Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет, его структура, проблемы функционирования: бюджетный дефицит и государственный долг.




Налоговые поступления, являясь основной статьей доходов государ­ства (90—95 %), поступают на специальные банковские счета, которые го­сударство имеет в Центральном банке страны. Эти деньги служат основой государственного бюджета. С материально-вещественной точки зрения государственный бюджет— это централизованный фонд денежных ре­сурсов, которым располагает правительство страны для выполнения соци­ально-экономических функций; с социально-экономической точки зрения государственный бюджет является инструментом перераспределения на­ционального дохода, с помощью которого выражаются отношения между государством и юридическими и физическими лицами, а также между органами государственной власти по поводу формирования и использова­ния на общественные потребности основного централизованного фонда денежных средств.

В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов го­сударства. В России» проект федерального бюджета разрабатывается пра­вительством и утверждается в законодательном порядке на один год пар­ламентом. За исполнение бюджета отвечает правительство. Оно организу­ет (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов в соответствии с утвержденным бюджетом.

Доходная часть бюджета формируется прежде всего за счет налого­вых поступлений, но также за счет доходов от приватизации, прибыли Центрального банка, процентов по кредитам, предоставленным иностран­ным государствам, а еще поступлений из внебюджетных фондов (пенси­онный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд заня­тости населения, фонд обязательного медицинского страхования, фонд технологического развития), которые в совокупности называются ненало­говыми поступлениями и составляют около 5 % доходов бюджета. Бюд­жетные доходы формируются также за счет денежной эмиссии и государственных внешних и внутренних займов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, не­обходимых для осуществления государством его конституционных функций. Они делятся по экономическому, функциональному и ведомст­венному признакам. По экономическому признаку расходы группируются в зависимости от их роли в процессе воспроизводства и делятся на те­кущие и капитальные (на новое строительство, реконструкцию и техни­ческое перевооружение действующих объектов государственной и му­ниципальной собственности).

По функциональному признаку все расходы группируются в 25 разде­лов (например, расходы на государственное управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность, культуру и искусство, про­мышленность и строительство и т.д.). По ведомственному признаку про­исходит адресное выделение бюджетных средств бюджетополучателям (их 132), т.е. конкретным министерствам, ведомствам, органам законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

В России как в федеративном государстве существуют следующие уровни бюджета:

1) федеральный или республиканский бюджет Российской Федерации;

2) бюджеты регионов (89 субъектов Российской Федерации);

3) местные или муниципальные бюджеты.

Государственным бюджетом являются федеральный и региональный бюджеты, через которые перераспределяется около 50 % ВНП и осуществляется контроль за формированием и использованием централизованных финансовых ресурсов государства.

 

Бюджетный дефицит — это такое финансовое состояние, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем воз­можная величина всех его доходов. Иначе говоря, налицо превышение расходов над доходами. Обратная ситуация называется бюджетным про­фицитом, и при этом имеет место превышение доходов над расходами. Устойчивый профицит называется суфицитом. Сбалансированный бюджет означает равенство доходной и расходной его частей.

Существуют три концептуальных подхода к формированию государственного бюджета: ежегодно балансируемый бюджет; бюджет, баланс и руемый на циклической основе; функциональные финансы.

Ежегодно балансируемый бюджет — это бюджет, который должен Ж быть сбалансирован в пределах каждого года или даже месяца. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приростыправительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину государственных расходов и налогов.

Бюджет, балансируемый на циклической основе, есть такой бюджет, который должен быть сбалансирован в пределах экономического цикла - в течение спада производства в бюджете автоматически (через внут­ренние стабилизаторы) формируется дефицит, оказывающий стабилизи­рующее влияние на экономику. Напротив, в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек.

С точки зрения последнего из перечисленных подходов (функцио­нальные финансы) вопрос о сбалансированности бюджета не столь ва­жен, главное — обеспечение неинфляционной полной занятости (естест­венного уровня безработицы). На этом основании экономисты ввели по­нятие бюджета полной занятости, который показывает, каковы были бы бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Бюджет полной занятости надо отличать от фактического бюджета, который является менее точным пока­зателем направленности фискальной политики государства.

Мировая практика знает четыре основных способа решения пробле­мы бюджетного дефицита:

1) сокращение бюджетных расходов;

2) изыскание источников дополнительных доходов;

3) выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для фи­нансирования государственных расходов;

4) одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организа­ций, других государств и международных финансовых организаций.

Имеется еще способ борьбы с дефицитом — это секвестр, который заключается в пропорциональном снижении расходов по всем статьям бюджета до завершения бюджетного года. Однако это не более чем техн» ческие процедуры, первые же четыре — экономические меры.

Сокращение бюджетных расходов — это самый простой, но и са мый болезненный путь, ибо государство финансирует те нужды общества которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. речь идет о сокращении социальной помощи, расходов на науку, образование здравоохранение, оборону страны.

Изыскание источников дополнительных доходов возможно в ос­новном за счет налоговых поступлений, рост которых зависит от доходов юридических и физических лиц. Когда доходы возрастают за счет инфля­ции, то одновременно с этим увеличиваются и расходы бюджета. Причем расходы бюджета возрастают быстрее, чем налоговые поступления, и в результате дефицит не сокращается, а даже увеличивается.

Выпуск необеспеченных денег — это самый легкий, но и самый опасный способ ((затыкания дыр» в бюджете. Государству легко напечатать много новых денег, но это приведет к инфляции и к товарному дефициту, если государство попытается установить ограничение на рост цен.

Одалживание денег составляет государственный долг или задол­женность государства. Различают внутренний государственный долг (долг государства хозяйствующим субъектам данной страны) и внешний (долг государства иностранным субъектам).

Внутренний государственный долг — 699 млрд руб. осенью 1998 г. в России — это задолженность государства гражданам, фирмам и учреж­дениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренний государственный долг при­водит к эффекту вытеснения. Суть этого эффекта заключается в сле­дующем: государство, беря в долг у населения, предъявляет спрос на деньги; это увеличение спроса на деньги вызывает рост ставок процента, что в свою очередь сокращает, вытесняет частные инвестиции. Если же бюджетный долг финансируется за счет займов, полученных у Централь­ного банка, происходит монетизация государственных расходов, т.е. воз­никает кредитная эмиссия, и поэтому усиливается инфляция. Следова­тельно, бюджетный дефицит оказывает дестабилизирующее влияние на функционирование национального хозяйства.

Внешний государственный долг — это одалживание денег у ино­странных граждан, фирм и международных финансовых организаций (например, у МВФ). Сегодня в России он составляет порядка 158 млрд долл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...