Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.




Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. Другими словами, в процессе познания задействованы органы чувств человека (это чувственное познание или «живое созерцание»), а также используется мышление, т.е. обобщенное и опосредованное отражение действительности. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами (мышления) являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др..

Ощущение – это отражение предметов (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем, т.е. на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это исходный пункт познавательного процесса, его источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром и превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, температурные, вкусовые и др. В результате их непосредственного воздействия на органы чувств образуется целостное отражение предметов, которое называется восприятием.

Восприятие связано с синтезом свойств и сторон предметов, обнаружением и различением этих свойств и сторон с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры и т.д. Тем самым обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающем мире.

В представлении отсутствует непосредственность отражения и образы предметов формируются на основе припоминания или продуктивного воображения. Представления могут обобщать сходные черты предметов, но, тем не менее, остаются формой чувственного отражения, фиксирующего внешние стороны предметов. Внутренние, существенные признаки предметов отображаются формами мышления. Различают два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно, логично строить свои мысли.

Разум – высший уровень рационального познания. Это творческое оперирование абстрактными понятиями и сознательное исследование природы этих понятий (абстракций). Отметим, что разум (интеллект) человека проявляется в его способности к абстрактному мышлению. Только на уровне разума (интеллекта) мышление может постичь сущность явлений, их закономерности и противоречия.

Как уже отмечено, разум оперирует понятиями. Они являются важнейшей формой мышления. В понятии концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия строится на основе представлений. Данные в представлении признаки предметов в понятии подвергаются анализу, фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ, данный в представлении, как бы препарируется с определённой точки зрения. Например, в повседневной житейской практике можно иметь представление о прямоугольнике, которое, в частности даёт возможность отличить предметы прямоугольной формы от предметов других геометрических фигур. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятий, знание о нём предстаёт совершенно иным, т.е. расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.

Итак, с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета только (по этим признакам, кстати, можно отличить один предмет от другого предмета). А при посредстве суждений выражается наличие (отсутствие) у предмета какого-то признака, существенного или несущественного. Например, в понятии «студент» мыслится такой существенный признак, как «лицо, обучающееся в вузе или техникуме», и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выраженные словами «брюнет», «блондин» и т.п. Цвет волос не является существенным признаком понятия «студент», т.е. цвет волос – признак несущественный.

В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Таким способом рождается новое знание уже без непосредственной опоры на органы чувств.

Форма мышления, посредством которой на основании одного или более суждений получается (выводится) новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путём, т.е. способом умозаключений.

Таким образом, сущность познавательной деятельности можно свести к следующему:

1. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, а разум их отбирает и делает определённые выводы.

2. Без органов чувств невозможна работа разума (т.к. нечего будет осмысливать и обобщать).

3. Не следует абсолютизировать ни значение чувств в познании (сенсуализм), ни значение мышления (рационализм). Такая абсолютизация представляет собой крайности, односторонности и может привести к заблуждениям, ошибкам.

В постижении человеком действительности существен­ное место занимает интуиция, т. е. непосредственное про­никновение в суть явления без обоснования с по­мощью доказательства. Сущность интуиции состоит в том, что человек может приходить к выводам, опуская промежуточные звенья ар­гументации, не осознавая всю ту совокупность связей, на основании которой делается вывод.

В процессе познания используются различные способы получения знаний, которые называются методами. Система методов именуется методологией. Различают два уровня общенаучных методов познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень включает в себя следующие методы:

- наблюдение – целенаправленное восприятие действительности;

- сравнение – выявление сходства и различия в изучаемых объектах;

- измерение – определение численного значения величины;

- эксперимент – активное воздействие на изучаемый объект;

К теоретическому уровню познания относятся такие методы как:

- Абстрагирование (лат. Abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением таких свойств которые интересуют познающего субъекта в данный момент.

- Анализ (греч. analysis – мысленное разделение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы. Как логический приём тесно связан и противоположен синтезу;

- Синтез (от грач. Synthesis – соединение, сочетание) – процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование (целостную систему).

- Восхождение от абстрактного к конкретному – способ теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта.

Высшей формой научного познания является научная теория (греч. theoria – наблюдение, исследование) – т.е. система научных знаний, получивших подтверждение своей истинности и дающих целостное представление о закономерностях явлений определенного класса.

Второй формой научного познания является гипотеза (hypothesis – предположение), т.е. предположение при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. При этом вывод этот нельзя считать вполне доказанным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...