Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 5 глава




1Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность де­мократии // Политические исследования. 1992. № 4. С. 128.


427 Глава VIII. Политическая система

Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет прежде всего функцию интегратора всего поли­тического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Процесс этот не прямолинеен, а зигзагообразен и про­тиворечив; он связан с борьбой различных политических сил, поскольку из прошлого могут переходить в настоя­щее наряду с элементами культуры, соответствующими потребностям данной политической системы (т. е. функ­циональными), также нормативы и модели, противопо­ложные природе системы, подрывающие ее (т. е. дисфунк­циональные). Таковыми, в частности, оказываются прогрессивные демократические ценности при утвержде­нии в Обществе тоталитарной системы. Естественно, они ею отторгаются. И напротив, инородными элементами для демократической системы становятся обычаи и традиции предыдущих поколений, тяготеющие кошмаром над ума­ми живых, любые реакционные идеологические формы, политические стереотипы и мифы, препятствующие раз­витию политической рациональности.

Весь комплекс элементов политической культуры — представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведе­ния, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплек­сы и другое — исторически сформировался как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации — главный критерий культурности политической жизни общества. Политическая культура определяет и предписывает нор­мы поведения и «правила игры» в политической сфере, ру­ководящие принципы политического поведения и дея­тельности.

Нормативно-регулятивная система политической куль­туры призвана обеспечить еще одну, не менее важную, функцию культуры — служить мотивационной базой поли­тической деятельности субъектов всех уровней, быть сред­ством включения членов общества в работу институтов власти и управления тем обществом, в котором они жи­вут. Для каждого индивида политическая культура — не только знание политической жизни и не только раз и на-


Социология



 


I


всегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ори­ентиров и форм участия или же непосредственной дея­тельности в институтах власти и управления обществен­ными делами.

Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориента­ции, образцов поведения социального субъекта, то оче­видна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия.

Коль скоро политическая культура есть способ суще­ствования политической системы, качественное состоя­ние, то и все описанные функции синтезируются в реали­зации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры наце­лен на обеспечение функционирования властных инсти­тутов и управления системой в интересах господствующих социальных групп или большинства населения. Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между об­щими и частными интересами и согласованию этих инте­ресов. Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющим­ся социально-экономическим и иным условиям существо­вания.

Типология политической культуры

Политическая культура — многосложный и неоднород­ный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, реги­онально-национальный, общественной системы. В отли­чие от культуры общества выделяются политические суб-


 

I


Глава VIII. Политическая система

культуры, присущие отдельным группам населения или же частям системы. Так, в российском обществе достаточно отчетливо видятся субкультуры молодежи и ветеранов войны, так называемой номенклатуры и интеллектуаль­ной элиты (научной и художественной интеллигенции), партий, национальных групп, формирующегося слоя биз­несменов.

В зарубежной и политологической литературе уде­ляется значительное внимание изучению субкультуры элит (элитизм). Известна теория политических элит, сфор­мулированная итальянским социологом В. Парето. Уче­ный около столетия тому назад описал политическую культуру сменяющих друг друга двух типов элит — «львов» и «лисиц». Для первых характерен крайний консерватизм, непримиримость» стремление к силовым методам правле­ния; для вторых — хитрость, коварство, вероломство и политические комбинации. Состав правящих элит в исто­рии изменялся. Во многих обществах у власти стояли свя­щенники, опираясь на свой контроль над религиозными догмами и символами. Господствовали военные (явно или скрыто). В современных обществах типология элит обога­тилась. В конкуренции за господство участвуют интел­лектуалы, бюрократы, технократы, менеджеры, партий­ные политики. Политические элиты могут формироваться как из верхних слоев общества, так и из маргинален. В советских условиях при сталинизме была вытеснена рево­люционная интеллигенция технократическими политика­ми. Какими бы ни были элиты, способы борьбы за власть и методы властвования во многом оставались одними и теми же. По В. Парето, — это убеждение, согласование и обман, хитроумные средства одурачивания масс, введение их в заблуждение и применение силы. Образная ха­рактеристика субкультуры «львов» и «лисиц», данная ита­льянским ученым, не утратила свою актуальность по сей день. Она применима к элитам, фигурирующим в насто­ящее время на политической арене нашей страны.

Обусловленность политической культуры социальной системой находит свое выражение в наличии разных ти­пов культур.

В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы «Граждан­ская культура» выделяются три основных типа политичес-


Социология



кой культуры: приходская, подданическая и культура участия.

Они характеризуются отличительными существенными признаками. Приходская культура исключает наличие кон­кретных политических ролей. Здесь не конкретизируются политические ориентации. Прихожанин не обладает зна­ниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, привержен традиционалистским связям, замыкается на местной и этнической солидарности. Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия. Подданничес­кая культура базируется на пассивном отношении субъек­тов к политической системе в целом. Индивиды ведут себя лишь как подданные по отношению к властным институ­там, соответственно их позиция. Это позиция повинове­ния, зависимости, подчинения. Культура участия — ак­тивистский тип; ее субъект — гражданин, перманентно участвующий в политике. Его позиция активна, выража­ет заинтересованность в поиске возможных путей и мето­дов участия в выработке тех или иных решений. Он четко ориентирован на политическую систему в целом.

Американские политологи отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявля­ются. Взаимодействуя между собой, они образуют сме­шанные формы с доминированием того или иного ком­понента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематических смешанных поли­тических культур: 1) патриархально-подданническая; 2) подданническо-активистская и 3) патриархально-акти­вистская.

К числу смешанных относится «гражданская культура». Данный тип культуры, по мнению политологов, в наибо­лее полном и систематизированном виде сложился в США (в первоначальной форме в Англии). Это «культура лояль­ного участия», позитивно ориентированного на полити­ческую систему в целом. Спустя много лет Алмонд в кни­ге «Еще раз о гражданской культуре» писал, что в гражданской культуре в основном существует консенсус (согласие) относительно легитимности (законности) по­литических институтов, направления и содержания обще­ственной политики; широко распространены терпимость в отношении плюральности (множественности) интересов



Глава VIII. Политическая система


и убеждение в их примиримости, а также чувство полити­ческой компетентности и взаимной веры граждан. Не трудно увидеть в этой типологической модели своего рода эталонную политическую культуру, соответствующую по­литической системе индустриально развитых стран, в пер­вую очередь ее англо-американской разновидности. -

Политическая культура по своей структуре — подобно политической системе — имеет два важных отличитель­ных признака в зависимости от того, в какой степени диф­ференцированы (различены) или специализированы по­литические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу.

Дифференциация относится к тем процессам по­литико-культурного развития, когда возникают и соеди­няются с прежними новые типы ролей и ролевых струк­тур. Поэтому можно выделить, используя историческую периодизацию немецкого социолога Н. Лумана, следую­щие типы политической культуры: 1) политическая куль­тура сегментарного общества примитивных архаических народов; 2) политическая культура стратифицированного (наличие иерархически упорядоченных слоев) общества; 3) политическая культура современного функционально-дифференцированного общества.

Политическая культура эскимосов, простейшая из из­вестных обществу, является примером относительно не­дифференцированной политической культуры. Следую­щей формой дифференциации политической культуры является уже не образование равных между собой единиц (семей, родов), а различие неравных общественных сло­ев — крестьян, горожан, дворян и др. В политической культуре функционально-дифференцированного обще­ства различаются такие функциональные системы, как гражданское общество и правовое государство, вос­питание, религия, искусство, каждая из которых в ходе дифференциации достигла своей автономии, т. е. может выполнять свою роль при условии, что и все другие сис­темы выполняют свои.

Наряду с типами политической культуры в общечело­веческом политико-культурном пространстве наблюдают­ся и политические субкультуры.

Политические субкультуры характерны для конкрет­ных субъектов политики. Они отличаются своеобразны-


Социология



ми взглядами, предпочтениями и поведением соответству­ющих групп людей в сфере политики.

К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие:

а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на
либерально-демократические ценности и нормы. Отлича­
ется широким диапазоном политического выбора и поли­
тических пристрастий.

Статус гражданина как субъекта политики в ее преде­лах относительно высок. Политическая жизнь регулиру­ется детальной правовой регламентацией, отличается мно­гообразием.

Эта политическая субкультура является базовой осно­вой либерально демократической модели политической культуры;

б) политическая субкультура Востока. Ориентирована
на историко-религиозные традиции. Функционирует в
условиях ограниченного политического выбора. Харизма-
тична.

В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жиз­ни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством админи­стративной власти над представительной и судебной.

Распространены передача власти по наследству и ее элитарность;

в) региональные политические субкультуры. Выделяют­
ся по регионально-государственным признакам.

По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граж­дан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.

Так, политической культуре граждан США свойствен­ны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относитель­ная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным)



Глава VIII. Политическая система


формам политического поведения; ориентация на обще­ственное мнение; взыскательность электората (избирате­лей) к политикам и властям.

Политической же культуре россиян присущи: ориента­ция на нормы коллективистской морали; идеологизиро-ванность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных при­тязаний на власть; политическая лояльность и подданни­ческое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому ре­жиму); политическая наивность, доверчивость и др.

Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах от­дельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик — субъектов РФ, а также Центрально-Черноземного, Южного, Урало-Сибирского и Дальневосточного регионов.

С учетом регионального фактора возможно также раз­личать городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются
тесным переплетением религиозной и политической сфер
общественной жизни. Существенным влиянием религиоз­
ных установок на политические ориентации и поведение
субъектов политики.

Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для го­
сударств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями та­ких субкультур являются, например, греки в Турции, ал­жирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчас-


Социология



ти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России, и многие другие.

Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случа­ях, когда какое-либо этническое меньшинство дискрими­нируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основны­ми носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре присущи: эмоциональное воспри­ятие политической жизни общества; противоречивое мно­гообразие политических интересов и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта но­сителям этой субкультуры свойственны также: политичес­кая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, — т. е. механическое соединение разно­родных политических взглядов, теорий, идейных направ­лений.

Но именно в недрах молодежной политической суб­культуры нередко вызревают многие будущие политичес­кие нововведения, впоследствии утверждающиеся в обще­стве.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было влас­ти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-поли­тических сил.

Немаловажно и то, что первичная политическая соци­ализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Политическая социализация молодежи

Системное рассмотрение феномена политической со­циализации молодежи наиболее эффективно решается с позиции структурно-функционального анализа, теорети-



Глава VIII. Политическая система


ческие основания которого разработаны в трудах Т. Пар-сонса и Р. Мертона1.

Функционализм Т. Парсонса исходил из признания ис­ключительной значимости структурных и функциональ­ных характеристик общества для понимания сути проис­ходящих в нем процессов. Несмотря на то, что главное преимущество в процессе адаптации человека к окружа­ющей среде Т. Парсонс отдавал экономике — через труд, производство, инвестиции и т. д., для нас его идеи имеют продуктивное значение ввиду особой роли фактора эко­номики в политической жизни общества. Кроме того, Т. Парсонс оставил глубокие замечания относительно ме­ханизмов социализации и социального контроля, которые позволяют системе достичь равновесия и устойчивости путем формирования таких ценностнонормативных ори­ентиров личности, которые совместимы со структурными характеристиками самой системы. В процессе социализа­ции, считает Т. Парсонс, культурные образцы — ценнос­ти, нормы, принципы, взгляды и т. д. — встраиваются в личность, определяя нормы удовлетворения потребнос­тей, целевые установки, средства достижения необходи­мых результатов. Личность, как системное качество, пред­стает отражением преобладающих в культуре образцов действий.

Большой интерес представляет предложенная Т. Пар-сонсом концепция информационного и энергетического обмена внутри целостной системы социального действия. Здесь возникает определенная схема воздействия: культура информационно воздействует на социальную систему, которая через социальную структуру информационно ре­гулирует систему личности, а та, в свою очередь, инфор­мационно регулирует систему организма.

Тем самым, культурно-ценностная ориентация ставит пределы развития социальной системы, ограничивая из­менчивость норм и определяя параметры средств дости­жения целей. Нормы, существующие в социальной систе­ме, воздействуют на индивидов, выполняющих в этой системе определенные социальные роли, ограничивая раз-

1 См.: Parsons T. System of modern societies. Prentice Hall, 1971. 286 p.; Merton R. Social theory and social structure. Glenkoe, 1968. 356 p.


Социология



нообразие мотивов, целеустановок и выбора в их деятель­ности. Каждая система в этой иерархии, с одной стороны, обеспечивает поступление ресурсов, необходимых для де­ятельности системы более высокого уровня, а с другой стороны, системы более высокого уровня могут вводить ограничения на использование энергии и ресурсов систе­мами более низкого уровня. Таким образом осуществля­ется постоянный взаимный обмен ресурсами и информа­цией.

Разделяя основную идею Т. Парсонса об исключитель­ной значимости учета структурных и функциональных характеристик в познании общества, Р. Мертон конкрети­зировал ее в том плане, что каждое социальное явление, процесс, структурное образование могут иметь весьма раз­личное значение как для общества в целом, так и для его подсистем или отдельной личности. Это может быть, во-первых, дисфункция, т. е. отдельный социальный процесс, явление и т. д. могут нарушать существующую стабиль­ность и устойчивость социальной системы или какой-либо из ее частей. Это может быть, во-вторых, нейтральность или нулевая функция, выражающаяся в том, что социаль­ное явление не влечет за собой каких-либо последствий для развития социальной системы или, по крайней мере, не оказывает на нее существенного влияния. В-третьих, Р. Мертон предложил различать явные и латентные фун­кции, т. е. те, которые являются преднамеренными и по­следствия которых ожидаемы, и те, следствия которых не предполагались в результате функционирования. Нако­нец, в функционализм были введены понятия преднаме­ренного и непреднамеренного результата, которые в свою очередь определенным образом коррелируют с другими функциями, например скрытая функция — тип непредна­меренного результата.

В дальнейшем американский исследователь Л. Козер, опираясь на основные положения структурно-функцио­нального анализа, сформулировал концепцию конфлик­тного функционализма, в которой социальный конфликт оценивается позитивно, как естественный атрибут соци­альной системы, способствующий, в конечном итоге, обеспечению устойчивости в развитии общества. Идеи


437 Глава VIII. Политическая система

Т. Парсонса, Р. Мертона, Л. Козера нашли отражение в ис­следовании политической социализации молодежи.

В американской социологической мысли важное мес­то среди аспектов структурно-функционального анализа политической социализации молодежи принадлежит ис­следованию разноуровневости агентов изучаемого фено­мена. Функционирование агентов политической социали­зации молодежи может рассматриваться на макро- и микроуровнях. Микроуровень предполагает описание внешних, наиболее общих условий социализации в сфере политики. Он включает в себя: образ жизни, характерный для общества и для определенной большой социальной группы в частности; исторически сложившиеся полити­ческие ценности, ориентиры, традиции, тип политичес­кой культуры, присущий данному обществу; характер сиюминутного состояния общественного развития (вой­на, экономическая депрессия, экономический подъем, ровное, стабильное развитие общества); тип политической системы, определяющий и направляющий деятельность агентов политической социализации.

Микроуровневый анализ предполагает изучение воз­действия, которое оказывают малые социальные группы на социализируемую молодежь. Микрогруппа является передаточным звеном между молодежью и большими со­циальными общностями. Становление молодого челове­ка как члена общности происходит именно в микрогруп­пе и благодаря ей. Сами же микрогруппы не изолированы от жизни общества. Их политические характеристики за­висят от макроусловий политической жизни, от конкрет­но-исторического уровня развития общества. Человек с раннего детства является членом определенных микро­групп. Они воздействуют на него, убеждая, воспитывая его посредством поощрительных и наказуемых санкций. Чле­нами микрогруппы разделяются те или иные политичес­кие позиции и представления, ценности и ориентации, которые в качестве императивных требований предъявля­ются к молодежи. Эффективность воздействия микро-группы на молодых людей зависит от степени интегриро­ванное™ ее членов и от того, является ли она референтной для индивида.


Социология



Несколько иную классификацию уровней политичес­кой социализации вообще и молодежи, в частности, мы находим у немецких исследователей. Ими предлагается данный процесс рассматривать на макро-, мезо- и микро­уровне. Макроуровень предполагает анализ внешних ус­ловий, внешней среды политической социализации. В ка­честве таковой выступают политические системы обществ. Мезоуровень требует анализа функционирования много­численных социальных инстанций, являющихся посредни­ками между политической системой (макроуровнем) и со­циализирующимся субъектом. К их числу относятся практически все агенты политической социализации. Мик­роуровень предполагает изучение персональных взаимо­действий между социализирующимся молодым человеком и конкретной социализирующейся -инстанцией.

Существует также несколько классификаций форм по-литико-социализирующего процесса. Первая группа оп­ределений — латентная, скрытая, незамечаемая, косвен­ная, случайная, ненамеренная. Вторая группа — открытая, прямая, контролируемая, планомерно-организованная, намеренная, целенаправленная. Эти определения говорят не только о форме политической социализации, но и дают представление о содержании этого процесса.

Еще одно определение форм политической социализа­ции мы встречаем в работе болгарского исследователя В. Проданова «Личность и политика». Кроме прямой и косвенной, он ведет речь о первичной и вторичной соци­ализации в сфере политики. При прямой социализации содержание приобретенных индивидом ориентации носит открыто политический характер. При косвенной — эта ориентация сама по себе может и не быть политической, но оказывать в той или иной степени воздействие на по­литические представления и политическое поведение че­ловека. Первичная социализация в сфере политики совер­шается в детские и юношеские годы, вторичная — в более зрелом возрасте1.

В вопросе об уровнях и формах политической социа­лизации нет необходимости говорить о преимуществах какой-либо одной точки зрения. Все эти подходы допол-

1 См.: Проданов В К. Личность и политика. София, 1988, С. 131.



Глава VIII. Политическая система


няют друг друга и их применение обусловливается целя­ми исследования.

В теории политической социализации не решен также окончательно вопрос и о возрастных рамках и этапах по­литической социализации. К примеру, в ряде исследова­ний Ж. Т. Тощенко высказывает мнение о наличии трех этапов политической социализации индивида1. Первый этап длится примерно с 8—9 до 13 лет. На этом этапе раз­вивается познавательная структура и преобладают эмоци­ональные компоненты политической социализации. Вто­рой этап— между 13 и 18 годами. Для этого этапа характерна интеграция эмоционального компонента с ус­военным знанием элементов политической организации и отношений между ними. Третий этап охватывает пери­од зрелости человека. На этом этапе возможны стабили­зация или смена сформированных политических ориен­тации и представлений. Это этап реализации активного политического поведения человека. Автор, правда, отмеча­ет, что предложенная схема справедлива лишь относитель­но. В переломные годы развития общества можно наблюдать несовпадение поведения индивида с вышеизложенными этапами политического развития.

Недостатком этого подхода в определении возрастных этапов процесса политической социализации индивида является то, что он связан, главным образом, с онтогене­тическим развитием ребенка, вследствие чего происходит подмена социальных параметров в определении стадий и этапов социального становления человека органическими признаками его биологического созревания.

Оригинальный пример преодоления этого недостатка мы находим у Э. Я. Баталова2. По его мнению, развитие современного общества характеризуется известным разры­вом между трудовой и политической активностью. Поли­тическая активность может иметь место до начала трудо­вой деятельности индивида. Таким образом, решающее воздействие на процесс политической социализации ока-

1 См.: Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1998. С. 256—
257; Основы политической социологии: Учебник. М. — Н. Новго­
род, 1998. С. 134-135.

2 Баталов Э. Я. Политическая культура современного американ­
ского общества. М., 1990 С. 98.


Социология



зывает не трудовая деятельность, а личное участие инди­вида в политическом процессе. Рассматривая политичес­кую социализацию на основании отношения индивида к политическому процессу, Э. Я. Баталов, выделяет в ней три последовательные — и внутризаменяемые — стадии: «допартиципаторную, собственно партиципаторную и постпартиципаторную».

Допартиципаторная стадия охватывает период дош­кольного и частично школьного обучения. На этой стадии закладываются основы, преимущественно на эмоциональ­ном уровне, господствующей политической культуры. Партиципаторная стадия может начаться еще на этапе дотрудовой деятельности индивида. Так, учащиеся стар­ших классов способны принимать участие в политической жизни страны. Завершение этой стадии, в зависимости от конкретного случая, может приходиться на трудовой или послетрудовой этап общей социализации индивида.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...