком и получателем, разрешаются в Арбитражном суде. Неправильно проведенная оценка качества или оформленный акт экспертизы могут явиться основанием для отказа в предъявлении иска.

Акт экспертизы не должен содержать противоречащие друг другу факты. Экспертную оценку необходимо проводить отдельно по каж­дой товарной партии, а внутри нее — по каждому наименованию, сорту, артикулу и обязательно отражать это в актах.

Основанием для отклонения акта приемочной экспертизы может быть необоснованность выводов. Например, если для товара преду­смотрены приемочные и браковочные числа, забраковка всей партии при браковочном числе, меньшем установленной нормы, неверна. При этом результаты экспертизы будут признаны недостоверными, а акт экспертизы отклонен.

5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт дол­
жен отразить в акте состояние тары и упаковочных материалов (их
целостность, достаточность и надежность).

6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если
нарушена целостность товарной партии (например, часть товара реа­
лизована) или предъявляются обезличенные товары, а также распако­
ванные либо без товарно-сопроводительных документов.

Экспертиза товаров по комплектности —- оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответ­ствия данным, указанным в технических документах. Является одной из разновидностей экспертизы по качеству, так как целостность ком­плекта, или комплектность, — один из показателей качества.

Правовой базой для проведения этой разновидности экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ст. 478-480).

Основанием для ее проведения служат особенности принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием всех необхо­димых элементов в комплекте. Кроме того, комплектность влияет на функциональное и социальное назначение товара, его долговечность, ремонтопригодность, эргономические и эстетические свойства.

Все комплектующие элементы подразделяются на три группы: • обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстети­ческие свойства;



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 3. Экспертиза по качеству



 


предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации
(запасные детали, узлы и т. п.);

• определяющие сохраняемость и безопасность товаров при пере­
возке, хранении и реализации.

К комплектующим элементам первой группы относятся состав­ные части самого товара, без которых утрачивается его целост­ность, например, болты, шурупы, стекла, отдельные панели, фурни­тура для сборной мебели, электрические шнуры в электробытовых товарах и т. п.

Нарушением комплектности является и отсутствие отдельных предметов или несоответствие их единому стилю комплекта. Напри­мер, известен случай, когда покупатель оплатил мебельный гарнитур, а домой ему был привезен комплект мебели, в котором платяной шкаф отличался по цвету и фактуре отделочного материала. Прове­денная экспертиза подтвердила нарушение комплектности. Поскольку в магазине шкафа, соответствующего всему комплекту не оказалось, покупателю вернули деньги и забрали неполный комплект мебели. Нарушением комплектности считается и отсутствие части пуговиц на одежде, шнурков на обуви и т. п.

Вторая группа комплектующих изделий представлена запасными деталями, узлами, обеспечивающими ремонтопригодность товаров при эксплуатации. Примером могут служить запасные пуговицы, лос­куты тканей, прилагаемые или пришиваемые с изнаночной стороны одежды. В комплект автомобиля могут входить запасные колеса, ап­течка водителя, приспособления для мелкого ремонта.

Третья группа комплектующих элементов предназначена для обеспечения сохраняемости и безопасности товаров на разных этапах товародвижения. К ним относятся упаковка, которая может включать транспортную и/или потребительскую тару, упаковочные и перевя­зочные материалы, средства крепления и т. п.

Экспертиза товаров по комплектности применяется в основном для непродовольственных товаров. Для продовольственных товаров эта разновидность экспертизы используется лишь при продаже набо­ров продуктов (например, подарочные наборы), доставке продуктов на дом, торговле по комплексным заказам. Учитывая незначительное распространение в продовольственной торговле указанных форм,


можно констатировать, что основное применение экспертиза товаров по комплектности находит в непродовольственной торговле.

Комплектность непродовольственных товаров отражается в экс­плуатационных документах и/или в товарно-транспортных накладных, удостоверениях о качестве, а комплектность продовольственных набо­ров — в упаковочных листах или счетах. Следует иметь в виду, что упаковка для пищевых продуктов является чаще всего неотъемлемой составной частью и не рассматривается как комплектующий элемент.

Экспертиза качества новых товаров — оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию.

Назначением этой разновидности экспертизы по качеству являет­ся определение практической полезности и показателей качества, ко­торые могут создать потребительские предпочтения, а также пози­ционирование товара на определенном сегменте рынка, оценка его конкурентоспособности.

Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, техническими условия­ми, санитарными и иными правилами, т. е. она в значительной мере совпадает с приемочной экспертизой по качеству.

При экспертизе качества новых товаров используют различные ме­тоды его оценки: органолептический, измерительный, социологический, расчетный и экспертный, но решающее значение имеет последний. Ос­тальные перечисленные методы выполняют вспомогательную роль, Данные, полученные этими методами, влияют на результаты экспертной оценки, но окончательное решение принимают эксперты. Экспертиза ка­чества новых товаров включает ряд процедур и этапов, конечным ре­зультатом которых является экспертное заключение. На рис. 19 пред­ставлена схема проведения экспертизы качества новых товаров.

Постановка целей экспертизы определяет дальнейшие этапы и процедуры выбора критериев, необходимых и достаточных для про­ведения оценки качества новых товаров экспертами. Целью эксперти­зы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны. Кроме того, перед экс­пертами могут быть поставлены и более широкие цели: оценка кон­курентоспособности нового товара, прогнозирование его продвиже­ния на рынке, позиционирование и др.

13-7248



 

Глава 5. Товароведная экспертиза
 

Рис. 19. Схема экспертизы качества новых товаров

При постановке целей и на последующих этапах экспертизы эксперты должны четко представлять, что обозначает термин «но­вый товар».

Новый товар — продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения из­мененными потребительскими свойствами.

Таким образом, данное определение термина предопределяет на­правление выбора показателей качества и методов изучения нового товара.

Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функциональ­ного назначения), а также определения степени новизны, что и со­ставляет сущность экспертизы качества новых товаров. В зависимо­сти от целей экспертизы номенклатура показателей для экспертной оценки может быть увеличена. Эксперт (или заказчик) может выбрать


 


§ 3. Экспертиза по качеству

всю номенклатуру потребительских показателей или ограничиться лишь обязательными показателями и степенью новизны.

Номенклатура потребительских свойств и показателей подробно рассматривается в курсе «Теоретические основы товароведения», по­этому в данном учебном пособии остановимся лишь на степени но­визны как одном из показателей ассортимента и одновременно каче­ства новых товаров.

Степень новизны характеризуется количественными и качест­венными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может вы­ражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец [39] предлагает сле­дующие градации: товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21-70%) и качественно новые товары (71-100%).

Товары незначительной новизны отличаются несущественной мо­дификацией отдельных параметров, не улучшающих потребительские свойства.

Товары нового вида характеризуются существенным изменением параметров и потребительских свойств, появлением новых дополни­тельных функций.

Качественно новые товары —' товары с принципиально новым преобразованием функций, технического принципа действия, не имеющие аналогов и прототипов.

При определении степени новизны методом балльной оценки раз­рабатывается специальная шкала баллов для изучаемого изделия. Кроме этого метода, широко применяются и другие: демонстрации изделий на оптовых ярмарках, выставки-продажи, выставки-дегустации, опытная эксплуатация непродовольственных товаров, пробная продажа, анкетные опросы и др.

Исходя из названных градаций новых товаров, в качестве крите­риев могут быть выбраны показатели: функционального и/или соци­ального назначения, надежности (безотказности, ремонтопригодно­сти, сохраняемости), эргономические, эстетические и безопасности.

В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения: сравнительный, прогнозно-аналоговый или безаналоговый, комбинированный.



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 3. Экспертиза по качеству



 


Для товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительный метод, основанный на сравне­нии показателей качества одного вида новых и уже известных това­ров. Этот метод широко применяется и в товароведении, и в квали-метрии. Для качественно новых товаров данный метод не всегда приемлем, поэтому для них используются другие перечисленные методы, которые по сути являются разновидностями сравнительно­го метода, но на более высоком уровне с использованием элементов прогнозирования.

Прогнозно-аналоговый метод основан на построении перспек­тивно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и ис­пользовании его для сравнительной оценки качественно новых това­ров. Достоинствами метода являются его перспективность, а также использование сравнительной оценки. Недостатки метода заключают­ся в трудности построения перспективно-прогнозного ряда базовых образцов — шкалы оценки, что требует поисковых проектных разра­боток. При этом эксперту приходится выяснять, как влияют новые потребительские свойства на полезный эффект потребления, оправда­ны ли затраты на разработку и производство нового товара. Все это затрудняет применение прогнозно-аналогового метода на практике.

Этот метод наиболее приемлем для позиционирования новых то­варов на определенном сегменте рынка.

Безаналоговый метод — метод, основанный на анализе процес­сов потребления разными группами потребителей или процессов про­ектирования.

Безаналоговый метод имеет три разновидности: метод опытной эксплуатации (носки), метод опробования и проектный метод.

Метод опытной эксплуатации заключается в том, что новый то­вар оценивается вначале специально подобранной группой потреби­телей-оценщиков, а на основе результатов потребительской оценки и исследований товара после эксплуатации эксперты строят свои за­ключения. При этом чрезвычайно важно подобрать опытную группу оценщиков, отражающих предполагаемые сегменты потребителей. Оценщиков необходимо проинструктировать об условиях эксплуата­ции, и они должны соблюдать их. В противном случае может возник­нуть значительный разброс результатов потребительской оценки и


конечных исследований товаров, что поставит в затруднительное по­ложение экспертов. Этот метод применяется для оценки новых не­продовольственных товаров длительного пользования (одежды, обу­ви, бытовой техники и т. п.).

При этом методе не требуется сравнения новых товаров с их анало­гами. Ценность новых товаров определяется по степени удовлетворе­ния потребностей, выявляемой путем анализа процесса потребления. Для этого проводят эксперимент по эксплуатации или потреблению новых товаров в реальных условиях отдельными группами потребите­лей. После определенного срока эксплуатации проводят опрос потре­бителей, выявляя их мнение, замечания, претензии к качеству товара. Кроме того, исследуется и сам товар (степень износа, ремонтопригод­ность, изменение эстетических и эргономических свойств, безопасно­сти и т. п.). Выявленные достоинства и недостатки нового товара, оценка его качества после эксплуатации позволяют установить эффек­тивность потребления и целесообразность введения новшеств в потре­бительские свойства.

Метод опробования основан на потреблении (использовании) но­вых товаров оценщиками из специально подобранной группы потре­бителей. Они так же, как и при методе опытной эксплуатации, долж­ны получить инструктаж о способах использования нового товара (частота потребления, приемы подготовки и использования, а в ряде случаев — продолжительность использования и т. д.). Оценщики от­дельных групп товаров должны пройти медицинский осмотр до и по­сле использования товара (например, при опробовании средств ухода за полостью рта проводится обследование зубов стоматологом) или быть проверены на сенсорные способности (для пищевых продуктов, парфюмерных изделий), чтобы предотвратить попадание в группу оценщиков лиц с высоким порогом ощущения вкуса и запаха, дальто­ников и т. п.

Метод опробования применяется для пищевых продуктов, табач­ных и парфюмерно-косметических изделий. Не следует путать этот метод с дегустацией товаров. В бтличие от дегустации, проводимой экспертами-дегустаторами, опробование производят лица, не обла­дающие умениями сенсорного анализа, но являющиеся потенциаль­ными потребителями нового товара. Поэтому, как и в методе опытной носки, очень важна репрезентативность опытной группы.



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 3. Экспертиза по качеству



 


При проектном методе эксперты анализируют процесс проекти­рования с целью выявления его полноты, совершенства и возможно­сти технологического воплощения. Для этого эксперт должен внима­тельно изучить основные этапы проектирования новой продукции и выявить возможные дефекты или несовершенства принимаемых ре­шений. Кроме того, эксперт должен изучить предпроектные научные исследования, имеющиеся по данному вопросу.

Достоинством всех разновидностей безаналогового метода явля­ется возможность использования его в случаях, когда товар является принципиально новым и не имеет аналогов. При анализе процессов потребления удается выяснить степень удовлетворения предполагае­мых потребностей.

К недостаткам метода относятся его трудоемкость, длительность, сложность в подборе наиболее типичных групп потребителей, а при проектном методе — вероятность значительных расхождений между проектируемым и реальным товаром.

Комбинированный метод — метод оценки, основанный на со­вмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемого товара. При этом методе эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Поскольку любой новый товар имеет уже известные, об­щие с аналогами свойства, а также приобретает и новые свойства, при комбинированном методе применяется сочетание сравнительного ме­тода для изучения известных свойств и прогнозно-аналогового и/или безаналогового для изучения новый свойств. Благодаря этому данный метод лишен многих недостатков ранее указанных методов и находит широкое применение для оценки товаров с разной степенью новизны.

Изучение нового товара проводится путем оценки практической полезности, степени новизны, эстетического уровня и определения '] условий потребления (эксплуатации).

Практическая полезность товара может оцениваться путем опре­деления показателей функционального и/или социального назначе­ния, а также эргономических свойств. При этом используются орга-нолептические, измерительные, социологические и экспертные методы определения значений показателей, но ведущими остаются экспертные методы.


При оценке эстетического уровня выделяется несколько подгрупп показателей, которые должны рассматриваться в определенной по­следовательности, что необходимо для обеспечения достоверности экспертизы [39].

К первой подгруппе относят информационную выразительность формы изделия, отражающую сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы.

Информационная выразительность достигается с помощью пока­зателей внешнего вида (оригинальность формы, окраски, состояние поверхности, целостность), а также стилевого единства, соответствия моде, информационных знаков.

Вторая подгруппа показателей раскрывает единство формальных и содержательных признаков, выявляет соответствие эстетически значимой формы, размеров изделия его функции, конструкции, мате­риалу и т. п., оценивает удобство при использовании (эксплуатации).

Третья подгруппа (целостность композиции) определяется гармо­ничным единством частей и целого, органичной взаимосвязью эле­ментов изделия и согласованностью с ансамблем других изделий. К показателям третьей подгруппы относятся характеристики объемно-пространственной структуры, пластичности, упорядоченности графи­ческих и изобразительных элементов, декоративности материалов.

Четвертая подгруппа показателей представлена характеристика­ми совершенства производственного исполнения изделия, стабильно­сти сохранения его товарного вида в процессе потребления: тщатель­ности покрытия и отделки поверхности, чистоты выполнения контуров и сопряжений, четкости исполнения фирменных знаков и сопроводительных документов, устойчивости формы к повреждени­ям. Эти показатели косвенно влияют на эстетические свойства това­ров, но без их характеристики оценка эстетических свойств была бы неполной.

Анализ эстетических свойств новых товаров осуществляется с помощью экспертных методов, а в качестве дополнительного приме­няется органолептический метод..Оценка эстетических свойств долж­на проводиться экспертом с позиций потребителя, поэтому на резуль­таты оценки не должны влиять его личные вкусы и привычки.

Конечной операцией изучения товаров является определение ус­ловий их потребления, причем потребление рассматривается в ши-


 
 

Глава 5. Товароведная экспертиза

роком смысле, в том числе как однократное и многократное исполь­зование (эксплуатация).

Эксперты оценивают результаты испытаний при эксплуатации то­варов в производственных или реальных условиях, определяют сроки эксплуатации, вносят соответствующие коррективы. При определе­нии условий эксплуатации могут использоваться ранее рассмотрен­ные сравнительный, прогнозно-аналоговый, безаналоговый и комби­нированный методы. Целью этой операции является обеспечение сохранности качества товара у потребителя, что способствует созда­нию положительного послереализационного отношения потребителя к товару. Поэтому правильность определения экспертами условий по­требления новых товаров имеет важное значение для потребителя и предопределяет жизненный (рыночный) цикл товара.

Результат экспертизы — итоговая качественная и количественная оценка потребительских свойств товаров, зафиксированная особым образом. Результаты основываются на обобщенном мнении экспер­тов, которое принимается такими способами, как обсуждение, голо­сование или усреднение количественных показателей (баллов, про­центов и т. п.).

Результаты экспертизы документально оформляются в экспертном заключении. Правила его составления будут рассмотрены в гл. 10.

Дегустация пищевых продуктов — оценка органолептических показателей качества, проводимая проверенными на сенсорную чув­ствительность экспертами.

Целью дегустации является получение достоверных результатов при органолептическои оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности. Одно из условий достижения профессионализма — специализация по группам товаров, так как эксперты должны знать особенности вкуса, запаха, внешнего вида, консистенции и других органолептических показателей, харак­терных для товаров однородных групп, уметь различать незначитель­ные нюансы данных показателей для разных наименований, сортов, торговых марок. Для этого эксперт должен обладать хорошей вкусо­вой и обонятельной памятью.

Отбор экспертов в дегустационные группы должен проводиться путем проверки их на сенсорную чувствительность, умение различать


 


§ 3. Экспертиза по качеству

вкусы, запахи и цвета. Кроме того, эксперт должен иметь предшест­вующий опыт органолептичеекой оценки определенных товаров.

Дегустация пищевых продуктов проводится в следующих случаях:

• при экспертизе новых товаров;

• при сравнительной оценке известных товаров;

• при необходимости выявления качественных изменений органо­
лептических показателей;

• при определении товарных сортов и других градаций качества;

• при идентификации товаров.

Результаты дегустации могут быть выражены в виде описания от­дельных показателей, а также в баллах. В последнем случае должна быть разработана шкала балльной оценки или должны применяться стандартные шкалы. Примерами такой стандартной шкалы балльной оценки могут служить шкалы, применяемые при оценке качества вин, пива, твердых сычужных сыров.

Экспертиза товаров по договорам — оценка экспертом соблю­дения требований качества, установленных договорами.

Эксперты могут приглашаться для проведения товароведной экс­пертизы по договорам купли-продажи, комиссии и хранения. Чаще всего основанием для такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор.

Наиболее распространенный вид договоров — договор купли-продажи. Он может заключаться не только с юридическими, но и с физическими лицами, в том числе с потребителями.

Правовая база проведения экспертизы по договорам купли-продажи между юридическими лицами совпадает с приемочной экс­пертизой по количеству и качеству, поскольку по сути это одни и те же виды экспертизы.

Правовая база по договору купли-продажи, возникающему при реализации товара продавцом покупателю (потребителю), основыва­ется на Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 1-26), правилах продажи товаров, в которых регламентированы ответственность про­давца и права потребителей при продаже товаров.

Необходимость в товароведной экспертизе чаще всего возника­ет, когда возможности решить разногласия между продавцом и по-



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 3. Экспертиза по качеству



 


потребителем исчерпаны. При этом зачастую перед экспертом стоит сложная проблема — оценить качество товара, иногда уже после достаточного срока эксплуатации. При этом эксперт должен диагно­стировать не только дефекты, но и причины их возникновения, ре­шить, могли ли быть эти дефекты при реализации, являлись ли они явными или скрытыми.

Объективность эксперта при таких экспертизах очень важна. Де­виз «Покупатель всегда прав» не должен приниматься во внимание и влиять на результаты экспертизы.

Если дефект носит технологический характер -- — явный, но не за­меченный продавцом и покупателем, или скрытый, проявившийся при хранении, товар подлежит либо обмену, либо уценке, если дефек­ты не критические и не влияют на безопасность потребления, либо возврату продавцу с выплатой его полной стоимости покупателю.

Если дефекты, вызвавшие ухудшение качества, могли возникнуть вследствие нарушения установленных правил эксплуатации или усло­вий хранения, покупатель должен доказать, что все установленные правила или условия им соблюдались. В задачу эксперта входит оце­нить обоснованность таких доказательств.

Договор комиссии заключается между юридическими лицами (на­пример, организациями потребкооперации и сельскохозяйственными организациями), а также между юридическими и физическими лица­ми (например, в комиссионных магазинах). При этом эксперт-товаровед, принимающий товары на комиссию, должен знать, что права и обязанности перед потребителями возникают у комиссионера (магазина), а не комитента, сдавшего товар в магазин.

Правовая база проведения экспертизы по договору комиссии представлена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами комиссионной торговли непро­довольственными товарами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569. В названных Прави­лах устанавливается порядок приема товаров на комиссию, опре­деления продажной цены и размера комиссионного вознагражде­ния, уценки и продажи товаров, принятых на комиссию, расчетов комиссионера с комитентом за проданный товар или возврата не­проданного товара.


Действия указанных правовых актов распространяются на все ор­ганизации независимо от их формы собственности:

Договор хранения заключается между юридическими лицами или юридическими и физическими (например, в камерах хранения). При этом одна сторона обязуется обеспечить сохранность и возврат товаров, переданных ей на хранение, а другая — оплатить затраты на хранение.

Необходимость в проведении товароведной экспертизы появ­ляется в случае возникновения количественных потерь сверх уста­новленных норм или снижения качества, а также при полной утра­те товаров.

Для выявления причин, вызвавших повышенные количественные и качественные потери при хранении, эксперт, производящий экспер­тизу товаров после длительного хранения, должен знать процессы, наиболее характерные для товаров определенной группы, а также факторы, влияющие на интенсивность этих процессов и, следователь­но, на размер потерь.

Для многих потребительских товаров, если им присуща естест­венная убыль, общим вызывающим ее процессом является усушка, или испарение воды. Другие процессы — утруска (распыл), розлив, улетучивание, дыхание — характерны только для товаров определен­ных групп в зависимости от их консистенции, состава или биологиче­ской природы.

Количественные потери — убыль массы товаров в процессе хра­нения или подготовки к реализации. Их определить можно только по разнице между исходной и конечной массой, для чего применяется косвенный метод измерения этих потерь.

При возникновении потерь качества товар не исчезает, а изменя­ется его качественное состояние. Недоброкачественный товар можно отсортировать и отдельно завесить, т. е. в этом случае применяется прямой метод измерения продукции.

Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие следующих процессов: микробиологических (загнивание, плесневе-ние, брожение и т. п.), биологических (повреждение насекомыми, грызунами, птицами), физических (бой, деформация, раздавливание и т. п.), химических (коррозия металлов, прогоркание жиров, выцвета­ние красителей и др.), физико-химических (старение материалов, бел-



Глава 5. Товароведная экспертиза


§ 4. Идентификационная экспертиза



 


ков, полимеров и т. п.), биохимических (дыхание, физиологические заболевания товаров — живых объектов).

Эксперты, проводящие экспертизу хранения, должны знать, что отдельные процессы могут быть причинами возникновения разных видов потерь. Так, испарение воды (усушка) вызывает не только есте­ственную убыль, но и качественные потери за счет увядания (напри­мер, свежих плодов и овощей) или усыхания (хлеба, сыра и др.). Кор­розия металлических банок консервов приводит к утрате их товарного вида, а при глубокой коррозии — к разгерметизации банок и потерям массы за счет течи.

В результате указанных процессов ухудшается качество товаров. Довольно часто снижение качества можно обнаружить по органолеп-тическим показателям. Появление несвойственного внешнего вида, неприятных оттенков вкуса и запаха служит косвенным признаком снижения качества, при этом эксперт самостоятельно принимает ре­шение о необходимости исследования товара в испытательных лабо­раториях измерительными методами.

При экспертизе по договорам хранения эксперты могут устанавли­вать такой вид качественных потерь, как снижение градации качества. Например, при хранении яйца происходит усушка, вследствие чего] уменьшается его масса и объем воздушной камеры, что служит основа­нием для снижения категории яиц и соответственно цены на них. Изме­нение градации качества товаров при их хранении является одной из причин пересортицы, носящей объективный характер. Подтверждение ее независимыми экспертами приобретает статус достоверности.

При утрате безопасности товар относится к отходу и подлежит уничтожению, вследствие чего качественные потери становятся и ко­личественными.

Если снижение качества произошло за счет малозначительных и значительных дефектов, товар признается условно пригодным и мо­жет быть реализован по сниженным ценам или отправлен на промпе-реработку. В этом случае количественные потери не возникают.

Независимо от причин возникновения качественные потери спи­сываются по актам. Акт на списание товаров подписывают эксперты, руководитель и материально ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутствуют.


§ 4. Идентификационная экспертиза

Идентификационная экспертиза — оценка экспертом количест­венных и качественных значений показателей свойств товара для ус­тановления его тождественности и подлинности ассортиментной при­надлежности.

Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный менее распространен в практике торговых организаций по сравнению с дву­мя ранее рассмотренными ее видами. Чаще всего такая экспертиза яв­ляется с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...