Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 4 глава




Таким образом, на институциональном макросистем-ном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демокра­тическом обществе и в правовом государстве на законо­дательную, исполнительную и судебную). Вид политичес­кой системы зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства (т. е. приоритет ис­полнительной власти), президента (вплоть до так называ­емой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разде­ленных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), пра­вящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона).


413 Глава VIII. Политическая система

Особую арбитражную роль играет общественный кон­троль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массо­вой информации (которую сейчас нередко считают чет­вертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями — экологическими, антивоенными или военными, промыш­ленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеран­скими, молодежными, женскими, творческими органи­зациями и т. п.). Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые по­литические структуры и функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государ­ственных, партийных), секретные документы, распоряже­ния, приказы и т. п. акты (государственные и прочие сек­реты и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докла­дов, речей, бесед и т. п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных ор­ганов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полно­стью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т. п.).

Другой ряд легально существующих, во всяком случае не конспиративных, сообществ, примыкающих к макро­уровню политической системы или неофициально и не­формально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы и т. п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государствен­ной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и т. п.).

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) струк­тура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макро-


Социология



уровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелона­ми государственной власти и обществом, которое они свя­зывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциатив­ных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы поряд­ка, другие учреждения, через которые осуществляется по­литическая социализация (школа, театр, армия).

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обще­ством, организуют их отношения, передают импульсы го­сударственных центров власти обществу и его ответные реакции — инициаторам политики. В организации и осу­ществлении политического процесса мезоуровень полити­ческой системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические ап­параты управления и самые массовые параллельные (те­невые) структуры. К скрытым функциям легальных госу­дарственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономичес­кие трудности, неразвитые гражданские отношения, иде­ологические и политические конфликты и т. п.) добавля­ются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно­родственные связи, противоправная активность и корруп­ция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполи­тического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиоз­ные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

Микроуровень политической системы образуется мас­совым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влия­тельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демо-


415 Глава VIII. Политическая система

кратической организации (выборах, референдумах и т. д.). На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывает­ся политическая культура общества — важная составная часть и характеристика политической системы.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивает­ся неким нижним, массовым уровнем. В нем расположе­но все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организа­ционно и функционально их разделяют по разным уров­ням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы — к руководящим учреждениям: партии, крупные обществен­ные организации, союзы, и пр.).

На каждом из уровней, на которые разделена полити­ческая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода — от частных кризисов отдель­ных подсистем и структур (правительственных, партий­ных, парламентских и многих других) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социаль­ного окружения и вливаются в совокупность политичес­кого, экономического (сырьевого, ресурсного), нацио­нального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и другими конфликтами.

Функциональный кризис системы, или кризис пере­грузки, когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедур­ным, который разрешается частичной или полной пере­стройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т. п.). Та­кой кризис связан с агонистическими конфликтами в об­ществе, которые порождают новые формы существующе-


Социология



го общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризи­сы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т. п.) и мо­гут сопровождаться более или менее серьезными револю­ционными преобразованиями.

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается боль­шим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты обще­признанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американ­ская, континентально-европейская, доиндустриальная и час­тично индустриальная, тоталитарная система. Данная типо­логия опирается на различные политические культуры.

1. Англо-американская система характеризуется гомо­
генной политической культурой. Она гомогенна в
том смысле, что политические цели и средства их
достижения разделяют практически все. Данной
политической культуре свойственна специализация
политических отношений (партий, групп интересов
и др.) на выполнении особых функций. Власть и
влияние внутри политической системы разделены,
структура ролей в этой группе политических систем
глубоко дифференцирована, четко выражена, орга­
низована и бюрократизирована.

2. Континенталъно-европейские системы отличаются
фрагментарностью политической культуры, имею­
щей в целом общие корни и общее наследие. Для
них характерно сосуществование старых и новых
культур. Политические системы такого типа
существуют прежде всего во Франции, Германии,
Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занима­
ют промежуточные позиции между континенталь-
но-европейской и англо-американской системами.


417 Глава VIII. Политическая система

3. Доиндустриальные и частично индустриальные
политические системы
имеют смешанную полити­
ческую культуру. Трудности коммуникации и коор­
динации, резко расходящиеся политические ориен­
тации, слабая степень диверсификации ролей всех
звеньев системы порождают необходимость в при­
менении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тота­
литарная политическая культура создает принуди­
тельный тип политической активности. В ней отсут­
ствуют добровольные объединения, а политическая
коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либе­рализм в принятии решений; 2) коммунистические сис­темы с приоритетом равенства социальных благ и прене­брежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое оли­гархией и консервативное по своему характеру, посколь­ку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области эко­номических и социальных благ; они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой яв­ляется проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно распространено деление систем на тотали­тарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как сово­купность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского сло­ва «totalis» (весь-полный-целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

14 Соцеологе*


Социология



Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества.
Законодательная, исполнительная и судебная систе­
мы контролируются из одного центра — политичес­
кого и идеологического института — партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксиро­
ваны формально, но реально отсутствуют. Законы
защищают только интересы государства. Действует
принцип «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная политическая оппозиция отсутствует.
Оппозиционные взгляды проявляются преимуще­
ственно в форме диссидентства.

4. В стране признается право на существование толь­
ко одной правящей партии. Подавляются всякие по­
пытки создания альтернативных политических и
общественных объединений.

5. Существует строгая цензура над всеми средствами
массовой информации, запрещено критиковать
представителей власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями
обеспечения правопорядка выполняют функции ка­
рательных органов государства и выступают в каче­
стве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе функционирует только официальная
идеология, жестокому преследованию подвергают­
ся все иные идейные течения.

8. Власть держится преимущественно на насилии.
Вместе с тем правящая партия прилагает большие
усилия для внедрения государственной идеологии.
Это обеспечивает поддержку власти со стороны аб­
солютного большинства населения. Религия и цер­
ковь формально отделены от государства, но нахо­
дятся под его контролем.

9. Экономика находится под жестким контролем
государственных органов.

10. Несмотря на тотальный контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взя-


419 Глава VIII. Политическая система

точничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-друго­му».

11. Свойственны унитарные формы государства с жес­
ткой централизацией власти.

12. Формально права национальных меньшинств
провозглашены, на деле существенно ограничены.

Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и де­мократией.

Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная политическая сила обще­
ства — правящая группировка (доминирующая), в ее
руках прежде всего исполнительная власть, чьи пол­
номочия при авторитаризме превосходят законода­
тельную власть. Полномочия парламента ограниче­
ны.

2. Политические права и свободы граждан в значи­
тельной степени ограничены. Законы преимуще­
ственно на стороне государства, а не личности. Дей­
ствует принцип: «все, что не разрешено — запрещено».

3. Государство едва терпит легальную оппозицию и
всемерно старается сузить возможность для ее дей­
ствия. Зачастую оппозиция ставится в такие усло­
вия, что ее деятельность становится невозможной.

4. В стране может быть несколько партий, но они, ско­
рее всего, карликовые и играют несущественную
роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все
партии, кроме правящей, запрещены и пресле­
дуются законом. В некоторых странах политические
партии отсутствуют вовсе.

5. Существует цензура над всеми средствами массовой
информации, которым разрешено критиковать от­
дельные недостатки государственной политики, но
в целом, сохраняется лояльность по отношению к
правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции
не только обеспечения правопорядка, но и функции


Социология



карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подав­лении общественных сил, выступающих против вла­стей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

7. В обществе доминирует официальная идеология, но
допускаются и другие идейные течения, более или
менее лояльно относящиеся к правящему режиму,
но занимающие ряд самостоятельных позиций. Цер­
ковь формально отделена от государства, но
фактически находится под контролем государства и
в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая
основана не только на насилии, но и на разделяемой
многими официальной идеологии. Большинство
общества настроено к стране патриотично и в целом
поддерживает правление. Меньшинство же выступа­
ет против авторитаризма и борется за переход к де­
мократии.

Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный сектор достаточно жес­
тко регулируется государством. Многие авторитарные
режимы вполне уживаются со свободным частным
предпринимательством и рыночной экономикой, при
этом экономика может быть как высоко-, так и ма­
лоэффективна.

10. При полной регламентации всех сфер общественной
жизни в обществе могут процветать бесхозяйствен­
ность, коррупция, кумовство при разделе официаль­
ных должностей. Нормы морали носят преимуще­
ственно консервативный характер.

11. Свойственны унитарные формы государства с жес­
ткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств существенно уре­
заются, ограничиваются.

Демократическая:

1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебные вла-


421 Глава VIII. Политическая система

сти. Верховный законодательный орган — парла­мент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодатель­ной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод,
которые не только провозглашаются, но и юриди­
чески закреплены за ними. Закон закрепляет преж­
де всего права личности. Главный принцип: «все,
что не запрещено, — разрешено».

3. Легальная оппозиция пользуется всеми политичес­
кими правами и свободами, как и находящееся у
власти большинство. В демократическом обществе
оппозиция является неотъемлемым элементом по­
литического процесса.

4. Функционирует многопартийная система, при кото­
рой одна партия может сменить у власти другую на
законных основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации полностью свобод­
ны от цензуры и могут не только критиковать влас­
ти на законных основаниях, но и существующую
форму государственного правления, не призывая
при этом к его насильственному свержению, что в
условиях демократии запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы — важные опоры государства,
выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю
и внешнюю безопасность государства и общества.
Их действия регулируются и ограничены законом.
Основные функции по поддержанию правопорядка
принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и
судам.

7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная
идеология. В условиях плюрализма многие идейные
течения противостоят друг другу; сохраняются об­
щенациональные мировоззренческие ценности.
Церковь отделена от государства, и государство не
вмешивается в дела церкви. Государственная власть
носит светский характер.


Социология



8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и
позиции. И при всей критике действий властей
большинство общества сознательно и убежденно
поддерживает демократические ценности.

Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупнос­тью общественных отношений, при которых об­щественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с государственной существуют и другие фор­
мы собственности, но частный сектор является веду­
щей силой экономики. Частное предприниматель­
ство ограничено государственным регулированием,
носящим не прямой, а опосредованный характер.
Экономика может быть как высоко-, так и малоэф­
фективна.

10. В демократическом обществе могут происходить
многие негативные явления, и в то же время дис­
циплина основывается преимущественно на личном
интересе, а не на принуждении со стороны властей.
В демократическом обществе терпимо относятся к
различным нормам морали. Демократии часто мо­
жет сопутствовать высокий уровень преступности.

11. Унитарные и федеративные (конфедеративные)
формы власти. Однако при унитарной форме госу­
дарственного устройства в условиях демократии
власть на местах имеет большие полномочия

12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как
правило, в полном объеме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой су­ществуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, ис­полнительные, судебные и иные структуры.


I


423 Глава VIII. Политическая система

.Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее совре­менны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих тра­диционных форм власти могут быть отнесены к незапад­ным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или пе­ремены политические системы подразделяются на: а) кон­сервативные; главная цель — сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в по­литической, экономической и культурной сферах, и осо­бенно форму политической власти; б) трансформирую­щиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать два типа сис­тем: 1) реакционные режимы, цель которых вернуть об­щество (в целом или частично) назад, к прежнему типу по­литической и экономической системы; 2) прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т. д.

Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий сви­детельствует о многомерности политического мира. Слож­ность политических систем такова, ни один взятый в от­дельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа много­мерных политических систем требуется многомерный подход.


Социология



Политическая культура

Понятие политической культуры: содержание, элементы и функции

Трудности в понимании политической культуры обус­ловлены размытостью ее очертаний, «разлитостью во всем» политическом бытии, как и во всем социальном.

Американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэл-лом было введено понятие «политическая культура» и дано определение, считающееся в зарубежной литературе клас­сическим: «Интернализация политической системы через познание, чувства и суждения ее членов»1. Политическая культура, разъясняет это определение польский полито­лог А. Боднер, есть совокупность индивидуальных пози­ций и ориентации участников данной системы; субъектив­ная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. «Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов, а именно:

а) познавательную ориентацию — истинное или лож­
ное знание о политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию — ощущения связи, вов­
лечения, противодействия и т, д. по отношению к поли­
тическим объектам;

в) оценочную ориентацию — суждение и мнение о по­
литических объектах...»1. В соответствии с изложенным,
главным предметом исследования политической культуры
остаются позиции индивидуумов и групп по отношению
к политическим явлениям, что означает ориентацию на
изучение субъективного контекста политики.

Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественно­го мнения с целью выяснения индивидуального отноше­ния граждан к политической системе в США и ряде дру­гих стран.

Тем не менее если сводить политическую культуру лишь к субъективности, к индивидуальным позициям и ориентациям, то это означает закрыть путь, по крайней мере, для понимания ее как воплощения накопленного

' Бро Ф Политология / Перевод с французского. М., 1992 С. 52.


425 " Глава VIII. Политическая система

народом той или иной страны опыта политического раз­вития, а также вывести за рамки культуры саму полити­ческую систему как объективированную реальность.

В состав политической культуры включается вся сово­купность как индивидуальных, так и коллективно-группо­вых ценностных ориентации и образцов поведения учас­тников политической системы. Культура несводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризу­ет ее.

Понимание политической культуры как специфи­ческого качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: реализация по­литических знаний, ценностей, образцов поведения; опыт, зафиксированный в нормах (обычаях, законах), способно­сти людей к политическому действию и т. п.

В процессе деятельности политическая культура субъекта выступает в форме исторически культурной твор­ческой способности и в виде объективированных культур­ных ценностей, т. е. признанных обществом и существу­ющих как реальность. Обобщенно говоря, состояние политической культуры и ее структура характеризуются: а) комплексами явлений культурно-психологических, идейно-теоретических и поведенческих, реализуемых в политических действиях; б) объективированными резуль­татами деятельности: ценностями, нормами, институтами, включая интегрированный прошлый опыт, на которые ориентированы политические субъекты, члены данного общества, страны; в) сформировавшимися (или формиру­ющимися) типами политических субъектов (индивидуаль­ными, групповыми, элитами, партиями и др.), с присущей им системой мотивации поведения и деятельности.

Политическая культура отдельных политических субъектов слагается из таких компонентов, как-то: знания и ориентации в отношении политики и различных ветвей

1 Боднер А. Политическая культура общества и ее обусловлен­ность // Политология вчера и сегодня. М, 1990. С. 216—217.


Социология



власти, деятельности правительства и его представителей; характер отношения к другим политическим субъектам (включая партии); политическая самоидентификация, т. е. отождествление самим субъектом себя с каким-то поли­тическим сообществом и другие. Степень массового про­явления каждого из компонентов влияет на состояние политической системы. Так, согласно данным Г. Алмонда и С. Вербы, слишком сильная приверженность граждан определенным политическим партиям и группам может привести к дестабилизации системы. «Чтобы граждане могли хоть в какой-то степени контролировать политичес­кие элиты, их преданность по отношению к системе и к этим элитам не должна быть полной и безусловной»1.

Если говорить о культуре функционирования по­литических институтов, то следует отмечать иные компо­ненты. В частности: культуру принятия политических ре­шений, культуру электорального политического процесса (поведения партий, движений); культуру восприятия и регулирования политических конфликтов; характер взаи­модействия между институтами (ветвями власти, партия­ми и т. п.); уровень идеологизированности институтов; политический язык (система символов — носителей поли­тического значений) и т. д.

На формирование политической культуры данного об­щества и строя оказывают влияние многие факторы. В их числе исторические предпосылки, уровень общей культу­ры страны, народа, ибо политическая культура ее часть, она в любом случае аккумулирует в себе предшествующий опыт. Бесспорно велико детерминирующее значение тако­го фактора, как социально-классовые интересы. Только не следует абсолютизировать их воздействие на культуру, что обычно делалось в марксистской литературе. Нелепо от­рицать детерминацию политической культуры географи­ческими факторами. Геополитика — не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов во многих странах мира. Наконец, одним из существенных факторов формирования политической культуры общества являет­ся идеология.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...