Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифферениировка стресса и других состояний




Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома [16].

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших по­лушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпати­ческим регулированием, что запускает активность парасимпатическо­го отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утом­лении выражается в снижении речевой активности, стремление к по­кою и легкости возникновения сонного торможения [16]. По мнению Суворовой В. В., только крайне редко сильное утомление может за­пускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в пере­возбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

+ или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

+ или в увеличении степени напряженности физиологических функ­ций при неизменных показателях количества и качества труда (воз­растание «цены результата труда»);

+ или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физио­логических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть до­статочно глубоким, и для восстановления нормального функциональ­ного состояния организма потребуется продолжительный отдых.


В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восста­новления работоспособности к началу следующего трудового перио­да, то в этот период утомление развивается более быстро и глуби­на его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — пе­реутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утом­ление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомле­ния расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патоло­гическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь [11]. Особую роль в развитии нервного пере­напряжения и хронического утомления играют наследственно-кон­ституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку.

Например, Ксандрия Вильяме считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требо­вания и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования»1.

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильяме отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времени и к вашим силам, ве­дут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрес-

1 Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 213.


30 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний 31


 


 


сивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физи­ческих сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую зада­чу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее реше­нию. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть "высокой нагрузкой", а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей веро­ятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже от­рицательно сказаться на здоровье»1.

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности [9]. Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом: «В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внут­ренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в созна­нии возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тре­вога) как сигнальный процесс — подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную ак­тивную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмо­циональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функцио­нальных резервов — преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятель­ности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмо­циональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя моти­вация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональ­ной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, па­дением работоспособности» [9; с. 81-82].

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сход­ство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-био­химическом, а на нервно-психическом уровне.

1 Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 214.


Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний

1. Что такое стресс?

2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации
организма к разнообразным факторам внешней среды?

3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во вре­
мя стресса?

4. Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций?

5. Перечислите основные отличия психологического стресса от стрес­
са биологического.

6. Что такое эустресс?

7. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дист­
ресса?

8. Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

^ Выберите правильный вариант ответа

1. С какой стадии начинается стресс?

а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности;

г) со стадии истощения.

2. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных
реакций организма во время стресса?

а) шитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников.

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в ди­
стресс?

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса
в эустресс?

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации.



Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


Литература 33


 


 


5. Что обшего у биологического и психологического стресса?

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

6. Укажите пример «психологического» стресса.

а) воспалительная реакиия после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекиией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

Литература Основная

1. Катаев-Смык Л. А, Психология стресса. М., 1983, с. 5-56.

2. Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104-109.

3. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 21-32.

Дополнительная

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психо­
логический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64-74.

5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмо­
циональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-
психических заболеваний. М., 1977, с. 3-4.

6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. Н., Федотова М. И. Стресс и система крови.
М.: Медицина, 1988, с. 5-79.

7. Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности.
Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406.

8. Калу ев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999,
с. 6-39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­
ловиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52-60; 81-85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупре­ждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56-79.

II

Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизио­логические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3-256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха //
Природа. 2000. № 5, с. 61-67.

13. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого
достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.


 

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука,
1970, с. 8-48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Ос­
новы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2,
с. 158-172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Меди­
цина, 1981, с. 5-232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—
143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспери­
ментального изменения суточного режима // Бюллетень эксперимен­
тальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21-24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование
в России. 2000. № 3, с. 111-115.

22. Не ОиаШо V. I. Згтезз оуег!оас1-апс1 са1:есЬо1атте гезропзе-о'етапо1 пеи1га-
Нгт^ апглпурег1епз1Уе ^Ьегару // Неаг1: апо1 Сггс. 1988. V. 3, 5ирр1. № 2.
Р. 6-7.

23. РоШтап 5, 5сИае/ег С., Ьагагиз К. 5. Со^тглуе ргосеззез аз тео11а1:огз о^
з1;ге55 апо1 сорт& / V. НатПит, В. \У. (ЕсЬ.) Нитап зггезз апо1 со^пплоп: Ап
тЬгтаглоп ргосеззт^ арргоасЬ. N. У.: \УШеу, 1979. Р. 265-298.

24. Ьаппопе V. Зггезз ипа КгапкЬен: // Каит ипа 2е11. 1990. V. 9. № 4. Р. 60-62.

25. Ьагагиз К. 5., Ьаитег К. Зггезз — ге1аг,еа ггапзас1;юпз Ъегдуееп регзоп апо1
епу1гоптеп{; // Ь. А. Регут, М. Ьеу1з (Баз.). Регзресгдуез т тгегасИопа!
рзусЬоЬ^у. N. V.: Р1епит, 1978. Р. 287-327.

26. ^енуаП-Вго-цип 5., 1^ау1е К. Етоглопа! Ьеа11п ргоЫетз аге Ше тоз11трог1ап1:
саизе о^ а1заЫ111:у т ааи^з о{ \уогкт§ а§е: А зшау т 1Ье Ьиг соипИез оГ 1:Ье
оЫ ОхЬга ге^юп // ]. Ер1аетю1. апа Соттипгьу Неап;Ь. 1997. V. 51. № 6.
Р. 672-675.


2-2435


2.1. Формы проявления стресса 35


Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...