Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование программы инструментального исследования




 

Первый (подготовительный) этап психодиагностического исследования заканчивается выработкой стратегии последующего инструментального исследования, которая предполагает подбор экспериментальных методик, внесение корректив в их инструкции и стимульный материал (в случае нестандартизованных методик) в соответствии с особенностями испытуемого и поставленными психодиагностическими задачами, а также определение последовательности предъявления методик.

Подбор экспериментальных методик осуществляется строго индивидуализировано для каждого больного в контексте поставленных перед психологом задач исследования.

Практический опыт показывает, что для определения структуры и степени выраженности нервно-психических нарушений, а также для выявления типичных для различных заболеваний нарушений психических процессов в связи с задачами дифференциальной диагностики целесообразно использовать преимущественно нестандартизованные (патопсихологические) методы исследования.

Эти методы прицельно направлены на выявление конкретных нарушений психической деятельности (например, концентрации внимания, объема кратковременной памяти, логической структуры мышления и т.д.), предполагают исключительно качественный анализ полученных результатов исследования, а также требуют дифференциации подходов и формы предъявления заданий в зависимости от состояния больного, его интеллектуального и культурного уровня и от его отношения к исследованию.

При квалифицированном использовании эти методы дают богатый материал, дополняющий данные клинического исследования, о характере и степени выраженности нарушений познавательной деятельности. Отношение к исследованию, критичность к ошибкам, возможность их коррекции при использовании этих методов дают представление о сохранности личности больного и структуре ее изменений. При решении задач дифференциальной диагностики нестандартизованные методы исследования, предъявляемые в условиях функциональной нагрузки, часто способны более четко вычленить те изменения психической деятельности, которые не обнаруживаются в клиническом исследовании с необходимой уверенностью и полнотой.

Сказанное не означает, что при решении обозначенных задач должны использоваться исключительно нестандартизованные методики. Принцип комплексной психодиагностики предполагает применение в одном исследовании различных по своему психометрическому статусу методик и техник. Критерием для выбора методики в качестве инструмента исследования является ее теоретическая валидность по отношению к сформулированной диагностической задаче [Бурлачук Л.Ф., 1989].

Задачи психолога в различных видах экспертизы (медико-педагогической, медико-социальной (трудовой), военно-врачебной, судебной) требуют получения наиболее объективных данных об уровне интеллектуального развития, глубине личностно-мотивационных, эмоционально-аффективных и других нарушений, составляющих основу экспертного заключения. В этих случаях целесообразно использовать стандартизованные методы исследования, предполагающие выраженность результатов в количественной форме, возможность их сопоставления с нормативными данными и воспроизведение в повторных исследованиях или другими экспертами.

Для исследования эффективности проводимой терапии и учета динамики нервно-психических нарушений целесообразно использовать методы экспресс-психодиагностики. Эти методы позволяют быстро и надежно оценить характер происходящих под влиянием биологического лечения изменений в психическом состоянии испытуемого или изменений в системе отношений больного в связи с осуществляемой психокоррекционной (психотерапевтической) работой. Результаты использования методов экспресс-психодиагностики (шкал, анкет, одномерных опросников), как правило, выражаются количественно в виде баллов, оценок, коэффициентов, что обеспечивает легкость сопоставления результатов исследования до и после лечения.

Психологическое исследование личности и социальных позиций больного с целью получения данных для функционального диагнозапредполагает углубленное изучение индивидуальных особенностей эмоционально-личностного реагирования, зон конфликтных переживаний, «внутренней картины болезни», механизмов психологического преодоления и компенсации.

Очевидно, что стандартизованные методы исследования личности (тест-опросники), ориентированные на выявление обобщенных типов личности, уступают в этом случае открытым опросникам и проективным методам, а также методам психосемантики, позволяющим содержательно описать индивидуальные структуры эмоционально-мотивационной сферы, когнитивного стиля и стиля разрешения проблемных ситуаций, подойти к пониманию актуальных переживаний испытуемого, его отношения к себе, к своему заболеванию, к референтному окружению. Как и при решении многих других задач, данные психометрического исследования играют здесь лишь вспомогательную роль. Основное значение имеют результаты психологического анализа переживаний, поступков, личностных смыслов испытуемого.

Приведенные представления об адекватности использования тех или иных экспериментальных методов конкретным задачам психологического исследования не являются универсальными рекомендациями. Они лишь иллюстрируют необходимость учитывать операциональные и содержательные характеристики, а также психометрический статус методик при планировании экспериментального психодиагностического исследования в клинике.

Дополнительным критерием выбора методов исследования может служить экономичность их использования. В этом контексте наиболее распространенной проблемой, с которой сталкивается психолог при формировании комплекса методик планируемого эксперимента является соотношение стандартизованных (измерительных) методик и экспертных, клинических техник исследования, нестандартизованных экспериментальных методик. И хотя эти вопросы частично затрагивались ранее, подчеркнем, что для правильного решения о выборе методик необходимо четко представлять преимущества и недостатки обеих групп методов.

Чаще всего измерительные методы экономичней и дают количественную (вероятностную) оценку надежности выводов. Нестандартизованные методы в ряде случаев оказываются более экономичными на этапе проведения, но требуют больших трудозатрат практически всегда на этапе интерпретации результатов. Отличительной особенностью клинических методов является также сильная зависимость успешности их использования от квалификации исследователя. А.И. Зеличенко с соавт. (ред., 1989) отмечают, что ситуацию, предпочтительную для использования стандартизованных методик, можно определить как ситуацию дефицита – дефицита времени, исследовательских сил, квалификации. Так, например, тесты оказываются незаменимыми при проведении массовых скрининговых исследований. При индивидуальной работе, когда у исследователя есть основания для уверенности в своей квалификации, использование клинических техник оказывается более оправданным.

«Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик» [Столин В.В., 2004] рекомендуют решать эту проблему следующим образом. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельно стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок. В подборе методик в батарею (программу исследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в

оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

При планировании работы со стандартизованными (измерительными) методиками следует учитывать сведения об их психометрических характеристиках – надежности, валидности, наличии репрезентативных норм, полученных, в том числе, на отечественной популяции. Эти характеристики во многом определяют эффективность психологического исследования.

В процессе планирования эксперимента и выбора методик для психологического исследования психолог может воспользоваться разнообразными классификациями методов психодиагностики [Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003]. Подобные классификации, как правило, создаются с методическими целями и отражают связь методов, с одной стороны – с диагностируемыми психологическими характеристиками, с другой стороны – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Немаловажным фактором в подборе экспериментальных методик является характер стимульного материала. В последние годы увеличилось внимание психологов к право- и левополушарным механизмам переработки информации. В психодиагностическом исследовании целесообразно использовать сбалансированный комплекс методик, включающий как вербальные личностные тесты, так и методики, базирующиеся на пространственно-образной переработке информации. Эта рекомендация не распространяется на специализированное нейропсихологическое исследование, где отмеченный баланс может быть нарушен в связи с задачами топической диагностики.

Как отмечалось, психодиагностическое исследование в клинике должно быть максимально индивидуализированным. При подборе методик должен учитываться такой установленный в психологии факт, как влияние сложности экспериментального задания на мотивацию испытуемого. Как очень легкие, так и чрезмерно трудные задания снижают интерес испытуемого к процессу исследования. При этом последние нередко вызывают экстрапунитивные защитные реакции испытуемого (например, в виде «критики тестирования»), что приводит к нарушению гармоничных межличностных отношений между психологом и испытуемым.

Закончить рассмотрение вопроса о выборе конкретных методик экспериментального исследования, как об одном из обязательных элементов первого (подготовительного) этапа психодиагностики, можно словами А.Анастази (1982, кн.1, с.51): «Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так и для человека, которого он тестирует».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...