Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные компоненты моделей массового обслуживания




МОДЕЛИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Массовое обслуживание в коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность малого и среднего бизнеса связана с выполнением множества операций на этапах движения товарной массы из сферы производства в сферу потребления. Такими операциями являются погрузка товаров, перевозка, разгрузка, хранение, обработка, фасовка, реализация и т.д., время выполнения и возникновение которых носит случайный характер.

Это создает неравномерность в работе, порождает недогрузки, простои и перегрузки в коммерческих операциях. Одним из проявлений недостатков - очереди, например, посетителей в кафе, столовых, ресторанах, водителей автомобилей на товарных базах, ожидающих разгрузки, погрузки или оформления документов.

 

Пример. Имеется магазин с одним продавцом, в который случайным образом входят покупатели. Если продавец свободен, он начинает обслуживать покупателя сразу, если покупателей несколько, выстраивается очередь.

 

Перечисленные задачи можно успешно решать с помощью методов и моделей специально созданной для этих целей теории массового обслуживания (ТМО), использующей аппарат теории вероятностей и математической статистики, дифференциальных уравнений и численных методов. Основоположником ее стал датский ученый А.К.Эрланг, исследовавший проблемы функционирования телефонных станций.

Любой запрос на удовлетворение какой-либо потребности будем называть заявкой (требованием). Например, заявками, нуждающимися в обслуживании, являются покупатели в магазинах, заявки на телефонные разговоры, заявки на получение товара и т.д.

Под обслуживанием заявок будем понимать удовлетворение потребности. Поступившие заявки нуждаются в обслуживании со стороны какого-либо устройства (человека, группы людей, технического устройства).

Совокупность средств, которые осуществляют обслуживание заявок, называется каналом обслуживания (КО).

Совокупность каналов обслуживания называется обслуживающей системой.

Заявки на обслуживание образуют потоки, которые до выполнения операций обслуживания называются входящими, а после возможного ожидания начала обслуживания, т.е. простоя в очереди, образуют потоки обслуживания в каналах, а затем формируется выходящий поток заявок.

В целом совокупность элементов входящего потока заявок, очереди, каналов обслуживания и выходящего потока заявок образует систему массового обслуживания - СМО

Рис. 1. Структурная схема СМО

Способы расположения КО: параллельное расположение каналов обслуживания

последовательное расположение каналов обслуживания. В таких системах процесс обслуживания носит многофазовый характер, обслуживание заявки одним каналом называется фазой обслуживания.

 

Работу системы обслуживания характеризуют такие показатели:

· время ожидания начала обслуживания;

· длина очереди;

· возможность получения отказа в обслуживании;

· среднее число занятых КО;

· общая продолжительность нахождения заявки в СМО и т.д.

Для построения СМО необходимо иметь:

· описание входящего потока заявок (требований);

· описание способа обслуживания заявок;

· описание дисциплины очереди, т.е. указание того, каким образом требования поступают из очереди на обслуживание;

· число КО;

· производительность КО.

 

Основные компоненты моделей массового обслуживания

СМО - это модели таких систем, в кото­рые в случайные моменты времени поступают заявки на обслужи­вание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания со случайным временем обслуживания.

Примерами систем массового обслуживания могут служить:

1. станции технического обслуживания автомобилей;

2. персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заяв­ки или требования на решение тех или иных задач;

3. аудиторские фирмы;

4. отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и про­веркой текущей отчетности предприятий;

5. телефонные станции и т. д.

Потоки событий. Поток событий – это последовательность событий, происходящих одно за другим (следующих одно за другим) в случайные моменты времени. Например, поток телефонных вызовов на АТС, поток ж.д. составов, поступающих на сортировочную станцию, поток покупателей в магазине и т.д.

События, образующие поток, в общем случае могут быть различными. Потоки однородных событий, различаются лишь моментами появления. Такой поток можно изобразить в виде последовательности точек на временной оси , которые соответствуют моментам появления событий.

Потоки событий - регулярные, с лучайные

· Стационарный поток событий, характеризуется постоянная интенсивностью событий - среднее число событий в единицу времени.

· Поток событий называется потоком без последействия, если для любых неперекрывающихся участков времени и число событий, попадающих на один из них, не зависит от числа событий, попадающих на другой.

· Поток событий называется ординарным, если вероятность попадания на элементарный временной интервал двух и более событий пренебрежимо мала по сравнению с вероятностью попадания одного события. Это свойство означает, что заявки поступают на вход СМО поодиночке, а не парами, тройками и т.д.

Поток событий, обладающий тремя указанными свойствами (стационарностью, ординарностью, не имеющим последействия), называется простейшим или стационарным пуассоновским потоком.

Число событий, попадающих на любой фиксированный интервал времени , будет распределено по закону Пуассона:

. (1)

 

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины, распределенной по закону Пуассона, равны среднему числу событий за промежуток .

 

 

Функция распределения вероятностей случайного интервала

, (2)

которая называется показательной или экспоненциальной.

Плотность вероятностей

 

. (3)

 

Величина называется параметром показательного закона.

 

Дисциплина очереди

· первым пришел — первый обслуживаешься;

· пришел последним — обслуживаешься первым;

· случайный отбор заявок;

· отбор заявок по критерию приоритетности;

· ограничение времени ожидания

 

Механизм обслуживания.

Характеристики обслуживания:

· продол­жительность процедуры обслуживания,

· пропускная способность - количество требований, одновременно обслуживаемых в результате выполнения каждой такой процеду­ры

 

В - канальной системе пропускная способность равна .

Под длительностью обслуживания заявки обычно понимают интервал между моментом поступления заявки в КО и моментом выхода заявки из КО.

На практике считают длительность обслуживания распределенной по экспоненциальному закону

,

где - среднее число требований, обслуживаемых в единицу времени (интенсивность обслуживания).

Поведение СМО. Под состоянием СМО понимается число находящихся в системе заявок как стоящих в очереди, так и находящихся в КО.

 

СМО относится к системам с конечным или счетным множеством состояний (с дискретными состояниями).

Рассмотрим систему со счетным множеством состояний .

Обозначим через вероятность того, что в момент система будет находиться в состоянии (вероятность - состояния).

Для любого выполняется условие нормировки .

 

Марковские СП с дискретными состояниями и непрерывным временем. Процесс, протекающий в системе, называется марковским (процессом без последействия), если вероятность любого состояния СМО в последующий момент времени зависит только от состояния системы в настоящий момент и не зависит от того, каким образом система пришла в это состояние.

Случайный марковский процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем еще называется марковской цепью, которую можно описать вероятностями состояний и вероятностями переходов из состояния в состояние . Вероятности переходов можно представить двумя способами:

- в виде матрицы переходов где сумма элементов каждой строки обязательно должна равна единице;

- в виде графа, вершины которого соответствуют состояниям системы, а дуги указывают возможные переходы из одного состояния в другое. Сумма вероятностей для дуг, выходящих из любой вершины графа должна равняться 1.

Предположим в момент времени система находится в состоянии с вероятностью . При этом представляют собой вероятности того, что в момент система окажется в состояние , если в момент была в состоянии . Тогда вероятность того, что в момент система окажется в состоянии , определяется формулой полной вероятности

(6)

Уравнения Колмогорова.

Рассмотрим, например, процесс обслуживания в газетном киоске: - состояние, когда киоскер простаивает;

- состояние, когда киоскер (КО) занят обслуживанием;

- состояние, когда один покупатель приобретает газеты, а другой стоит в очереди.

Переход СМО из в происходит под воздействием потока покупателей (заявок) интенсивностью , а из состояния в - система переводится потоком обслуживания с интенсивностью и т.д.

 

Рассмотрим математическое описание процесса в СМО на примере газетного киоска. СМО имеет три состояния .

Полагаем, что все переходы СМО происходят под воздействием простейших потоков событий с интенсивностями . Обозначим через вероятность того, что в момент времени система находится в состоянии . Очевидно, что сумма вероятностей всех состояний СМО равна 1 по условию нормировки

. (7)

Рассмотрим состояние СМО .

, определим вероятность того, что в момент система будет находиться в состоянии

.

В соответствие с (6)

 

. (8)

 

Определим переходные вероятности, считая потоки заявок простейшими

.

 

Условная вероятность -

Эту вероятность можно рассматривать, как вероятность того, что за время не поступило ни одной заявки

. (9)

 

. (10)

 

Вероятность

 

. Другими словами, за время произойдет хотя бы одно событие (придут 1, 2, 3 и т.д. заявок). Вероятность этого явления равна:

. (11)

 

С учетом (10), (11) формула (8) принимает вид

 

. (12)

 

(12а)

 

Используем предельный переход в (12а) ДУ для

 

. (13)

 

Теперь запишем ДУ для вероятности состояния

 

(13a)

 

а) СМО в момент времени с вероятностью находилась в состоянии и за малое время так и не перешла в другое соседнее состояние или . Следовательно, потоки с интенсивностями и не содержали заявок за время , т.е.

. (14)

 

б) Система находилась в состоянии и за время перешла в . Переход произошел под воздействием потока интенсивностью с вероятностью

. (15)

 

в) Система находилась в состоянии и за время перешла в состояние под воздействием простейшего потока с интенсивностью с вероятностью

.

 

Тогда в соответствии с (13a) получаем

 

(16)

 

Переходя к пределу в нем при , получим ДУ

. (17)

 

Проведя аналогичные рассуждения для состояния СМО , получим систему ДУ, которые называются уравнениями А.Н. Колмогорова

 

(18)

 

Систему (18) следует дополнить условием нормировки

.

 

Сформулируем общее правило составления уравнений.

· В левой части каждого из них находится производная вероятности состояния СМО;

· В правой части – сумма произведений вероятностей всех состояний СМО, из которых потоки переводят систему в данное состояние, на интенсивность соответствующих потоков событий, минус суммарная интенсивность всех потоков, выводящих систему из данного состояния, на вероятность данного состояния.

Система (18) представляет собой систему ЛДУ с постоянными коэффициентами. Для нахождения решения Коши системы (18) надо задать начальные условия

 

Режимы функционирования СМО:

· переходный;

· стационарный (установившийся)

 

- финальные вероятности

 

(19)

 

(20)

В теории случайных процессов доказывается, что если число со­стояний системы конечно и из каждого из них можно (за конечное число шагов) перейти в любое другое состояние, то финальные (предельные) веро­ятности существуют.

 

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...