Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, формы и методы государственного регулирования экономики.




Экономические функции правительства осуществляются практически через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это вмешательство государства в национальное хозяйство с целью общей координации и сти­мулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориенти­рами. Государственное регулирование как тип экономического механизма необходимо потому, что чисто рыночный саморегулирующий механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что снижает эффективность национальной экономики.

Следует различать объекты, субъекты, формы, методы и направления государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования — это макроуровень на­циональной экономики и наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, ЕС), уровень секторов, отраслей, регионов, а также микроуровень хозяйственных звеньев.

Субъектами государственного регулирования являются наднацио­нальные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и коммунальные (местные) органы управления.

Формы государственного регулирования: административные, право­вые, социальные и экономические.

Административное регулирование — это меры по лицензированию и квотированию, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учет­ной ставкой процента.

Правовое регулирование есть система норм и правил, установленная законодательством.

Социальное регулирование представляет собой меры по смягчению социального неравенства и стимулированию экономической активности граждан.

Экономическое регулирование как вмешательство государства в эко­номику осуществляется разнообразными методами. Различают прямые и косвенные методы.

Прямое вмешательство осуществляется через существование госу­дарственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями. Во всех развитых стра­нах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государство является здесь собственни­ком определенных предприятий, обладает капиталами, принимает долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики* морской, железнодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев—I связь. Государство содержит также фундаментальную науку, оборону, об­разование, где частные инвестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомную энергетику, авиа­цию и космонавтику, отличающиеся дорогостоящими инвестициями. Го­сударство также несет практически все затраты на экологию.

 
 

Прямое вмешательство государства означает и принятие законода­тельных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Сюда же относится и установление государственных (или фиксированных) цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок.

Прямым регулированием является также разработка долгосрочной эко­номической стратегии, т.е. промышленной политики и программирование. Экономическое программирование под названием «индикативного плани­рования» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г. разрабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намеча­ются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического развития, которые носят рекомендательный характер. Но на их основе заключаются соглашения между предпринимателями, местными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осущест­вляется финансирование программ по реализации этих соглашений.

Прямое регулирование осуществляется и в форме безвозвратного це­левого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в ви­де субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует выравниванию фи­нансового положения территорий, секторов экономики, отдельных соци­альных групп населения.

Прямое регулирование используется для поддержания отечественного предпринимательства с целью обеспечения конкурентоспособности нацио­нальной продукции на мировых рынках путем формирования рыночной инфраструктуры, ограничения монополизма, развития малого и среднего бизнеса, поощрения инновационной деятельности предприятий.

Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния на экономическое поведение производителей и потребителей через

предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулирования можно выделить: меры ценового характера и меры количественного характе­ра. К мерам ценового характера можно отнести налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммер­ческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, эксперт­ные премии, ускоренную амортизацию, финансовый и промышленный ли­зинг и т.д. Мерами количественного характера являются регулирование запа­сов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...