Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее понятие познания. Формы познания.




Познание как предмет философского анализа

Философия

 

Гродно 2013


Тема: Познание как предмет философского анализа

Тематический план.

1. Общее понятие познания. Формы познания.

2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.

3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.

4. Истина и заблуждение.

 

Общее понятие познания. Формы познания.

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание – это специфическая деятельность человека, которая ориентирована на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще.

Раздел философии, в котором изучается такие проблемы как природа познания, его возможности, граница, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания называется гносеологией или теорией познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение (понятие) о знании. Данный термин в современной литературе употребляется в двух основных смыслах: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Но в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, т.е. являются тождественными.

Теория познания тесно связана с онтологией – учением о бытии как таковом, а также с диалектикой – учением о всеобщих законах развития бытия и познания.

Некоторые философы отрицают принципиальную воз­можность познания объективного мира, отрицают объек­тивную истину, считают невозможным объектив­ное постижение сущности вещей, их закономерных отно­шений, тенденций развития. Такая позиция в философии называется агностицизмом. Наиболее известными сторонника­ми агностицизма в философии были Д. Юм и И. Кант. Юм исходил из того, что нам доступны лишь наши ощуще­ния, упорядочивать и систематизировать которые призва­на наука. Человек будто бы не в силах выйти за пределы своих ощущений. А на вопрос о том, что стоит за нашими ощущениями, что их вызывает, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Систематическое обоснование агностицизма дано Кантом. Мы познаем мир не таким, каков он есть на самом деле, заявлял он, а только таким, каким он нам ка­жется. Нашему знанию доступны только явления, феноме­ны, составляющие содержание нашего внутреннего опыта. Что же касается самих вещей, их внутренней природы, то познание их человеку недоступно.

Вся современная наука, весь практический опыт чело­вечества дают неопровержимые доказательства того, что в мире много еще непознанного, но принципиально непо­стижимого нет.

Существует ряд форм (видов) познания.

Различают, например, следующие формы:

1. Обыденно-практическое познание;

2. Игровое познание;

3. Мифологическое познание;

4. Художественно-образное познание;

5. Религиозное познание;

6. Философское познание;

7. Научное познание.

Обыденно-практическое познание – это взгляды людей на окружающий мир и на самих себя, которые складывались на основе повседневного (обыденно-практического) опыта (здравый смысл, приметы, предчувствия, верования и т.п.).

Игровое познание – это знания, приобретаемые в ходе игры (спортивные игры, деловые игры, игра актёров и т.п.).

Мифологическое познание – это отражение природы и общества народной фантазией (напр., мифы др. Греции и многие другие).

Художественно-образное познание – это отражение (освоение) действительности в различных видах искусства – в живописи, музыке, художественной литературе и др.

Религиозное познание – иллюзорное отражение мира (природы, общества, человека) ядром которого является вера в сверхъестественное.

Философское познание – отражение мира в целом, система самых общих взглядов на мир.

Научное познание – рациональное освоение действительности, признаками которого является систематизированность, обоснованность, отделение объекта от субъекта. Цель научного познания – постижение истины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...