Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные теории обучения (дидактические концепции). Ассоциативно-рефлекторная теория. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теория проблемного обучения.




В теории заключена система научных знаний:

1. педагогическая идея или ряд идей, т.е. концепция, в которой содержательный прогноз выражается в форме гипотезы.

2. политийный аппарат

3. закономерности и принципы педагогической процесса или явлении

4. разработка нового подхода к процессу обучения или воспитания

Пед. теория - это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представлениях в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать развитие и саморазвитие пед. процессов и явления.

Дидактическая теория - это система научных знаний о дидактических процессах, явлениях, представлениях в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющие целостно описать, объяснить и прогнозировать развитие и саморазвитие пед. процесса и явлении.

Ассоциативно-рефлекторная теория (Рубинштейн, Менчинская, Богоявленский)

Ассоциация - это связь между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Сущность: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств есть процесс образования в сознании человека различных связей (ассоциаций)

Этапы:

-восприятие учебного материала

-осмысление

-запоминание

-применение знаний в практической деятельности.

Развивающее образование.

Сущность: в процессе обучения в психике появляются новообразование в результате внутренних интеграционных процессов («сплав»:Р+Э+Д)

Этапы:

-обучение ведется на высоком уровне трудности

-в начальном обучении ведущая роль отводится теоретическим знаниям

-ребенок – субъект деятельности

-РО направлено на развитие совокупности качеств личности: РО=ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДН

-РО происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Выготский - обучение должно проходить в зоне ближайшего развития.

На определенном этапе развития ребенок может решать определенные задачи под руководством взрослых и сотрудничестве с более умными сотоварищами.

Развивающее обучения интенсивное общее развитие.

РО=ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДН

(знания, умения, навыки)

(умственная деятельность)

(само управляющие механизмы)

(эмоциональная нравственность)

(деятельно практическая)

Теория поэтапного формирования умственного действий (Гальперин, Талызина)

Сущность:

Психологическое учение об интериоризации (преобразование внешней действительности во внутреннюю психическую деятельность).

В основе теории лежит о единстве психической и материнской деятельности человека его первичные роли материнской деятельности в этом единстве.

Этапы:

- ознакомление с целью обучения, создание мотивации к учению

- составление схемы ориентировачной основы действий

- выполнение действий в материальном или материализованном виде

- внешняя речь

- внутренняя речь (мысленное свертывание информации)

- автоматизация умственных действий (интериоризация материальных процессов в процесс психический)

Теория проблемного обучения (Матюшкин, Махмутов)

Теория опирается на действенный подход и предполагает создание проблемной ситуации, которую школьник должен решить.

Проблемная ситуация - познавательная задача, кот-я характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями и умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.

Сущность: развитие умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся на основе создания проблемной ситуации.

Этапы:

-выявление проблемы, ее формулировка.

-анализ условий, отделение известного от неизвестного

-выдвижение гипотезы и поиск плана решения

-реализация плана

-проверка правильности действий и результатов.

 

 

10.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Понятие «содержание образования». Теории формирования содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы. Компоненты содержания образования.

Содержание образования - один из компонентов процесса обучения. Это - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду.

Две теории образования:

1) Формальная (развитие сп-тей и интересов, и познавательных процессов об-я)

2) Материальная (набор ЗУН необходимых в практике, жизни, и деят-ти)

Критерии отбора сод-я обр-я:

1) Форм-е базовой культуры личности (Газман)

· Культура жизненного самоопр-я (р-к сам должен опр-ся)

· Культура умственного труда

· Экологическая

· Семейных отн-й

· Правовая

· Общение

2) Научно-практичекая значимость

3) Соотв-ие содержания учебным восп-ем детей

4) Соотв-ие объема содержания учебного предмета, времени на его из-я

5) Учет международного опыта, построение содержания общего, среднего обр-я

6) Соотв-е сод-я обр-я, имеющейся учбно-методической и материальной базы – школы

Принципы отбора:

1) Соотв-ия сод-я обр-я требуемые обществом (появление новых предметов: инф-ка, экономика…)

2) Единство содержательной и процессуальной сторон обучения

3) Структурное единство сод-я обр-я (согласование учебного материала пед деят-ти и особ-ти личностей учащихся)

Содержание образования определяется: 1) гос учебным планами, 2)учебными программами, 3)учебная литература.

(1) Учебный план - гос док-т, в котором содержится перечень всех предметов, подлежащих изучению, определяется последов-ть изуч-я предметов по годам, содержится расчет по каждому предмету и средняя недельная нагрузка на учащегося.

(2) Учебная программа - док-т, определяющий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием послед-ти тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

(3) Уч литература строится в соотв с уч программой, и в нем наиболее полно излагается содержание предмета

Компоненты:

1.Федеральный определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграции личности в систему мировой культуры.

2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка, литературы, географии, искусства, трудовой подготовки.

3.Школьный – определяет специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Стандартом образования называется – система основных параметров применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт отражает обязательства государства с одной стороны перед своими гражданами, а с другой стороны граждан перед государством. Государство требует от граждан достижение определенного статуса образования и гарантирует в свою очередь необходимого уровня образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...