Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности педагогических конфликтов




Среди них можно выделить следующие:

ü ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

ü участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -- ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

ü разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

ü различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

ü присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

ü профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

ü контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

ü не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

ü не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

ü стараться не выгонять ученика из класса;

ü по возможности не обращаться к администрации;

ü не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,

ü давать оценку только его конкретным действиям;

ü дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

ü независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

ü не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 

Выделяют четыре вида конфликтов:

o внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

o межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

o межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

o личностно-групповой -возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения:

- агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);

- проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением);

- фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении);

- регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);

- замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);

- уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которых потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).

 

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);

· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, который трудно выразить словами).

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности.

44. Психологический анализ урока

ПАУ:

· осуществляется на каждом этапе урока

· на каждом этапе рефлексируется не только собственная деятельность, но и Д учеников

· обязательный учет, как индивидуальных психологических особенностей, так и возрастных

· необходимо использовать различные способы и методы работы познавательной сферы

· необходимо четко и рационально организовать урок

· использование оптимального стиля педобщения

Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом.

Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.

Уровень психологического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
Предваряющий   Ø Постановка психологических целей урока Ø Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Ø Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей с условиями реализации поставленных целей Ø Учет основных мотивов учебной деятельности Ø Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся Ø Учет уровня предметной подготовки к уроку Ø Учет межличностных отношений в группе  
Текущий   Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция, выполнения поставленных целей, задач обучения   Учет хода учебной работы учащихся
Ретроспективный   Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока

 

 

[ЛА1]Может быть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...