Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная целевая программа«Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)




УДК 616. 89-085. 815 ББК 53. 57 338

Рецензенты:

Профессор, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования д-р мед. наук Ю. С. Шевченко

Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования,

д-р мед. наук М. Е. Нурно

Профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна», д-р психол. наук А. Л. Венгер

Федеральная целевая программа«Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

Захаров Н. П.

338 Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости. -М.: ДеЛи принт, 2004. - 288 с.

ISBN 5-94343-064-4

Руководство содержит подробное описание методов, утвержденных Мини­стерством здравоохранения РФ, и существенно обогащает арсенал возможностей психотерапевта. Высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, представленные в монографии, позволяют в короткие сроки достигать значитель­ных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости. Теоретической основой методов является когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная модель психотерапии, практическое применение которой - фундаментальная позитивная реинтеграция личности - дает возможность проводить психологические преобра­зования с фиксацией адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий и нейтрали­зацией дезадаптирующих патологических стереотипов. Методы могут использо­ваться самостоятельно или в комплексе с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотсрапией.

Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, - врачей психотерапевтов, медицинских психологов, специаль­ных психологов и представителей других смежных специальностей.

УДК 616. 89-085. 815

ББК 53. 57

© Захаров Н. П., 2004

ISBN 5-94343-064-4                           © Оформление ООО «ДеЛи принт», 2004

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I

ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Глава 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ личности

Глава 4 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 5 КЛИНИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ

Глава 4 АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

Глава 5 ГИПНОТИЧЕСКАЯ БАЗИСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (ГИПНОТИЧЕСКАЯ «ТЕЛЕПАТИЯ»)

Глава 6 ИНТЕГРАТИВНАЯ СУГГЕСТИЯ И АУТОСУГГЕСТИЯ

Глава 7 КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 8 КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ

Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Глава 10 МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ)

Глава 11 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО МОДЕРНИЗМА

Глава 12 МЕТОД ТЕЛЕСНО-ФИКСИРОВАННОЙ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИИ (НЕГАТИВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ)

Глава 13 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО ГРОТЕСКА

Глава 14 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Глава 15 ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ

Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)

Глава 18 ПСИХОСЕНСОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ)

Глава 19 РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Глава 20 TABULA RASA

Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)

Глава 22 ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ)

Глава 24 ЭМПАТИЧЕСКИЙ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Болезни XX века перекочевали в век XXI, не только не изме­нив свой состав и удельный вес среди различных видов многовеко­вой патологии человечества, но и дополнившись новыми заболева­ниями. Компетенция и точки приложения психотерапии так или иначе охватывают весь спектр этих ноогенных расстройств и могут быть направлены как на их лечение, так и на предупреждение. Осо­бенно актуально применение психотерапии при весьма распростра­ненных в настоящее время пограничных психических и аддиктивных расстройствах. Имеется насущная проблема противодействия экспансии подобных психических аномалий, прямо или косвенно затрагивающих своим негативным влиянием все социальные слои населения, все профессиональные группы и все возрастные катего­рии от детей младшего до лиц преклонного возраста.

Вместе с тем арсенал лечебно-психологических и психокоррекционных воздействий при данной патологии по-прежнему не­достаточен и требует дальнейшего развития и расширения. Су­ществующие пробелы в отечественной психотерапии, наркологии и психопрофилактической помощи заполняются медленно, глав­ным образом за счет перенесения недостаточно адаптированного зарубежного опыта на российскую почву.

Предлагаемая читателю книга представляет собой обобщение уже получивших признание данных, накопленных в психологии и психотерапии с многолетним практическим опытом автора. Ре­зультатом этого процесса явилась разработка когнитивно-ана­литической концепции личности (Н. П. Захаров, 1996), основан­ной на результатах анализа когнитивных стилей и глубоких ког­нитивных структур, организующих поведение личности.

Когнитивно-аналитическая концепция послужила основой фундаментальной позитивной реинтеграции личности (ФПРЛ) -одного из вариантов интенсивной, краткосрочной психотерапии. Фундаментальной - т. е. нацеленной на коррекцию патогенетиче­ских основ, «фундамента» личности пациента, нейрофизиологиче­ских и глубинных личностных структур. Позитивной - т. е. несу­щей в себе положительное, гуманистическоеначало. Реинтегра­ции - объединения, создания целостной личности на новой адаптивной, гармоничной основе.

Теоретическая платформа разработанных психотехнологий сочетаетв себе рациональную селекцию и дальнейшее развитие в прикладном, психотерапевтическом направлении идей организа­ции психической деятельности П. К. Анохина (1978, 1979), Н. Л. Ьсрнштсйна (1947, 1966), Д. Н. Узнадзе (1966), персонологическихконцепций А. Ф. Лазурского (1924), В. Н. Мясищева (1960) и когнитивно ориентированных исследователей - А. Бека (1985, 1995, 2002, 2003), Д. Келли (1955, 1963, 1969), Э. Толмена (1948), Л. Фестингера (1999), Ф. Хайдера (1958), А. Эллиса, У. Драйдена (2002).

Кроме этого фундаментальная позитивная реинтеграция лично­сти опирается на труды классиков и современников суггестии и гипносуггестии от В. М. Бехтерева (1911, 1925) до Л. Шертока (1992), М. Эриксона (1994, 1995, 2000) и его последователей, положения бихевиоризма и поведенческой терапии - концепции Б. Скиннера (1974), практику Д. Вольпе (1973, 1980), В. Франкла (1966) и др., а также подходы личностно-ориентированной (реконструктивной) патогенетической психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 2003; В. Н. Мясищев, 1960, 1973 и др. ), эмоционально-стрессовой ус­ловно-рефлекторной терапии (В. Е. Рожнов, 1979 и др. ) и нейро-лингвистического программирования (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, 1996; Р. Бэндлер, 1998 и др. ).

Таким образом, фундаментальная позитивная реинтеграция личности является когнитивно-аналитическим суггестивно-бихевиоральным вариантом психотерапии. Такой комплексный подход позволяет сочетать глубину и эффективность помощи лицам с по­граничными психическими и аддиктивными расстройствами, пре-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...