Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология олимпиадных заданий.




На школьном этапе олимпиады по обществознанию рекомендуется


использовать задания следующих типов:

 

1. Задания с несколькими вариантами выбора ответа, например:

1. Любое государство характеризуется:

1) Политическим плюрализмом;

2) Господством командно-административных методов управления;

3) Деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе;

4) Подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.

 

2. Разделение общества на различные социальные группы – это:

1) Социальная стратификация;

2) Социальная мобильность;

3) Социальная интеграция;

4) Социальная коммуникация.

 

 

3. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется:

1) облигация;

2) акция;

3) вексель;

4) аккредитив.

 

 

4. В Федеральное собрание Российской Федерации входят:

1) Государственная Дума;

2) Совет Федерации;

3) Совет Безопасности;

4) Администрация Президента;

5) Конституционный суд.

 

Комментарий: 3; 1; 2; 1.

 

2. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например:

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны - напишите «нет».

 

1) Общество влияет на естественную среду обитания человека.

2) Общество – это система государственной власти.

3) В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами.

4) В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.

5) Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия.

 

Комментарий: 1;5 – Да. 2;3;4. – Нет.

3. Задания на объяснение логического ряда, например:

 

 

1) По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

 

1. Верховенство права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти на основе принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.

 

2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.

 

Комментарий: 1. признаки правового государства. 2. виды административных правонарушений.

 

 

4. Задания на определение хронологической последовательности, например:

1) Федеральные, региональные и местные ____________являются основным источником дохода соответствующих бюджетов.

2) Понятие ______________используется для обозначения стремления к образованности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня.

Комментарий:1. налоги, 2. самообразование.

5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:

 

Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПРОСТУПКИ   ВИДЫ ПРОСТУПКОВ
1) остановка автомобиля под запрещающим знаком А) гражданские проступки
2) публичное оскорбление Б) административные проступки
3) опоздание на службу В) дисциплинарные проступки
4) нарушение авторского права    
5) нарушение правил пожарной безопасности    

Комментарий:1-Б; 2-А; 3-В; 4-А; 5-Б

 


Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов

 

 

Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Типовым Положением о проведении школьного и муниципального этапов по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.

Содержание олимпиадных заданий.

Школьный и муниципальный этапы лежат в основе Всероссийской олимпиады. Крайне важно, чтобы уже на этой стадии был задан общий камертон, идеология проведения соревнований.

1.1. При определении содержания и структуры заданий рекомендуется исходить из следующих позиций:

- проведение предметной олимпиады должно опираться на действующие нормативные документы, прежде всего на обязательный минимум содержания обществоведческого образования основной и старшей (полной) средней школы, – приказы Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 и 30.06.1999 г. №56, отражая требования к уровню подготовленности учащихся, данные в них;

- отбор заданий необходимо осуществлять с учетом содержания школьных программ по обществознанию и учебников для основной и средней (полной) школы, включенных в Федеральный перечень, опираясь на обозначенный Министерством подход, при котором все учебники, допущенные и рекомендованные для использования в школе, рассматриваются в качестве равноценных;

- содержание заданий олимпиады предусматривает возможность привлекать знания, полученные учащимися при изучении других предметов (история, литература, экономика, право, география, мировая художественная культура и др.);

- при отборе заданий важно учитывать уровень требований школьного этапа олимпиады.

1.2. При выполнении олимпиадных заданий предполагается:

- предъявить задания, касающиеся основных содержательных линий интегративного курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера.

Особенностями при составлении заданий муниципальной олимпиады по сравнению со школьным этапом являются:

ü больший по сравнению со школьным туром объем олимпиадных заданий вследствие расширения временных рамок проверки знаний и познавательных способностей школьников;

ü расширение типологии заданий открытого типа при приоритете заданий закрытого и полуоткрытого типа, содержащих готовые варианты ответов, шаблон при выполнении и.т.п.

ü наличие заданий творческого типа;

ü расширение числа информационных источников (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

ü отражение в заданиях разнообразных видов деятельности.

 

Типология олимпиадных заданий

I тур

На муниципальном этапе олимпиады по обществознанию в первом письменном туре рекомендуется использовать задания следующих типов:

1. Задания, в которых ученику предлагается определить правильность или ошибочность утверждений, например:

 

«Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы.

2) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

3) С ростом цен растет и величина спроса.

4) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель

5) Земля и труд – первичные экономические ресурсы.

6) Отличительная черта денег – их ликвидность.

7) Зарождение биржи связано с укреплением системы налогообложения.

8) Подоходный налог относится к числу косвенных.

 

 

Комментарий: Нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет.

 

2. Задание на определение лишнего в ряду, например:

 

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.

1. Французские просветители:

И. Кант, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций.

2. Мировые религии современности:

христианство, буддизм, иудаизм, ислам.

3. Формы чувственного познания:

восприятие, суждение, ощущение, представление.

4. Приобщение человека к знаниям, ценностям, нормам общества:

воспитание, социализация, образование, информатизация.

 

Комментарий: И. Кант, иудаизм, суждение, информатизация.

 

 

3. Задания на объяснение логического ряда, например:

 

По какому принципу образованы ряды?

1) Обычай, прецедент, закон.

2) Эпос, былины, предания, сказки.

3) Сократ, Платон, Аристотель.

Комментарий: 1) Источники права 2) Формы народной культуры 3) Древнегреческие философы (мыслители).

 

4. Задания на составление схемы на основе предложенных терминов и понятий, например:

Продолжите заполнение схемы.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

           
 
     
 


 

1) 2) 3)Элитарная

Комментарий: 1) Народная, 2) Массовая.

5. Задания на установление соответствий позиций, представленных в двух перечнях, например:

 

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

  Понятия   Определения
1. Гражданская ответственность А Государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.
2. Уголовная ответственность Б Совокупность предусмотренных законом мер воздействия, которые влекут для виновного невыгодные последствия имущественного характера - возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда.
3. Юридическая ответственность В По трудовому праву обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в пределах и порядке, установленных законодательством.
4. Материальная ответственность Г Правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Комментарий:1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – В.

6. Задания на анализ источника обществоведческой информации, например:

 

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».

Комментарий: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

7. Задания по определение обществоведческого термина на основе предложенного текста, например:

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Комментарий: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.

8. Задания на работу с иллюстративным рядом, например:

 

Представленные на изображениях общественные институты способствуют важному социальному процессу.

1. Что это за процесс?

2. Каким социологическим понятием можно объединить изображенные социальные институты в рамках этого процесса?

 

 

Комментарий:1)процесс социальной мобильности. 2)каналы вертикальной мобильности («социальные лифты»).

 

II тур

Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и художников, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

 

1. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (Лао-цзы)

2. «…Быть либеральным за счет средневековья – слишком удобно» (К. Маркс)

3. «Власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти» (Т. Гоббс)

4. «Одна из гибельных наших ошибок портить хорошее дело проведением его в жизнь» (У. Пенн)

5. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье»

6. «Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить» (М. Эбнер-Эшенбах)

7. «Человек – венец природы»

8. «Человек – ошибка природы»

9. «Право есть царство реализованной свободы»

10. «Искусство есть догадка о том, чего еще не знает наука».

11. «Божественность человека» в том, что она … не дана, а достижима» (П. Мирандола)

12. «Главная гарантия свободы - это собственность» (Ф. Хайек)

13. «Покупай не то, что надо, а что необходимо» (М.М. Катон)

14. «Человек – по природе доброе и хорошее существо и … единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным» (Ж.Ж. Руссо)

 

Выбранную проблему важно раскрыть с привлечением понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знания, которая соответствует данной науке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...